Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

III. ПОДБОР ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН

3.1. Подбор грузоподъемного крана.

3.1.1. Подбор крана производится по трем основным параметрам: грузоподъемности, вылету и высоте подъема, а в отдельных случаях и по глубине опускания.

3.1.2. Машинисту крана должен быть обеспечен обзор всей рабочей зоны. Зона работы башенного крана должна охватывать по высоте, ширине и длине строящееся здание, а также площадку для складирования монтируемых элементов и дорогу, по которой подвозятся грузы.

3.1.3. При выборе крана для производства строительно-монтажных работ необходимо следить за тем, чтобы вес поднимаемого груза с учетом грузозахватных приспособлений и тары не превышал допустимую (паспортную) грузоподъемность крана. Для этого необходимо учитывать максимальный вес монтируемых изделий и необходимость их подачи краном для монтажа в наиболее отдаленное проектное положение с учетом допустимой грузоподъемности крана на данном вылете стрелы.

3.1.4. Для монтажа конструкций или изделий, требующих плавной и точной установки, выбираются краны, имеющие плавные посадочные скорости. Соответствие крана высоте подъема крюка определяется исходя из необходимости подачи на максимальную высоту изделий и материалов с учетом их размеров и длины стропов. При выборе крана для строительных работ пользуются рабочими чертежами возводимого объекта, при этом учитываются размеры, форма и вес сборных элементов, подлежащих монтажу. Затем с учетом места установки крана определяется наибольший требуемый вылет стрелы и необходимая максимальная высота подъема.

3.1.5. Грузоподъемность крана - груз полезной массы, поднимаемый краном и подвешенный при помощи съемных грузозахватных приспособлений или непосредственно к несъемным грузозахватным приспособлениям. У стреловых поворотных кранов обеспечивается возможность подъема груза при всех положениях поворотной части. У некоторых импортных кранов в массу поднимаемого груза включается также масса крюковой обоймы, на что необходимо обращать внимание при разработке ППР.

Требуемая грузоподъемность крана на соответствующем вылете определяется по массе наиболее тяжелого груза со съемными грузозахватными приспособлениями (грейфера, электромагнита, траверс, стропов и т.п.). В массу груза включаются также масса навесных монтажных приспособлений, закрепляемых на монтируемой конструкции до ее подъема, и конструкций усиления жесткости груза.

Грузоподъемность крана (Q) должна быть больше или равна массе

поднимаемого груза Р плюс масса грузозахватного приспособления

гр.

Р , плюс масса навесных монтажных приспособлений Р

гр.пр. н.м.пр.,

плюс масса конструкций усиления жесткости поднимаемого элемента

Р :

к.у.

Q >= Р + Р + Р + Р . (1)

гр. гр.пр. н.м.пр. к.у.

Для кранов с переменным вылетом грузоподъемность зависит от

вылета.

3.1.6. Необходимый рабочий вылет R определяется расстоянием

р.

по горизонтали от оси вращения поворотной части крана до

вертикальной оси грузозахватного органа, как показано на рисунке 1

(здесь и далее рисунки не приводятся).

3.1.7. Требуемая высота подъема h определяется от отметки

п.

установки грузоподъемных машин (кранов) по вертикали и

складывается из следующих показателей: высоты здания (сооружения)

от нулевой отметки здания с учетом отметок установки (стоянки)

кранов до верхней отметки здания (сооружения) (верхнего монтажного

горизонта) h , запаса высоты, равной 2,3 м из условий безопасного

з.

производства работ на верхней отметке здания, где могут находиться

люди, максимальной высоты перемещаемого груза h (в положении,

гр.

при котором производится его перемещение) с учетом закрепленных на

грузе монтажных приспособлений или конструкций усиления, длины

(высоты) грузозахватного приспособления h в рабочем

гр.пр.

положении, как показано на рисунках 1, 2, 3:

h = [(h +/- n) + h + h + 2,3], м, (2)

п. з. гр. гр.пр.

где n - разность отметок стоянки кранов и нулевой отметки

здания (сооружения).

3.1.8. Требуемая глубина опускания h определяется от

оп.

отметки установки грузоподъемного крана по вертикали как разница

между высотой здания (сооружения) - при установке крана на

конструкциях возводимого сооружения, или глубиной котлована и

суммой минимальных высот груза и грузозахватного приспособления,

как показано на рисунке 4, с увеличением h на 0,15 - 0,3 м для

оп.

ослабления натяжения строп при расстроповке:

h = (h +/- е +/- m) - (h + h ) + (0,15...0,3), м, (3)

оп. з. гр. гр.пр.

или

h = (h +/- m) - (h + h ) + (0,15...0,3), м, (4)

оп. к. гр. гр.пр.

где:

h - высота здания (сооружения) от нулевой отметки до отметки

з.

перекрытия (крыши), на котором устанавливается кран;

h - глубина котлована (сооружения) от отметки земли

к.

до отметки дна котлована (сооружения);

е - разность отметок земли и нулевой отметки здания

(сооружения);

m - разность отметок стоянки крана и отметки перекрытия

(крыши), или поверхности земли, на которых устанавливают кран.

3.1.9. В стесненных условиях, где к опасной зоне примыкают дошкольные и образовательные учреждения, при выборе крана рекомендуется использование стационарных кранов.

3.2. Подбор крана-манипулятора.

3.2.1. Подбор кранов-манипуляторов осуществляется так же, как и грузоподъемных кранов по основным параметрам: грузоподъемности, вылету, высоте подъема и глубине опускания.

При этом учитываются грузовысотные характеристики крана-манипулятора для всех комбинаций условий его работы и исполнение, при которых предусмотрена эксплуатация.

3.2.2. Требуемые грузоподъемность крана-манипулятора и рабочий вылет определяются аналогично указаниям пп. 3.1.5 и 3.1.6.

3.2.3. Требуемая высота подъема h определяется от отметки

п.

крепления краноманипуляторной установки (КМУ) на транспортном

средстве по вертикали до грузозахватного органа, находящегося в

верхнем положении, максимально необходимом для выполнения работ,

как показано на рисунке 5:

h = (h + h + h + 0,5) - h , м, (5)

п. гр.п.п. гр. гр.пр. к.м.

где:

h - высота крепления краноманипуляторной установки на

к.м.

транспортном средстве;

h - высота груза;

гр.

h - высота (длина) грузозахватного приспособления;

гр.пр.

0,5 - запас высоты;

h - высота грузоприемной площадки от уровня стоянки

гр.п.п.

крана-манипулятора.

3.3. Подбор строительного подъемника.

3.3.1. Подбор строительного подъемника производится по двум основным параметрам: грузоподъемности и высоте подъема. Грузовые подъемники, оборудованные грузозахватными приспособлениями (монорельсом, укосиной и др.), кроме этого - по вылету.

3.3.2. Грузоподъемность строительного подъемника - масса груза и (или) людей, на подъем которого рассчитано грузонесущее устройство (кабина, грузовая платформа, монорельс, укосина и др.), и подъемник в целом.

Грузоподъемность строительного подъемника определяется его паспортом.

Грузоподъемность строительного подъемника (Q) должна

быть больше или равна массе поднимаемого груза Р , т.е.:

гр.

Q >= Р .

гр.

3.3.3. Высота подъема определяется расстоянием по вертикали от уровня стоянки подъемника до грузонесущего устройства, находящегося в верхнем положении:

- при подъеме груза и (или) людей в кабине, на платформе или в люльке - до уровня пола грузонесущего устройства;

- при подъеме груза на грузозахватном устройстве - до опорной поверхности крюка.

Требуемая высота подъема (h ), определяемая в зависимости от

п.

условий строительства и типа строительного подъемника, как

показано на рисунке 6, должна быть меньше или равна высоте подъема

строительного подъемника (Н), указанной в его паспорте, т.е.:

h <= Н.

п.

3.3.4. Вылет определяется расстоянием по горизонтали от оси

грузозахватного приспособления до оси мачты (шахты), как показано

на рисунке 6.

Рабочий вылет (R ) не должен превышать вылет грузозахватного

р.

приспособления (L), установленный паспортом строительного

подъемника, т.е.:

R <= L.

р.

3.4. Подбор подъемников (вышек).

3.4.1. Подбор подъемников (вышек) производится по четырем основным параметрам: грузоподъемности, высоте подъема, вылету, глубине опускания.

3.4.2. Грузоподъемность подъемника (вышки) определяется наибольшей массой груза, на подъем которого он рассчитан.

Поднимаемая масса груза Р не должна превышать его

гр.

грузоподъемность Q, т.е.:

Р <= Q.

гр.

3.4.3. Необходимый рабочий вылет R определяется расстоянием

р.

по горизонтали от вертикальной оси поворота подъемника до

наружного ограждения люльки, как показано на рисунке 7.

3.4.4. Требуемая высота подъема h определяется от отметки

п.

основания, на котором стоит подъемник, до верхней или нижней

отметки поверхности, на которой выполняются работы.

Значения R и h для рабочих положений люльки должны

р. п.

находиться в пределах зоны обслуживания подъемника согласно

паспортной схеме.

3.4.5. Подбор грузоподъемных машин с учетом расстояния приближения к зданию (сооружению), котловану (выемке) заключается в проверке соответствия грузовой характеристики машины требуемым параметрам (грузоподъемности, вылету, высоте подъема).

3.5. Техническая оснащенность объекта и другие организационные мероприятия с указанием:

- типа и марки грузоподъемной машины, необходимой для обеспечения строительства (монтажа) объекта, с указанием ее краткой технической характеристики, обоснованием по высоте подъема крюка, вылету и грузоподъемности;

- перечня необходимых грузозахватных приспособлений (стропы, клещи, захваты, траверсы, контейнеры, тара и т.д.) с указанием типа, количества и грузоподъемности;

- подмостков, стеллажей, площадок, кассет, пирамид, необходимых для производства работ и приема грузов;

- оснастки, обеспечивающей временное закрепление элементов перед их расстроповкой;

- перечня (по весу) строительных деталей и конструкций с указанием вылетов стрелы, на которых они будут укладываться (монтироваться);

- наличия и размещения предупредительных надписей, плакатов;

- способов (схем) строповки, обеспечивающей подачу элементов при складировании и монтаже в положении, соответствующем или близком к проектному, и мест их расположения;

- мест установки и мощности приборов освещения;

- расположения и параметров воздушных линий электропередачи;

- конструкции и устройства подкранового основания для установки стреловых кранов (применение железобетонных плит и др.);

- расположения и конструкции ограждения крановых путей;

- проекта устройства крановых путей, выполненных в соответствии с ГОСТ 51248-99;

- безопасной установки кранов вблизи откосов, котлованов (траншей), строящихся зданий и сооружений.