Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

XIX. УСТРОЙСТВО РЕЛЬСОВЫХ КРАНОВЫХ ПУТЕЙ

19.1. Устройство и содержание рельсовых крановых путей строительных башенных и рельсовых стреловых кранов производится в соответствии с ГОСТ Р 51248-99 "Пути наземные рельсовые крановые. Общие технические требования" и проектом, разработанным специализированными организациями или предприятиями - изготовителями кранов, а также в соответствии с разделом 8 "Крановый путь" ПБ 10-382-00 и СП 12-103-2002 "Пути наземные рельсовые крановые. Проектирование, устройство и эксплуатация".

19.2. Устройство кранового пути (исключая пути железнодорожных кранов) производится по проекту, разработанному специализированной организацией или предприятием - изготовителем крана.

19.3. При наличии подземных коммуникаций (газ, водосток, подземный кабель и др.), проложенных ранее без учета последующего устройства над ними рельсового пути, выполняется расчет на прочность с целью исключения возможности повреждения этих коммуникаций и, при необходимости, разрабатывается проект их перекрытия с согласованием с эксплуатирующими организациями в целях защиты от деформации и разрушения.

19.4. Готовность рельсового кранового пути к эксплуатации подтверждается актом сдачи-приемки кранового пути по форме в соответствии с приложением 12 ПБ 10-382-00 с приложением результатов планово-высотной съемки.

19.5. Общий вид и основные контролируемые параметры рельсовых путей на деревянных полушпалах указаны на рисунке 39.

19.6. Земляное полотно эффективное водоотводящим устройством, выполненным в виде продольных водоотводных канав, устраиваемых на всю длину земляного полотна с включением их в общий водоотвод строительной площадки. Водоотводные канавы с продольным уклоном дна не менее 0,003 следует располагать по оси пути и со стороны рельсового пути, противоположной возводимому объекту.

Поперечный профиль водоотводных канав выполняется трапецеидальной формы глубиной не менее 0,35 м, шириной по дну не менее 0,25 м с откосами при песчаных и супесчаных грунтах 1:1,5, при остальных грунтах - 1:1, исключая скальные. В скальных грунтах допускается устраивать водоотводные канавы треугольной формы глубиной не менее 0,25 м с откосами 1:0,2.

У мест подхода к рельсовому крановому пути, крану или шкафу электропитания крана на водоотводных канавах устраиваются переходные мостики или участки канав засыпаются высокодренирующими материалами или грунтом с укладкой асбоцементных, керамических или пластмассовых труб. Ширина мостика или засыпки (поверху) - 1 м.

19.7. Толщина балластного слоя определяется проектом на основании расчетов и зависит от нагрузки на колесо крана, вида грунтового основания, материала балласта и конструкции подрельсовых опорных элементов.

Ориентировочная толщина балласта приведена в таблице 8.

Таблица 8

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ТОЛЩИНА БАЛЛАСТА

┌───────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Нагрузка от │ Ориентировочная толщина балласта h │

│ колеса на │ б │

│ рельс, кН ├─────────────────────────┬─────────────────────────┬─────────────────────────┤

│ │ щебеночного под │ песчаного под │ щебеночного под │

│ │ железобетонными балками │ железобетонными балками │ деревянными полушпалами │

│ ├────────────┬────────────┼────────────┬────────────┼────────────┬────────────┤

│ │при земляном│при земляном│при земляном│при земляном│при земляном│при земляном│

│ │полотне из │полотне из │полотне из │полотне из │полотне из │полотне из │

│ │глинистого, │песчаного │глинистого, │песчаного │глинистого, │песчаного │

│ │суглинистого│грунта и │суглинистого│грунта и │суглинистого│грунта и │

│ │или супесча-│рельсах ти- │или супесча-│рельсах ти- │или супесча-│рельсах ти- │

│ │ного грунта │пов │ного грунта │пов │ного грунта │пов │

│ │и рельсах │ │и рельсах │ │и рельсах │ │

│ │типов │ │типов │ │типов │ │

│ ├─────┬──────┼─────┬──────┼─────┬──────┼─────┬──────┼─────┬──────┼─────┬──────┤

│ │ Р50 │ Р65 │ Р50 │ Р65 │ Р50 │ Р65 │ Р50 │ Р65 │ Р50 │ Р65 │ Р50 │ Р65 │

├───────────────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┤

│До 200 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 270 │ 230 │ 100 │ 100 │

├───────────────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┤

│От 200 до 225 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 320 │ 280 │ 100 │ 100 │

├───────────────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┤

│-"- 225 -"- 250│ 140 │ 120 │ 100 │ 100 │ 150 │ 130 │ 100 │ 100 │ 370 │ 330 │ 100 │ 100 │

├───────────────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┤

│-"- 250 -"- 275│ 210 │ 190 │ 100 │ 100 │ 220 │ 200 │ 100 │ 100 │ 420 │ 380 │ 100 │ 100 │

├───────────────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┤

│-"- 275 -"- 300│ 300 │ 280 │ 130 │ 110 │ 350 │ 330 │ 130 │ 110 │ - │ - │ - │ - │

├───────────────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┤

│-"- 300 -"- 325│ 430 │ 360 │ 150 │ 130 │ 530 │ 520 │ 210 │ 190 │ - │ - │ - │ - │

├───────────────┴─────┴──────┴─────┴──────┴─────┴──────┴─────┴──────┴─────┴──────┴─────┴──────┤

│ Примечания. │

│ 1. При нагрузке на колесо более 275 кН рекомендуется применять железобетонные опорные│

│подрельсовые элементы. │

│ 2. Расстояние между осями полушпал следует принимать 500 мм с допускаемыми отклонениями│

│+/- 50 мм. │

│ 3. В качестве щебеночного балласта следует применять щебень из естественного камня│

│фракции 25 - 60 мм, гравий и гравийно-песчаную смесь фракции 3 - 60 мм (гравий) и 0,63 - 3 мм│

│(песок) по массе не более 20%. │

│ 4. Для изготовления подкрановых рельсовых путей должны применяться новые или старогодние│

│рельсы I и II групп годности │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

19.8. Длина балластной призмы должна превышать длину рельсовой нитки на 1 м в каждую сторону.

19.9. На рельсовом крановом пути предусматривается участок длиной 12,5 м с допускаемыми поперечным и продольным уклонами не более 0,002 для стоянки крана в нерабочем состоянии. На ограждении рельсовых крановых путей вывешивается табличка с надписью "Место стоянки крана". Место стоянки крана в нерабочем состоянии показывается в технологической схеме.

19.10. Рельсовые крановые пути ограждаются в соответствии с ГОСТ 23407-78 высотой 0,8 - 1,2 м. Ограждение рельсовых путей со стороны строящегося здания может не ставиться, но в торцах путей оно должно обязательно примыкать к зданию. Расстояние от ограждения до ближайшего рельса принимается согласно рисунку 39. Приближение ограждения к торцам рельсовых крановых путей не нормируется. Примеры конструкций ограждения рельсовых крановых путей даны на рисунках 29, 30, 31. В месте прохода на крановый путь установить знак "Входить на крановый путь посторонним запрещается".

19.11. Для гашения остаточной скорости крана и предотвращения его схода с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях, при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма передвижения крана на концах рельсового пути (на расстоянии не менее 0,5 м) устанавливаются тупиковые упоры по рисунку 40.

Упоры устанавливаются таким образом, чтобы наезд крана на упоры был одновременным. При установке тупиковых упоров необходимо учитывать расстояние от концов пути, габариты тупиковых упоров, расстояние между спаренными тупиковыми упорами для тяжелых кранов и расстояние между тупиковыми упорами и габаритом крана, находящегося на крайней стоянке у тупикового упора.

19.12. Рельсовые пути оборудуются в поперечном направлении фиксирующими элементами - стяжками, которые устанавливаются в начале и конце рельсового пути по крайним закладным опорных элементов, а в промежутке пути - не менее одного элемента на инвентарную секцию или с шагом не более 6,25 м.

19.13. Минимальная длина рельсовых нитей кранового пути для крана, перемещающегося по пути, кроме периода монтажа, должна быть не менее 31,25 м. В стесненных условиях городской застройки разрешается эксплуатация крана на одном звене пути по специальному проекту, отражающему специфические условия. В этом случае необходимо строго соблюдать требования в части уклона пути, установки тупиковых упоров и выключающих линеек, а также требования по допустимым нагрузкам на грунт над пересекаемыми инженерными коммуникациями и требования, обеспечивающие безопасную эксплуатацию кранов в конкретных условиях. Одним из вариантов устройства рельсового кранового пути из одного звена на полушпалах является устройство под него жесткого основания, исключающего просадку, из полушпал, укладываемых дополнительно в районе ходовых тележек.

Кран, установленный на одно звено пути, считается стационарным.

19.14. Ограничители передвижения крана устанавливаются таким образом, чтобы отключение двигателя механизма передвижения крана происходило на расстоянии не менее тормозного пути до тупикового упора.

19.15. Крановые пути заземляются в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок.

19.16. Переезд автомашин и автопогрузчиков через пути козловых и башенных кранов допускается в исключительных случаях, когда невозможен их объезд. Меры безопасности разрабатываются владельцем крана. В районе переезда через подкрановые пути установить знак "Место проезда автотранспортных средств".

19.17. В сейсмически опасных районах, в районах с набухающими грунтами рекомендуется основание кранового пути из железобетонных шпалолежен устанавливать на дорожные плиты (например ПД2-6) с гравийно-песчаной подушкой.

Таблица 8

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ТОЛЩИНА БАЛЛАСТА

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Ориентировочная толщина балласта h │

│ б │

├─────────────────────────┬─────────────────────────┬─────────────────────────┤

│ щебеночного под │ песчаного под │ щебеночного под │

│ железобетонными балками │ железобетонными балками │ деревянными полушпалами │

├────────────┬────────────┼────────────┬────────────┼────────────┬────────────┤

│из глинис- │при земляном│при земляном│при земляном│при земляном│при земляном│

│того, сугли-│полотне из │полотне из │полотне из │полотне из │полотне из │

│нистого или │песчаного │глинистого, │песчаного │глинистого, │песчаного │

│супесчаного │грунта и │суглинистого│грунта и │суглинистого│грунта и │

│грунта и │рельсах ти- │или супесча-│рельсах ти- │или супесча-│рельсах ти- │

│рельсах │пов │ного грунта │пов │ного грунта │пов │

│типов │ │и рельсах │ │и рельсах │ │

│ │ │типов │ │типов │ │

├────────────┼──────┬─────┼──────┬─────┼──────┬─────┼──────┬─────┼──────┬─────┤

│ Р65 │ Р50 │ Р65 │ Р50 │ Р65 │ Р50 │ Р65 │ Р50 │ Р65 │ Р50 │ Р65 │

├────────────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┤

│100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 270 │ 230 │ 100 │ 100 │

├────────────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┤

│100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 320 │ 280 │ 100 │ 100 │

├────────────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┤

│120 │ 100 │ 100 │ 150 │ 130 │ 100 │ 100 │ 370 │ 330 │ 100 │ 100 │

├────────────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┤

│190 │ 100 │ 100 │ 220 │ 200 │ 100 │ 100 │ 420 │ 380 │ 100 │ 100 │

├────────────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┤

│280 │ 130 │ 110 │ 350 │ 330 │ 130 │ 110 │ - │ - │ - │ - │

├────────────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┤

│360 │ 150 │ 130 │ 530 │ 520 │ 210 │ 190 │ - │ - │ - │ - │

├────────────┴──────┴─────┴──────┴─────┴──────┴─────┴──────┴─────┴──────┴─────┤

│ Примечания: │

│ 1. При нагрузке на колесо более 275 кН рекомендуется применять│

│железобетонные опорные подрельсовые элементы. │

│ 2. Расстояние между осями полушпал следует принимать 500 мм с│

│допускаемыми отклонениями +/- 50 мм. │

│ 3. В качестве щебеночного балласта следует применять щебень из│

│естественного камня фракции 25 - 60 мм, гравий и гравийно-песчаную│

│смесь фракции 3 - 60 мм (гравий) и 0,63 - 3 мм (песок) по массе не более 20% │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘