6.1. Оценка перспектив развития мирового рынка контейнерных перевозок

6.1. Оценка перспектив развития мирового рынка

контейнерных перевозок

До кризисного 2008 г. мировой рынок контейнерных перевозок демонстрировал высокие темпы роста:

- в 2008 г. мировой контейнерный оборот составил порядка 152,8 млн. ДФЭ <*>, увеличившись на 7,2%;

- суммарный объем контейнеров, обработанных на терминалах мира в 2008 г., оценивается в 540,8 млн. ДФЭ (при росте 8,9% к 2007 г.);

- уровень контейнеризации в мире составил в среднем 50 - 60% общего объема перевозок сухих грузов;

- в денежном выражении объем рынка приблизился к 1 трлн. долл. США в год.

--------------------------------

<*> ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент) - условная единица измерения величины транспортных потоков или пропускной способности. Равна размерам контейнера ISO длиной 20 футов (6,1 м).

Наиболее интенсивным являлся контейнерный грузопоток из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Западную Европу и США, при этом около 25% мирового контейнерооборота приходилось на Китай.

Основными тенденциями контейнерного рынка в 2010 г. при посткризисном восстановлении мировой экономики стали:

- увеличение мирового спроса на морскую транспортировку грузов;

- восстановление контейнерных потоков, в т.ч. за счет морских маршрутов, которые "состыкованы" с железной дорогой;

- опережающий рост оборота груженых контейнеров по сравнению с порожними;

- порт Шанхай занял ведущую позицию в рейтинге крупнейших в мире контейнерных портов. Объем перевалки составил 29,1 млн. ДФЭ.

В 2010 г. докризисные объемы перевалки контейнеров в морских портах были практически восстановлены. Крупнейшие российские контейнерные терминалы превысили показатели перевалки 2008 г.

Перспективы контейнерного рынка в 2011 - 2012 гг.:

- уменьшение количества перевозчиков и монополизация рынка как проявление последствий кризиса;

- избыток тоннажа мирового контейнерного флота как минимум в начале периода;

- рост объемов мирового контейнерного флота в среднем на 8,7% за год;

- развитие железнодорожных контейнерных перевозок путем формирования сквозных транспортно-логистических услуг, продолжения работы по формированию сети контейнерных поездов, автоматизации функции управления перевозками контейнеров, совершенствования тарифов, развития терминалов.

Ожидается, что общий объем комбинированных железнодорожных и автомобильных перевозок в Европе повысится до 268 млн. т брутто к 2015 г., что соответствует увеличению показателей 2005 г. (126 млн. т) в 2,13 раза. В течение указанного периода среднегодовой темп прироста составит 7,9%, что значительно превышает показатели, прогнозируемые для автомобильных и традиционных железнодорожных грузовых перевозок.

Как и в предыдущие годы, рост международных комбинированных перевозок по всей Европе в период до 2015 г. будет обеспечиваться за счет сухопутных перевозок. В абсолютном выражении максимальных темпов роста следует ожидать от хорошо развитых международных транспортных коридоров интермодальных перевозок по направлениям Север - Юг и Север - Юго-Запад. Однако ожидается, что в странах Центральной и Восточной Европы, недавно вступивших в ЕС, и в странах Юго-Западной Европы будут наблюдаться более высокие темпы роста.

Уровень контейнеризации в мире составляет в среднем 50 - 60% общего объема перевозок сухих грузов, а в ряде европейских портов контейнеризация превышает 90%. В настоящее время Россия значительно отстает от ведущих стран по уровню контейнеризации контейнеропригодных грузов.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе прогнозируется рост объемов контейнерных перевозок между Азией и Европой, вызванный восстановлением экономики и увеличением спроса. По оценкам, в период с 2014 по 2019 г. прирост объема контейнерных перевозок будет составлять примерно 7,9% в год, в период с 2020 по 2025 г. темпы прироста несколько снизятся и составят 6% в год.

Поток контейнеризованных грузов из стран Южной Азии, АСЕАН и Северо-Восточной Азии в страны СНГ к 2025 г. увеличится с 1,03 до 5,5 млн. ДФЭ (в 5,4 раза). В то же время объем контейнерных перевозок из этих стран в Европу к 2025 г. увеличится с 11,8 до 31,8 млн. ДФЭ (в 2,8 раза), причем большая часть этих потоков может пойти транзитом через страны СНГ.

Крупнейшие компании - операторы контейнеров Европы:

- European Rail Shuttle (основана в 1994 г. как совместное предприятие P&O Neddloyd и Maersk Sealand) - крупнейший частный грузовой железнодорожный оператор страны, еженедельно отправляющий 220 поездов-контейнеровозов в города Бельгии, Германии, Италии, Польши, Румынии и Венгрии;

- EUROGATE Intermodal (EGIM) - частный железнодорожный оператор, основанный в 1999 г., с годовой производительностью 400000 TEU. По объему работы занимает лидирующие позиции в Европе и пятое место в мире. Долгосрочной целью считает создание сети комбинированных перевозок, которая свяжет Италию (Джойя Тауро), Германию (Бремерхафен, Гамбург) и Россию (Санкт-Петербург, Восточный, Новороссийск и Астрахань), с возможностью ее продления до Тегерана и Бендер-Аббаса. В конечных пунктах будут созданы мощные контейнерные терминалы;

- Hupac Intermodal (Швейцария) - сетевой линейный железнодорожный оператор в Европе, отправляющий 130 поездов ежедневно. Компания осуществляет бесшовное продление морского контейнерного сервиса на внутренние терминалы, а также поездное сообщение между терминалами. Объем перевозок 11 млн. т/год (2007 г.).

Выводы

1. Мировой рынок контейнерных перевозок оправился от последствий мирового экономического кризиса и в ближайшие 10 лет будет расти темпом около 8% в год. В течение следующих 10 лет объемы контейнерных перевозок увеличатся в 2 - 2,5 раза. Рост объемов комбинированных автомобильно-железнодорожных перевозок также составит около 8% в год, что существенно превышает прогнозируемый рост обычных автомобильных и железнодорожных перевозок.

2. Основной рост объемов контейнерных перевозок будет происходить за счет растущего товарообмена между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и странами Европы, причем большая часть этого грузопотока может пойти транзитом через страны СНГ при создании необходимых технологических, нормативных, правовых и тарифных условий.

3. Россия по уровню контейнеризации существенно отстает от развитых стран и других стран БРИКС, что создает предпосылки к периферийному положению России в мировой системе грузоперевозок.