Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

V. ГРАНИЦЫ ЗОН, ОБРАЗУЮЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН

5.1. При работе грузоподъемных машин выделяются зона обслуживания грузоподъемной машины, опасная зона, возникающая от перемещаемых грузоподъемной машиной грузов, а также опасная зона, возникающая от перемещения подвижных рабочих органов самой грузоподъемной машины.

5.2. Граница зоны обслуживания башенных кранов определяется

максимальным вылетом (R ) на участке между крайними стоянками

р.

крана на рельсовом крановом пути согласно рисунку 12.

5.3. Границы зон обслуживания стреловых кранов и

кранов-манипуляторов определяются максимальным вылетом (R )

р.

согласно рисунку 13.

5.4. Границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными машинами, а также вблизи строящегося здания, представленные на рисунке 14, принимаются от крайней точки горизонтальной проекции наружного наименьшего габарита перемещаемого груза или стены здания с прибавлением наибольшего габаритного размера перемещаемого (падающего) груза и минимального расстояния отлета груза при его падении (СНиП 12-03-2001, приложение Г) согласно таблице 3 и графику определения минимального расстояния отлета груза при его падении, представленного на рисунке 15.

Таблица 3

МИНИМАЛЬНОЕ РАССТОЯНИЕ ОТЛЕТА ГРУЗА ПРИ ЕГО ПАДЕНИИ (Х)

┌──────────────────────┬─────────────────────────────────────────┐

│ Высота возможного │ Минимальное расстояние отлета груза │

│ падения груза │ (предмета), м (Х) │

│ (предмета), м ├────────────────────┬────────────────────┤

│ │перемещаемого краном│падающего со здания │

├──────────────────────┼────────────────────┼────────────────────┤

│До 10 │ 4 │ 3,5 │

├──────────────────────┼────────────────────┼────────────────────┤

│-"- 20 │ 7 │ 5 │

├──────────────────────┼────────────────────┼────────────────────┤

│-"- 70 │ 10 │ 7 │

├──────────────────────┼────────────────────┼────────────────────┤

│-"- 120 │ 15 │ 10 │

├──────────────────────┼────────────────────┼────────────────────┤

│-"- 200 │ 20 │ 15 │

├──────────────────────┼────────────────────┼────────────────────┤

│-"- 300 │ 25 │ 20 │

├──────────────────────┼────────────────────┼────────────────────┤

│-"- 450 │ 30 │ 25 │

├──────────────────────┴────────────────────┴────────────────────┤

│ Примечание. При промежуточных значениях высоты возможного│

│падения грузов (предметов) минимальное расстояние их отлета│

│допускается определять методом интерполяции │

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

5.5. Под высотой возможного падения груза при его перемещении грузоподъемными машинами следует понимать расстояние от поверхности земли (или площадки, для которой определяется граница опасной зоны) до низа груза, подвешенного на грузозахватном приспособлении (строп, траверса и др.).

5.6. Граница опасной зоны, возникающая от перемещения подвижных рабочих органов грузоподъемной машины, устанавливается на расстоянии не менее 5 м от предельного положения рабочего органа, если в инструкции завода-изготовителя отсутствуют иные повышенные требования.

5.7. Граница опасной зоны принимается:

- для грузопассажирских подъемников от габарита кабины и противовеса и составляет 5 м (п. 7.2.9 СНиП 12-03-2001);

- для грузовых подъемников с платформой от габарита грузовой платформы согласно рисунку 16, для подъемников (вышек) и фасадных подъемников - от габарита люльки.

Граница опасной зоны принимается согласно графику определения минимального расстояния отлета груза при его падении, как вблизи строящегося здания.

Граница опасной зоны для грузовых подъемников с консольной стрелой определяется согласно графику определения минимального расстояния отлета груза при его падении, как при перемещении груза краном, с учетом габарита наибольшего груза согласно СНиП 12-03-2001, приложение Г.

5.8. Нормативными документами не предусматривается возникновение опасных зон от падения крана и его отдельных узлов, поэтому противовесная консоль и часть балочной стрелы, на которую не может заходить грузовая тележка при наличии соответствующего концевого выключателя (или упора), могут перемещаться за пределами строительной площадки и над местами, где могут находиться люди, при соблюдении требований ПБ 10-382-00.

5.9. При определении границы опасной зоны вдоль луча, ограничивающего поворот стрелы, у кранов, имеющих подъемную стрелу, необходимо учитывать изменение высоты подъема в зависимости от вылета, поэтому расстояние от линии ограничения (по лучу) до границы опасной зоны является переменной величиной при изменении вылета (при отсутствии мероприятий по ограничению высоты подъема).

5.10. Границу опасной зоны обозначают на местности знаками в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026-2001, предупреждающими о работе крана (знак N 3, приложение И). Знаки устанавливаются из расчета видимости границы опасной зоны, в темное время суток они должны быть освещены. Знаки устанавливаются на закрепленных стойках для предотвращения опасности от их падения при проходе людей и передвижении техники.

5.11. На границе опасной зоны в местах возможного прохода людей (дороги и пешеходные дорожки) устанавливаются знаки, предупреждающие о работе крана (знак N 3, Приложение 8).

5.12. В необходимых случаях в стесненных условиях строительства величина опасной зоны может быть сокращена за счет применения технических и организационных решений.

5.13. К техническим решениям по сокращению величины опасной зоны относятся: ограничение высоты подъема и зоны обслуживания путем ограничения поворота стрелы или ограничения вылета, применения кранов с меньшей высотой подъема, применение удлиненных стропов, отвечающих требованиям ГОСТ 25573-82*, и грузозахватных приспособлений, оборудованных устройствами для испытания прочности монтажных петель, или страховочного приспособления, исключающих возможность падения грузов, применение защитных ограждений (экранов).

5.14. К организационным решениям относятся мероприятия, содержащие дополнительные требования, связанные с обеспечением производства работ (мероприятия по выполнению погрузочно-разгрузочных работ с обозначением на местности зон подъема груза не на полную высоту и т.п.), которые в письменном виде выдаются крановщикам и стропальщикам.

5.15. Эксплуатация зданий и их отдельных частей, находящихся вблизи строящихся или реконструируемых зданий, допускается при условии, если перекрытие верхнего этажа эксплуатируемого здания не находится в опасной зоне возможного падения предметов, определяемой в зависимости от высоты возможного падения груза до перекрытия верхнего этажа эксплуатируемого здания, и при выполнении следующих мероприятий:

- оконные, дверные проемы эксплуатируемого здания и его отдельных частей, попадающие в зону возможного падения предметов, должны быть закрыты защитными ограждениями; входы и выходы эксплуатируемого здания должны быть устроены за пределами опасной зоны;

- перемещение грузов у существующих (находящихся вблизи строящихся) зданий с глухими капитальными стенами или стенами с проемами, закрытыми защитными ограждениями, может производиться на расстоянии не менее 1 м от стены или выступающих конструкций зданий и сооружений согласно рисунку 17, если максимальная высота подъема груза меньше высоты здания, с применением средств для искусственного ограничения зоны работы стреловых кранов.

5.16. При строительстве объектов с применением грузоподъемных кранов, когда в опасные зоны, расположенные вблизи строящихся зданий, а также мест перемещения грузов кранами, граница которых определяется в соответствии с п. 5.4 настоящих "Указаний", попадают транспортные или пешеходные пути, санитарно-бытовые или производственные здания и сооружения, другие места постоянного нахождения людей на территории строительной площадки или вблизи ее, необходимо предусматривать решения, предупреждающие условия возникновения там опасных зон, в том числе:

- оснащение стреловых кранов для предотвращения их столкновения с препятствиями в стесненных условиях работы системами координатной защиты;

- устройство защитных сооружений (укрытий), обеспечивающих защиту людей от действия опасного фактора;

- ограничение скорости поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее 7 м;

- установка на участках вблизи строящегося (реконструируемого) здания по периметру здания защитных экранов, имеющих равную или большую высоту по сравнению с высотой возможного нахождения груза, перемещаемого грузоподъемным краном. Зона работы крана ограничивается таким образом, чтобы перемещаемый груз не выходил за контуры здания в местах расположения защитных экранов, расположение которых показано на рисунках 18, 19, 20, 21, 22, 23 и 24. В случае ограничения зоны действия крана по наружному габариту здания (стене) защитный экран проектируется с учетом динамических нагрузок от перемещаемых грузов кранами.

В качестве защитных экранов могут применяться:

- конструкции строительных лесов стоечных, если расстояние от линии ограничения до наружной грани здания составит (рисунки 18, 20):

S >= 0,5L + 1,0, м,

Б. гр.

где:

S - расстояние от линии ограничения зоны обслуживания до

Б.

наружной грани здания;

L - максимальный габарит груза;

гр.

- при значениях S меньше указанных выше защитный экран

Б.

должен быть рассчитан на динамические нагрузки от перемещаемого

груза (рисунок 19).

Элементы защитного экрана, расположенные у мест подъема груза, изготавливаются сплошной стенкой из досок толщиной 25 мм (профлистом).

Намеченные мероприятия согласовываются с организацией, эксплуатирующей соответствующие здания и территории.

5.17. Для уменьшения или ликвидации опасной зоны у реконструируемых зданий (сооружений), выходящих на городские магистрали с интенсивным движением транспорта, когда не представляется возможным выгородить на длительное время опасную зону как от реконструируемого здания, так и от перемещаемого краном груза, необходимо выполнить следующие мероприятия:

- установить сплошное ограждение, закрепляемое за наружные стены реконструируемого здания или за инвентарные трубчатые леса, устанавливаемые у реконструируемого здания;

- принять высоту защитного ограждения не менее 3 м от верха существующих наружных стен;

- на лесах установить два защитных настила и наружную сторону лесов выгородить тканой сеткой;

- закрыть все оконные и дверные проемы защитными ограждениями;

- максимальную высоту перемещения грузов (до низа груза) принять ниже верха защитного ограждения на величину не менее 0,5 м;

- вдоль лесов или здания выполнить для пешеходов защитный козырек не менее 2,2 м;

- при выполнении работ в зоне, примыкающей к наружной стене с защитным ограждением, необходимо груз за 7 м опустить на 0,5 м над перекрытием или выступающими конструкциями и подводить к месту установки у наружной стены на минимальной скорости, удерживая его оттяжками;

- при нахождении стропальщика вне видимости крановщика между ними должна быть организована радиосвязь;

- монтаж или перестановку ограждений без устройства лесов производить в ночное время в период наименьшего движения транспорта с установкой на проезжей части сигнальных ограждений за границей опасной зоны от перемещения грузов и необходимых дорожных знаков по согласованию с ГИБДД.