2. Анализ существующих транспортных продуктов контейнерных перевозок холдинга ОАО "РЖД"

2. Анализ существующих транспортных продуктов

контейнерных перевозок холдинга ОАО "РЖД"

В настоящее время на рынке железнодорожных контейнерных перевозок клиентам предоставляются следующие виды транспортных продуктов (рис. 1 - здесь и далее рисунки не приводятся):

- одиночные и групповые перевозки контейнеров осуществляются на все станции, открытые для работы с контейнерами, маршрутная скорость от 75 до 450 км в сутки;

- перевозки в контейнерных поездах между станциями, на которых расположены крупнейшие контейнерные терминалы (в основном экспортно-импортные или транзитные, реже внутренние перевозки), с маршрутной скоростью 800 - 900 км в сутки;

- "Транссиб за 7 суток" (перспективный транспортный продукт) - ускоренный контейнерный поезд в сообщении Находка - Красное (в планах Марцево - Находка), маршрутная скорость до 1362 км в сутки;

- сопутствующие услуги - терминальная обработка контейнеров и грузов, доставка "до двери" заказчику контейнеров автотранспортом, таможенное оформление, услуги таможенных складов временного хранения, экспедиторские услуги.

Конкуренцию железнодорожным транспортным продуктам контейнерных перевозок составляют:

- автомобильные перевозки - маршрутная скорость 500 - 700 км в сутки, отправка по готовности, охрана в пути следования, доставка "от двери до двери", тарифы на расстоянии до 1200 - 2000 км ниже, чем железнодорожные;

- морские перевозки - маршрутная скорость 500 - 550 км в сутки, маршруты движения в 2 - 3 раза длиннее железнодорожных маршрутов, стоимость перевозки в 1,5 - 2,0 раза ниже.

Оценки потребительских свойств железнодорожных контейнерных перевозок со стороны клиентов показали, что ключевыми факторами при выборе железнодорожных контейнерных перевозок являются: доступность парка платформ и контейнеров, уровень развития сети терминалов и их оснащение, стоимость комплексной услуги по перевозке грузов в контейнерах, надежность предлагаемого сервиса.

Оценка клиентами степени удовлетворенности стоимостью и качеством услуг компаний холдинга "РЖД" проводилась по пятибалльной шкале (рис. 2, 3).

Следует отметить, что в целом уровень удовлетворенности стоимостью услуг значительно выше, чем их качеством. При этом ни по одному из элементов сервиса клиенты не оценили уровень качества услуг выше среднего, что свидетельствует о достаточно низкой степени удовлетворенности уровнем обслуживания контейнерных перевозок холдингом "РЖД". Наиболее проблемными, с точки зрения клиентов, элементами сервиса в сфере перевозок контейнеров холдингом "РЖД" являются: стоимость терминальных, логистических и таможенных услуг, качество экспедирования и перевозок.

С учетом данных об удовлетворенности клиентов проведен SWOT-анализ транспортных продуктов (табл. 2) и услуг, предлагаемых организациями холдинга "РЖД" в сфере контейнерных перевозок.

Таблица 2

SWOT-АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

СУЩЕСТВУЮЩИХ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОДУКТОВ

┌──────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────┐

│ Сильные стороны │ Слабые стороны │

├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤

│ 1 │ 2 │

├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤

│Относительно низкий тариф при │Относительно низкая скорость перевозки│

│перевозках на большие расстояния; │контейнеров, особенно на расстояния │

│отсутствие реальных альтернатив │менее 2000 км; │

│для некоторых маршрутов перевозок;│недостаточная ценовая конкуренто- │

│высокая маршрутная скорость │способность при перевозках до 2000 км;│

│ускоренных контейнерных поездов, │высокие динамические нагрузки, │

│особенно в транзитном сообщении; │создающие риски повреждениям грузов; │

│эксплуатационные затраты на │неразвитость сервиса "от двери до │

│расстояние перевозок более 1000 км│двери", низкое качество сопутствующих │

│ниже, чем у автотранспорта; │перевозке услуг; │

│возможность эффективно │необходимость дополнительных затрат на│

│осуществлять массовые перевозки │охрану контейнеров; │

│контейнеров; │относительно слабое таможенное │

│разветвленная сеть терминалов для │сопровождение грузов; │

│работы с контейнерами и маршрутов │сложность в организации курсирования │

│перевозок; │новых контейнерных поездов и организа-│

│высокая экологическая │ции их формирования/расформирования; │

│эффективность перевозок │недостаточная техническая оснащенность│

│ │терминалов, неготовность терминалов к │

│ │работе с полносоставными поездами; │

│ │необходимость переоформления │

│ │транспортных документов при │

│ │международных перевозках; │

│ │недостаточная степень интеграции со │

│ │смежными видами транспорта и портами; │

│ │негибкость и устаревшая методология │

│ │государственного регулирования тарифов│

│ │на перевозки; │

│ │несогласованность действий компаний │

│ │холдинга "РЖД" │

├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤

│ Возможности │ Угрозы │

├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤

│Динамичное развитие внешнеторговых│Снижение стоимости новых иностранных │

│связей, в т.ч. между Европой, │автопоездов, рост автопарка; │

│Россией, Китаем, странами │увеличение бюджетных инвестиций в │

│Таможенного Союза; │развитие автодорожной сети при │

│выравнивание условий конкуренции с│недостатке средств на развитие │

│автомобильным транспортом при │железнодорожной инфраструктуры; │

│введении платы за проезд │дефицит парка контейнеров для роста │

│тяжеловесных грузовиков; │контейнеризации, усиление контроля над│

│ужесточение экологических │парком контейнеров со стороны морских │

│требований в Европе и России, │операторов; │

│увеличение топливных сборов, рост │увеличение тоннажа контейнерного флота│

│рыночной стоимости топлива; │и снижение ставок на морские перевозки│

│перегруженность автодорог в зонах │контейнеров в международном сообщении;│

│крупных контейнерных терминалов │инфраструктурные ограничения для │

│и развитие на территории термина- │увеличения числа контейнерных поездов │

│лов железнодорожной инфраструктуры│и/или повышения скорости их движения; │

│и тыловых сухих портов; │вследствие потепления климата развитие│

│повышение рисков движения морского│навигации по северному морскому пути -│

│транспорта через Суэцкий канал; │сокращение сроков доставки контейнеров│

│расширение применения контейнеров │морем из Азиатско-Тихоокеанского │

│для перевозок грузов различной │региона в порты Европы до 2 раз; │

│номенклатуры (металлы, зерно, │усиление дисбаланса потока груженых и │

│лесные грузы, продукция химической│порожних контейнеров │

│промышленности, сжиженные газы); │ │

│расширение практики применения │ │

│накладной ЦИМ/СМГС, совершенство- │ │

│вание работы таможенных органов; │ │

│повышение качества сервиса │ │

│компаний холдинга "РЖД" │ │

└──────────────────────────────────┴──────────────────────────────────────┘

Выводы

1. Основными видами транспортных услуг в части контейнерных перевозок, предоставляемых железными дорогами, являются одиночные контейнерные отправки и контейнерные поезда, а также сопутствующие услуги.

2. Удовлетворенность клиентов стоимостью транспортных услуг контейнерных перевозок холдинга "РЖД" средняя, а удовлетворенность качеством оказываемых услуг - ниже среднего.

3. Основными проблемами существующих транспортных продуктов являются:

- относительно низкая маршрутная скорость по большинству осуществляемых перевозок;

- недостаточная ценовая конкурентоспособность перевозок контейнеров на малых и средних расстояниях;

- недостаточный ассортимент и качество сервиса и экспедиторских услуг;

- низкий уровень развития логистической и терминальной инфраструктуры;

- сложность технологического и коммерческого взаимодействия с ОАО "РЖД".

4. Уровень развития технологий контейнерных перевозок и смежных услуг недостаточен и является сдерживающим фактором для реализации потенциала контейнеризации и наращивания объемов транзитных перевозок.

5. Для интенсивного наращивания объемов перевозок контейнеров и обеспечения контейнеризации грузопотоков холдингу "РЖД" необходимы разработка и реализация комплекса организационных, технологических и коммерческих мероприятий и активное вовлечение партнеров в повышение уровня сквозного сервиса и улучшение ценового предложения клиентам.