Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3.5. Системы безопасности

3.5.1. Управляющие системы безопасности

3.5.1.1. В проектах КСУ ТС, РУ и судна должны быть предусмотрены УСБ.

3.5.1.2. УСБ должны автоматически включаться в работу при наступлении условий, требующих их действия, и должны быть спроектированы так, чтобы в первые 10 - 30 минут после появления аварийного сигнала не требовалось действий оператора с сохранением возможности его вмешательства в работу УСБ при борьбе за живучесть судна. В проектах РУ и КСУ ТС должно быть показано, что РУ остается в безопасном состоянии во всех предусмотренных проектами случаях без вмешательства оператора в течение указанного времени.

3.5.1.3. УСБ должны быть спроектированы таким образом, чтобы начавшееся действие доводилось до полного выполнения функции по заданному алгоритму. Алгоритмы защитных действий и возможность вмешательства в них персонала должны быть обоснованы в проекте РУ. Возвращение системы безопасности в исходное состояние должно требовать, как правило, последовательных действий оператора.

3.5.1.4. Должна быть предусмотрена возможность дистанционного приведения в действие систем безопасности и ручного - для арматуры по месту ее установки. Отказ в цепи автоматического включения не должен препятствовать дистанционному включению и осуществлению функций безопасности. Для дистанционного и ручного включения должно быть достаточным воздействие на минимальное число управляющих элементов.

Отказ автоматических средств управления не должен препятствовать дистанционному или ручному приведению в действие систем безопасности.

3.5.1.5. Построение УСБ должно сводить возможность ложных срабатываний к минимуму.

3.5.1.6. В УСБ должна предусматриваться непрерывная автоматизированная диагностика работоспособности систем управления.

3.5.2. Защитные системы безопасности

3.5.2.1. В проекте судна должны быть предусмотрены ЗСБ, обеспечивающие надежный аварийный останов реактора и поддержание его в подкритическом состоянии в любых режимах нормальной эксплуатации и при нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии.

3.5.2.2. Эффективность и быстродействие систем аварийного останова реактора должны быть достаточны для ограничения энерговыделения уровнем, не приводящим к повреждению твэлов или элементов и систем первого контура сверх установленных пределов, для нормальной эксплуатации или для проектных аварий и подавления положительной реактивности, возникающей в результате проявления любого эффекта реактивности или возможного сочетания эффектов реактивности при нормальной эксплуатации и проектных авариях.

3.5.2.3. Аварийный останов реактора должен обеспечиваться независимо от того, имеется или потерян источник электрической энергии.

3.5.2.4. В составе ЗСБ должны быть предусмотрены системы для аварийного отвода тепла от реактора, состоящие из нескольких независимых каналов. Допускается использование систем (каналов) охлаждения, предназначенных для нормальной эксплуатации, в качестве систем (каналов) аварийного отвода тепла от реактора. В этом случае они должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к системам безопасности.

3.5.2.5. Должны быть предусмотрены меры, предотвращающие выход реактора в критическое состояние и превышение допустимого давления в системах первого контура при включении и работе системы аварийного отвода тепла от реактора.

3.5.2.6. Срабатывание ЗСБ не должно приводить к отказам оборудования систем нормальной эксплуатации. При проектировании должно быть обосновано допустимое за срок эксплуатации ЯЭУ число срабатываний ЗСБ (в том числе и ложных срабатываний) исходя из их влияния на ресурс работы оборудования.

3.5.3. Локализующие системы безопасности

3.5.3.1. Должны быть предусмотрены ЛСБ для удержания при аварии РВ и ионизирующего излучения в предусмотренных границах.

3.5.3.2. Реактор и содержащие РВ системы (элементы) ЯЭУ должны размещаться в герметичных помещениях для локализации РВ, выделяющихся при нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии. Должно быть обосновано, что при нормальной эксплуатации и проектных авариях не будут превышены установленные нормами радиационной безопасности основные дозовые пределы облучения персонала и населения, а также нормативы по выбросам и содержанию РВ в окружающей среде.

3.5.3.3. ЛСБ должны быть предусмотрены для каждой РУ и выполнять заданные функции для проектных аварий. Совместное использование отдельных элементов и ЛСБ в целом для нескольких РУ допускается, если обосновано исключение влияния аварии на одной РУ на другую. Должны быть проанализированы запроектные аварии с отказом ЛСБ.

3.5.3.4. РУ, как правило, должна иметь двойную локализующую систему - защитную оболочку и защитное ограждение, которые могут быть совмещены с судовыми конструкциями.

3.5.3.5. Защитная оболочка должна быть рассчитана на внутреннее давление, обусловленное аварийным выбросом теплоносителя при мгновенном разрыве трубопровода первого контура, с учетом действия системы снижения давления в защитной оболочке, и не должна выходить из строя при затоплении судна.

3.5.3.6. Защитное ограждение, окружающее защитную оболочку, должно быть водонепроницаемым и может, помимо локализующих функций, выполнять функции части конструктивной защиты систем ЯЭУ от воздействий, вызванных столкновением и посадкой на мель судна.

3.5.3.7. Все пересекающие границы защитной оболочки коммуникации, через которые при аварии возможен выход РВ за границы герметичных помещений, должны быть оборудованы изолирующими элементами.

3.5.3.8. В проекте судна должны быть обоснованы величины допустимых уровней ионизирующего излучения за биологической защитой и степени допустимой негерметичности защитной оболочки, обеспечивающие при нормальной эксплуатации и проектных авариях непревышение основных дозовых пределов облучения персонала и нормативов по выбросам РВ в окружающую среду.

Соответствие фактической герметичности проектной должно быть подтверждено до первого пуска ЯЭУ и периодически проверяться в процессе эксплуатации.

3.5.3.9. Должны быть предусмотрены меры по обнаружению и предотвращению образования взрывоопасных концентраций газов в помещениях ЛСБ.

3.5.4. Обеспечивающие системы безопасности

3.5.4.1. В проекте судна должны быть предусмотрены ОСБ, выполняющие функции снабжения защитных, управляющих, локализующих систем безопасности рабочей средой, энергией и создания требуемых условий их функционирования, включая передачу тепла к конечному поглотителю.

3.5.4.2. ОСБ должны иметь показатели надежности выполнения заданных функций, достаточные для того, чтобы в совокупности с показателями надежности систем безопасности, которые они обеспечивают, достигалась необходимая надежность при выполнении функций безопасности этими системами.

3.5.4.3. Выполнение ОСБ функций, приведенных в п. 3.5.4.1, должно иметь безусловный приоритет над действием внутренних защит элементов ОСБ, если это не приводит к более тяжелым последствиям аварии при невыполнении указанных функций безопасности.

Перечень неотключаемых внутренних защит элементов ОСБ должен быть обоснован в проекте судна.

3.5.4.4. Электроснабжение систем безопасности ЯЭУ должно осуществляться от основного, резервного и аварийного источников. Резервный и аварийный источники электроснабжения должны быть независимы от работы ЯЭУ.

3.5.4.5. Проектом должны быть предусмотрены необходимые средства для противопожарной защиты ЯЭУ.