6.4. Анализ доходности перевозок крупнотоннажных контейнеров

Доходность перевозок крупнотоннажных контейнеров <*> в I полугодии 2011 г. снижена во внутрироссийском и импортном сообщении.

--------------------------------

<*> Рассчитана как отношение суммы доходов ОАО "РЖД" в инфраструктурной и локомотивной части тарифа к пробегу контейнеров (оценка в расчете на ДФЭ-км).

Рост доходности произошел в транзитном сообщении (в расчете как на 1 ДФЭ, так и на 1 ДФЭ-км), в основном за счет:

- роста курса швейцарского франка;

- выравнивания тарифов на транзитные перевозки: их увеличения в сообщении "страны СНГ - страны дальнего зарубежья" и сокращения - между странами дальнего зарубежья.

По итогам I полугодия 2011 г. доходность транзитных перевозок грузов в КТК (в части инфраструктурной и локомотивной составляющих, в расчете на 10 т-км):

- значительно превышает доходность перевозок грузов в контейнерах в целом;

- сопоставима с доходностью перевозок грузов только 2-го тарифного класса.

Для повышения конкурентоспособности существующих транспортных продуктов необходимо их развитие в следующих направлениях:

1. Существенное повышение маршрутной скорости одиночных и групповых контейнерных отправок. Существующий показатель - 100 - 400 км/сут. Целевой показатель - 500 - 700 км/сут.

Решение: создать и поэтапно внедрить систему одиночных и групповых контейнерных отправок с концентрацией грузопотоков между крупными контейнерными терминалами-хабами.

2. Обеспечение ценовой конкурентоспособности перевозок контейнеров на расстояния от 500 до 2000 км до уровня конкурентоспособности с автотранспортом с учетом терминальных операций и доставки "от двери до двери".

Решение: оптимизировать структуру затрат на перевозку контейнеров на малые и средние расстояния с учетом перехода на технологию регулярных контейнерных поездов и концентрации контейнеропотоков.

Таблица 5

ДОХОДНОСТЬ

(В ЧАСТИ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ И ЛОКОМОТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ)

НА 1 ПЕРЕВЕЗЕННЫЙ ГРУЖЕНЫЙ КОНТЕЙНЕР И КОНТЕЙНЕРО-КМ

(ГРУЖЕНЫЕ) В I ПОЛУГОДИИ 2010 - 2011 ГГ.

┌────────────────┬──────────────────────────┬──────────────────────────┬──────────────────────────┐

│ Вид сообщения │ Млн. контейнеро-км │ Доходная ставка │ Доходная ставка │

│ │ (по оценке, в расчете на │ инфраструктуры, │ инфраструктуры, │

│ │ ДФЭ) │ тыс. руб./ДФЭ │ руб./конт.-км │

│ │ │ │ (в расчете на ДФЭ-км) │

│ ├───────┬───────┬──────────┼───────┬───────┬──────────┼───────┬───────┬──────────┤

│ │2010 г.│2011 г.│Изменение,│2010 г.│2011 г.│Изменение,│2010 г.│2011 г.│Изменение,│

│ │ │ │ % │ │ │ % │ │ │ % │

├────────────────┼───────┼───────┼──────────┼───────┼───────┼──────────┼───────┼───────┼──────────┤

│Внутрироссийские│1354,3 │1680,5 │+24,1 │24,9 │23,9 │-4,0 │4,87 │4,67 │-4,25 │

├────────────────┼───────┼───────┼──────────┼───────┼───────┼──────────┼───────┼───────┼──────────┤

│Импорт │558,8 │946,0 │+69,3 │13,3 │15,1 │+13,0 │3,35 │3,34 │-0,3 │

├────────────────┼───────┼───────┼──────────┼───────┼───────┼──────────┼───────┼───────┼──────────┤

│Транзит │169,1 │165,9 │-1,9 │17,2 │22,2 │+29,0 │5,58 │7,25 │+30,0 │

├────────────────┼───────┼───────┼──────────┼───────┼───────┼──────────┼───────┼───────┼──────────┤

│Экспорт │498,1 │538,3 │+8,1 │9,2 │9,7 │+5,4 │4,18 │4,45 │+6,4 │

├────────────────┼───────┼───────┼──────────┼───────┼───────┼──────────┼───────┼───────┼──────────┤

│Всего в среднем │2580,3 │3330,7 │+29,1 │16,7 │17,4 │+3,9 │4,45 │4,38 │-1,6 │

└────────────────┴───────┴───────┴──────────┴───────┴───────┴──────────┴───────┴───────┴──────────┘

Таблица 6

ДОХОДНОСТЬ

ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В КОНТЕЙНЕРАХ (В ЧАСТИ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ

И ЛОКОМОТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ) В I ПОЛУГОДИИ

2009 - 2011 ГГ., КОП./10 Т-КМ

┌───────────────────┬────────┬────────┬────────┬──────────────────────────┐

│ Вид сообщения │2009 г. │2010 г. │2011 г. │ Темп изменения, % │

│ │ │ │ ├────────┬────────┬────────┤

│ │ │ │ │ 2009/ │ 2010/ │ 2011/ │

│ │ │ │ │2008 г. │2009 г. │2010 г. │

├───────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤

│Внутрироссийское │269,9 │294,3 │297,7 │+2,4 │+9,1 │+1,1 │

├───────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤

│Импорт │276,9 │273,4 │287,2 │+9,5 │-1,2 │+5,0 │

├───────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤

│Транзит │452,2 │439,3 │580,0 │+88,5 │-2,8 │+32,0 │

├───────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤

│Экспорт │207,1 │228,9 │238,9 │+6,1 │+10,5 │+4,3 │

├───────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤

│Всего │262,5 │283,8 │295,3 │+6,5 │+8,1 │+4,0 │

├───────────────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┤

│Справочно: средние ставки по перевозкам всех грузов в вагонах (в части │

│инфраструктурной и локомотивной составляющих) │

├───────────────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬────────┤

│Грузы 1 класса │186,3 │212,4 │208,7 │+6,2 │+14,0 │-1,7 │

├───────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤

│Грузы 2 класса │470,5 │524,3 │532,6 │+13,7 │+11,4 │+1,6 │

├───────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤

│Грузы 3 класса │552,3 │623,7 │669,3 │+7,8 │+12,9 │+7,3 │

├───────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤

│В среднем │316,4 │360,1 │362,3 │+8,5 │+13,8 │+0,6 │

└───────────────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┘

3. Повышение качества и расширение линейки предоставляемых экспедиторских услуг: доставка "от двери до двери", отслеживание дислокации контейнеров в реальном времени, жесткие гарантированные сроки доставки контейнеров.

Решение: разработать и внедрить набор экспедиторских услуг, включая их интенсивное информационное сопровождение и управление качеством.