Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Назначение документа

1.1.1. Общие положения обеспечения безопасности ядерных энергетических установок судов регламентируют обеспечение безопасности ЯЭУ судов с учетом специфики ЯЭУ как источника возможного радиационного воздействия на персонал, население и окружающую среду.

1.1.2. Настоящий документ устанавливает основные цели, ориентиры, критерии безопасности, а также принципы и характер технических и организационных мер по достижению безопасности ЯЭУ. Объем, полнота и глубина реализации этих положений должны соответствовать федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, а также другим нормативным документам и государственным стандартам (далее - нормативные документы).

При отсутствии нормативных документов предлагаемые конкретные технические решения обосновываются и устанавливаются в проекте в соответствии с достигнутым уровнем науки и техники.

1.1.3. Настоящий документ разработан на основе принципов и требований к обеспечению безопасности атомных станций с учетом специфики обеспечения безопасности ЯЭУ судов, а также положений и требований, изложенных в международной Конвенции по охране человеческой жизни на море, Кодексе по безопасности ядерных торговых судов, Правилах классификации и постройки атомных судов Российского Морского Регистра судоходства (далее - правила Регистра).

1.1.4. При проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации ЯЭУ судов должны соблюдаться требования настоящего документа, других нормативных документов, а также правил Регистра, регламентирующих общую безопасность судов с ЯЭУ в части, не противоречащей настоящему документу.

1.1.5. Сроки и объем приведения ЯЭУ судов в соответствие с требованиями настоящего документа определяются в каждом конкретном случае эксплуатирующей организацией и одобряются Госатомнадзором России в установленном порядке.

1.2. Основные цели, критерии и принципы обеспечения безопасности

1.2.1. Основной целью обеспечения безопасности ЯЭУ является защита персонала, населения и окружающей среды от радиационного воздействия при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии, а также ограничение этого воздействия при запроектных авариях путем создания и поддержания эффективных средств защиты.

1.2.2. ЯЭУ совместно с судовыми системами и конструкциями удовлетворяет требованиям безопасности, если ее радиационное воздействие на персонал, население и окружающую среду при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии, не приводит к превышению установленных дозовых пределов облучения персонала и населения и нормативов по содержанию РВ в окружающей среде. При запроектных авариях радиационное воздействие ограничивается.

Это достигается в том числе соблюдением требований нормативных документов.

1.2.3. Основные дозовые пределы облучения персонала и населения, а в необходимых случаях содержание РВ в окружающей среде, устанавливаются нормами радиационной безопасности.

1.2.4. Установленные дозовые пределы облучения персонала и населения в результате выброса и сброса любых РВ должны быть ниже установленных пределов и находиться на разумно достижимом низком уровне.

1.2.5. Необходимо стремиться к тому, чтобы оцененное значение

-7

вероятности предельного аварийного выброса РВ не превышало 10 на реактор

в год. Значение предельного аварийного выброса устанавливается в проекте.

1.2.6. Безопасность ЯЭУ должна обеспечиваться за счет реализации принципа глубокоэшелонированной защиты, основанного на применении системы физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и РВ в окружающую среду и системы технических и организационных мер по защите барьеров и сохранению их эффективности, а также по защите персонала, населения и окружающей среды в случае аварий.

Система физических барьеров ЯЭУ включает в себя топливную композицию (матрицу), оболочку твэлов, границу первого контура, биологическую защиту, защитную оболочку и защитное ограждение.

Система технических и организационных мер должна образовывать следующие пять уровней глубокоэшелонированной защиты.

Первый уровень - предотвращение нарушений нормальной эксплуатации:

- разработка проекта на основе консервативного подхода с развитым свойством внутренней самозащищенности РУ;

- обеспечение требуемого качества систем (элементов) ЯЭУ и выполняемых работ;

- эксплуатация ЯЭУ в соответствии с требованиями нормативных документов, руководства по эксплуатации и инструкций по эксплуатации;

- поддержание в исправном состоянии важных для безопасности систем (элементов) путем своевременного технического обслуживания и ремонта, определения дефектов, принятия профилактических мер, замены выработавшего ресурс оборудования и организация эффективно действующей системы документирования результатов работ и контроля;

- подбор и обеспечение необходимого уровня квалификации персонала ЯЭУ для действий при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации, включая аварии, формирование культуры безопасности;

- обеспечение работоспособности судовых конструкций, систем (элементов) и оборудования, важных для безопасности, при внутренних и внешних воздействиях;

- организация базового обеспечения эксплуатации ЯЭУ;

- применение верифицированных расчетных программ и методик.

Второй уровень - предотвращение проектных аварий системами нормальной эксплуатации:

- выявление отклонений от нормальной работы и их устранение;

- управление ЯЭУ при эксплуатации с отклонениями.

Третий уровень - предотвращение запроектных аварий системами безопасности:

- предотвращение перерастания исходных событий в проектные аварии, а проектных аварий - в запроектные с применением систем безопасности;

- ослабление последствий аварий, которые не удалось предотвратить, путем локализации выделяющихся РВ.

Четвертый уровень - управление "проектными авариями:

- предотвращение развития запроектных аварий и ослабление их последствий;

- предотвращение разрушения защитной оболочки и (или) защитного ограждения при запроектных авариях и поддержание их работоспособности;

- возвращение ЯЭУ в контролируемое состояние, при котором прекращается цепная ядерная реакция деления, обеспечивается постоянное охлаждение ядерного топлива и удержание РВ в пределах защитной оболочки и (или) защитного ограждения.

Пятый уровень - противоаварийное планирование:

- подготовка и осуществление, при необходимости, планов противоаварийных мероприятий на судне, на берегу и помощи судну с берега и с других плавсредств.

Концепция глубокоэшелонированной защиты осуществляется на всех этапах деятельности по обеспечению безопасности ЯЭУ в той части, которая затрагивается этим видом деятельности. Приоритетной при этом является стратегия предотвращения неблагоприятных событий, особенно для первого и второго уровней.

1.2.7. В соответствии с концепцией глубокоэшелонированной защиты ЯЭУ должна иметь системы безопасности для выполнения следующих основных функций безопасности:

- аварийный останов реактора и удержание его в подкритическом состоянии;

- аварийный отвод тепла от реактора;

- удержание РВ и ионизирующего излучения в установленных проектом границах.

1.2.8. Требования к системам (элементам), выполняющим соответствующие функции безопасности, устанавливаются в других федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии, а применительно к каждой ЯЭУ обосновываются при проектировании.

1.2.9. Система технических и организационных мер по обеспечению безопасности ЯЭУ и физической защиты должна быть приведена и обоснована в ООБ ЯЭУ, подготовка которого осуществляется разработчиками ЯЭУ и РУ. Любые расхождения между информацией в ООБ ЯЭУ и информацией в проекте судна, а также между проектом судна и его реализацией не допускаются. Соответствие ООБ ЯЭУ реальному состоянию должно поддерживаться в течение всего срока службы ЯЭУ организациями, ответственными за безопасность ЯЭУ на этапах ее жизненного цикла.

1.2.10. В проектных материалах по анализу и обоснованию безопасности ЯЭУ должны быть представлены вероятностные анализы безопасности.

1.2.11. При нормальной эксплуатации ЯЭУ все физические барьеры должны быть работоспособными, а средства для их защиты находиться в состоянии готовности.

1.2.12. Безопасность ЯЭУ является неотъемлемой частью общей безопасности судна.

1.2.13. Технические и организационные решения, принимаемые для обеспечения безопасности ЯЭУ, должны быть апробированы испытаниями, исследованиями, опытом эксплуатации прототипов и соответствовать требованиям нормативных документов. Такой подход должен применяться не только при разработке оборудования и проектировании ЯЭУ, но и при изготовлении оборудования, строительстве и эксплуатации ЯЭУ, модернизации ее систем (элементов).

1.2.14. Устройство и надежность систем (элементов), важных для безопасности, документация и различные виды работ, влияющие на обеспечение безопасности ЯЭУ, должны быть объектами деятельности по обеспечению качества.

1.2.15. Эксплуатирующая организация должна обеспечить разработку и выполнение ПОК на всех этапах жизненного цикла ЯЭУ, включая вывод из эксплуатации, и контролировать деятельность организаций, выполняющих работы и (или) предоставляющих услуги.

Организации, выполняющие работы и (или) предоставляющие услуги, в том числе конструкторские, проектные, монтажные, наладочные организации, заводы - изготовители оборудования ЯЭУ, судостроительные и судоремонтные заводы, должны разрабатывать и выполнять ПОК по своим видам деятельности.

1.2.16. У всех лиц и организаций, занимающихся строительством, эксплуатацией и выводом из эксплуатации ЯЭУ, проектированием, конструированием и изготовлением их систем (элементов), должна формироваться культура безопасности путем проведения необходимого подбора, обучения и подготовки персонала в каждой сфере деятельности, влияющей на безопасность установления и строгого соблюдения дисциплины при четком распределении персональной ответственности руководителей и исполнителей, разработки и строгого соблюдения требований, инструкций по выполнению работ и их периодической корректировки с учетом накапливаемого опыта. Все указанные лица должны знать характер и степень влияния их деятельности на безопасность. Они полностью должны отдавать себе отчет в тех последствиях, к которым может привести несоблюдение или нечеткое выполнение требований инструкций и нормативных документов.