Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

7.1. Общие положения и требования

7.1.1-С1. Неисправности и поломки транспортных средств, не вызывающие воздействия на груз, т.е. не изменяющие его радиационные характеристики, не являются аварией (радиационной аварией) в понятиях, принятых в области радиационной безопасности согласно нормативным документам, например, НРБ-99 [1]. Тем не менее, ремонтные работы с таким поврежденным транспортным средством следует проводить с соблюдением установленных требований к обеспечению радиационной безопасности. В частности, должен быть установлен соответствующий уровень радиационного контроля при таких работах согласно общим положениям раздела 1 НП-053-04.

7.1.1-С2. Для проведения радиационного контроля и обеспечения радиационной безопасности ремонтных работ грузоотправитель должен заранее проводить оценки возможных доз для ремонтных рабочих и отражать их в общих положениях по таким работам в аварийных инструкциях (планах) и в программе радиационной защиты.

7.1.2-С1. Данное положение не ограничивает перечень организаций, принимающих участие в работах по аварийному реагированию при перевозках РМ, куда входят подразделения МЧС России, транспортные организации, медицинские и другие организации. Однако мероприятия по локализации и устранению самого радиационного фактора при таких авариях возлагается на АСФ аварийно-технических центров.

7.1.2-С2. Для привлечения АСФ к аварийным работам грузоотправители должны заключать необходимые договоры с такими АСФ и обеспечивать их соответствующей информацией о перевозках грузов РМ данного грузоотправителя.

7.1.3-С1. Аварийные карточки служат основным документом первичного реагирования в случае аварий на транспорте с грузами РМ, которыми должны руководствоваться пожарные формирования, транспортные и медицинские работники, представители местных органов власти, включая органы внутренних дел. Все эти работники могут не быть специально подготовленными в области радиационной безопасности, но именно они могут первыми оказаться на месте аварии.

7.1.3-С2. Очевидно, что орган, ответственный за утверждение аварийных карточек должен обеспечивать, чтобы эти карточки имелись у их потенциальных пользователей (см. справку 7.1.3-С1 настоящего Руководства).

7.1.3-С3. Очевидно, что организация первичных аварийных работ в случае аварии с грузом РМ может отличаться на различных видах транспорта. Поэтому при необходимости ответственный орган управления должен предусматривать аварийные карточки для различных видов транспорта.

7.1.3-С4. Наличие аварийных карточек должно быть одним из условий получения сертификатов-разрешений на перевозку груза РМ.

7.1.4-С1. Грузоотправитель отвечает за радиационные последствия перевозок РМ и соответственно за радиационные последствия в случае аварии с грузом РМ, в том числе и в финансовом отношении. Поэтому требование о наличии плана организации работ по ликвидации последствий аварий - это инструмент, необходимый для самого грузоотправителя, который должен обеспечивать уменьшение последствий аварий.

7.1.4-С2. Правила не устанавливают конкретных требований к плану организации работ по ликвидации последствий аварий при перевозке РМ. Очевидно, они должны вписываться в общую систему реагирования на чрезвычайные ситуации РСЧС и ОСЧС. Конкретные рекомендации по содержанию планов могут быть получены от ГКО и других органов, согласовывающих такие планы, а также из документа МАГАТЭ TS-G-1.2 [140].

7.1.5-С1. Правила не устанавливают конкретные требования к системе контроля за следованием грузов РМ, включая периодичность контроля. Очевидно, что такой контроль и его периодичность зависят как от степени потенциальной опасности груза РМ, так и от условий перевозки. Основная задача такого контроля, как следует из пункта, является обеспечение своевременного принятия аварийных мер.

7.1.5-С2. Простейший пример контроля за следованием - оповещение об отправке и приемке груза РМ в конечных пунктах.

7.1.5-С3. Описание системы контроля за следованием грузов РМ, используемой участниками перевозки, должно быть представлено в заявке на получение сертификата-разрешения на перевозку.