Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3.1. Общие требования

3.1.1. Для достижения необходимой надежности систем безопасности следует использовать следующие принципы проектирования:

- принцип единичного отказа - принцип, в соответствии с которым система должна выполнять заданные функции при любом требующем ее работы исходном событии и при независимом от исходного события отказе одного, любого из активных элементов или пассивных элементов, имеющих механические движущиеся части;

- принцип приоритетности - превалирование функции безопасности над всеми остальными управляющими воздействиями;

- принцип независимости - повышение надежности системы путем применения функционального и (или) физического разделения каналов (элементов), для которых отказ одного канала (элемента) не приводит к отказу другого канала (элемента);

- принцип безопасного отказа - повышение надежности обеспечения функции системы безопасности путем применения технических решений, в соответствии с которым при отказе системы (элемента) обеспечивается перевод системы в безопасное состояние без необходимости инициирования каких-либо действий через УСБ;

- принцип консервативного подхода - подход к анализу аварии, при котором для параметров и характеристик принимаются значения и пределы, а также условия, заведомо приводящие к наиболее неблагоприятным результатам;

- принцип апробированности - принцип, в соответствии с которым технические и организационные решения должны быть апробированы прежним опытом или испытаниями, исследованиями, опытом эксплуатации прототипов и соответствовать требованиям нормативных документов;

- принцип необратимости функции - повышение надежности выполнения функции безопасности за счет доведения начавшегося защитного действия до полного завершения алгоритма его реализации вне зависимости от изменения начальных условий, вызвавших выполнение действия;

- принцип разнообразия - повышение устойчивости системы против отказов по общей причине путем применения в разных системах (либо в пределах одной системы в разных каналах) по возможности различных средств и (или) аналогичных средств, основанных на различных принципах действия, для выполнения заданной функции;

- принцип контролируемости функции - обеспечение контроля готовности системы, канала (элемента) к выполнению функции и контроля формирования, прохождения и выполнения функции.

3.1.2. При разработке проекта судна должно быть обеспечено взаимное согласование требований к безопасности ЯЭУ и судна.

3.1.3. При проектировании систем (элементов) ЯЭУ должно отдаваться предпочтение системам, устройство которых основано на пассивном принципе действия и свойствах внутренней самозащищенности.

3.1.4. В проектах РУ, КСУ ТС и судна должны предусматриваться средства для исключения и (или) ослабления последствий единичных ошибок персонала, в том числе при техническом обслуживании.

3.1.5. В проектах РУ, КСУ ТС и судна должны быть рассмотрены и обоснованы меры по защите систем (элементов) от отказов по общей причине.

3.1.6. Системы (элементы), важные для безопасности, должны выполнять свои функции в установленном проектом объеме с учетом внешних и внутренних воздействий.

3.1.7. Системы (элементы), важные для безопасности, должны проходить, как правило <*>, прямую и полную проверку на соответствие проектным показателям при вводе в эксплуатацию, после модернизации, ремонта и периодически в течение всего их срока службы. Если проведение прямой и (или) полной проверки невозможно, необходимы косвенные и (или) частичные испытания.

--------------------------------

<*> Здесь и далее "как правило" означает, что отступление от требований должно быть обосновано в проекте.

3.1.8. В проектах РУ, КСУ ТС и судна должна быть предусмотрена возможность диагностики (проверки) состояния систем безопасности и важных для безопасности элементов нормальной эксплуатации, отнесенных к классам безопасности 1 и 2, и возможность их представительных испытаний. При эксплуатации техническое обслуживание и проверки должны проводиться на основании руководства по эксплуатации судна при соблюдении условий и пределов безопасной эксплуатации, установленных в проекте судна и представленных в ООБ ЯЭУ. Периодичность и допустимое время технического обслуживания и проверок должны быть приняты в соответствии с нормативными документами или обоснованы в проекте.

3.1.9. В проектах РУ и судна должны быть предусмотрены технические средства и организационные меры, направленные на предотвращение проектных аварий ЯЭУ и ограничение их последствий. Они должны обеспечивать безопасность при любом из учитываемых проектом исходном событии с наложением в соответствии с принципом единичного отказа одного независимого от исходного события отказа любого из следующих элементов систем безопасности: активного или пассивного элемента, имеющего механические движущиеся части, или одной ошибки персонала, а также последующих отказов, являющихся следствием этого независимого отказа.

Дополнительно к одному независимому от исходного события отказу одного из указанных выше элементов должны быть учтены отказы не контролируемых при эксплуатации элементов ЯЭУ, влияющих на развитие аварии.

3.1.10. В качестве учитываемых в проектах РУ, КСУ ТС и судна исходных событий должны быть приняты:

- отказы в РУ, КСУ ТС и ЯЭУ систем (элементов), важных для безопасности, приводящие к нарушениям нормальной эксплуатации;

- внешние по отношению к судну природные и техногенные воздействия;

- воздействия, возникающие на судне (пожары, взрывы, затопление и др.);

- ошибки персонала.

3.1.11. Примерные перечни исходных событий проектных аварий и перечень запроектных аварий должны быть установлены в нормативных документах. Для каждого исходного события должны быть определены представительные для составления плана возможных ответных действий сценарии аварий с тяжелыми последствиями.

Окончательные перечни запроектных аварий, их реалистический (не консервативный) анализ, содержащий оценки вероятностей путей протекания запроектных аварий, включая аварии с расплавлением активной зоны, последствия запроектных аварий, функционирование систем безопасности, устанавливаются в проекте судна и должны быть приведены в ООБ ЯЭУ.

Анализ последствий запроектных аварий, приведенный в проекте судна, служит основой для составления планов мероприятий по защите персонала и населения в случае аварий, а также для составления руководства по управлению запроектными авариями.

3.1.12. ЯЭУ должна быть спроектирована так, чтобы выполнять свои функции в морских условиях, определенных в проекте, в соответствии с предполагаемыми районами эксплуатации судна.

3.1.13. Условия и пределы безопасной эксплуатации ЯЭУ при нахождении судна в пунктах базирования, в море, при борьбе за живучесть судна должны быть обоснованы в проектах РУ и судна и отражены в эксплуатационной документации.

3.1.14. Обоснование безопасности ЯЭУ должно быть выполнено с использованием детерминистского и вероятностного анализов безопасности.

3.1.15. В проектах должны быть рассмотрены возможности уменьшения последствий запроектных аварий путем управления ими с использованием всех имеющихся технических средств ЯЭУ и судна. Указания о действиях при таких авариях должны быть приведены в эксплуатационной документации и руководстве по управлению запроектными авариями.

3.1.16. Обоснование безопасности должно проводиться с учетом отказов по общей причине и ошибок персонала.

3.1.17. В проекте судна должны содержаться анализ состава и количества твердых, жидких и газообразных РАО при нормальной эксплуатации и их оценка для проектных аварий.

3.1.18. В проекте судна должны быть предусмотрены технические и организационные меры по обеспечению физической защиты.