5.2.2 Вопросы методологии

Использование смазочных материалов в двигателях обусловлено в первую очередь их смазочными свойствами; выбросы от такого применения считаются выбросами, не связанными со сжиганием, и относятся к сектору ППИП. Однако в случае двухтактных двигателей, в которых смазка смешивается с другим топливом и сжигается вместе с ним в двигателе, выбросы следует рассчитывать и рассматривать как выбросы, связанные со сжиганием, в секторе "Энергетика" (см. том 2).

На практике затруднительно определить, какая часть смазки, потребляемая машинами и транспортными средствами, действительно была сожжена, произведя прямые выбросы CO2. Поэтому при расчете выбросов CO2 делают допущение о том, что все количество смазочных материалов, потерянное в процессе их использования, полностью сгорело, и эти выбросы рассматриваются как выбросы CO2.

Российское законодательство накладывает ограничения на захоронение и размещение на свалке отработанных смазочных материалов и рекомендует их сбор и последующее термическое обезвреживание с утилизацией тепла отходящих газов для выработки водяного пара энергетических параметров в котлах-утилизаторах с системой очистки отходящих газов <26>. Небольшая часть смазочных материалов окисляется в процессе использования, но основные выбросы CO2 происходят при сборе отработанных смазочных материалов в конце их использования с последующим сжиганием, в соответствии с законодательством. Выбросы, связанные с термическим обезвреживанием отработанных масел, должны быть учтены в секторе "Энергетика" (или в секторе "Отходы", если извлечение энергии не производилось).

--------------------------------

<26> http://снип.рф/snip/full/63

5.2.2.1 Выбор метода

Имеется два методологических уровня определения выбросов от использования смазочных материалов. Уровни 1 и 2 предполагают, что коэффициенты выбросов умножают на данные о количестве смазочных материалов, потребленных в регионе (в единицах энергии, например, в ТДж). В методе метода уровня 2 требуются данные о количестве различных типов смазочных материалов (за исключением количества, расходуемого двухтактными двигателями) и коэффициенты окисления при использовании (ОПИ), на уровне региона, тогда как в методе уровня 1 коэффициенты ОПИ, рекомендованные МГЭИК, умножают на суммарные данные о потреблении смазочных материалов. Поскольку коэффициент МГЭИК для консистентных смазок в четыре раза меньше, чем для смазочных масел, то в расчетах выбросов по методам более высокого уровня большое значение имеет определение фактической доли для масел и консистентных смазок. Следует учитывать, что применение национальных и региональных коэффициентов может дать более достоверные оценки выбросов в сравнении с коэффициентами МГЭИК (Межправительственная, 2006).

Метод уровня 1

Выбросы CO2 рассчитывают по уравнению 5.2 с использованием сгруппированных данных, углеродного содержания и коэффициентов ОПИ по умолчанию МГЭИК. Коэффициенты ОПИ по умолчанию рассчитаны с учетом рекомендованного МГЭИК соотношения масел и консистентных смазок:

Уравнение 5.2

Смазочные материалы - метод уровня 1

Выбросы CO2 = LC · СССмаз.мат. · ОПИСмаз.мат. · 44/12,

где:

выбросы CO2 = выбросы CO2 от смазочных материалов, тонны CO2;

LC = суммарное потребление в регионе смазочных материалов, ТДж;

СССмаз.мат. = углеродное содержание смазочных материалов, тонны C/ТДж (= кг C/ГДж);

ОПИСмаз.мат. = коэффициент ОПИ (основанный на соотношении масел и консистентных смазок по умолчанию), дробь;

44/12 = отношение молекулярной массы CO2/C.

Метод уровня 2

Метод уровня 2 для смазочных материалов использует то же уравнение, с той разницей, что применяются региональные данные о потреблении по типам смазок (в единицах энергии, например, ТДж) и региональные коэффициенты выбросов. Коэффициенты выбросов учитывают углеродное содержание конкретных типов смазочных материалов и коэффициент ОПИ:

Уравнение 5.3

Смазочные материалы - метод уровня 2

00000139.wmz

где:

Выбросы CO2 = выбросы CO2 от смазочных материалов, тонны CO2;

LCi = потребление смазочного материала типа i, ТДж;

ССi = углеродное содержание смазочного материала типа i, тонны C/TJ (= кг С/ГДж);

ОПИi = коэффициент ОПИ для смазочного материала типа i, дробь;

44/12 = отношение молекулярной массы CO2/C.

Смазочные материалы включают отдельно моторные масла/промышленные масла и консистентные смазки (но не включают количества, израсходованные в двухтактных двигателях).

В обоих уровнях могут быть использованы значения углеродного содержания по умолчанию МГЭИК, приведенные в разделе "Энергетика" (глава 1) или национальные значения, если они известны.

5.2.2.2 Выбор коэффициентов выбросов

Коэффициент выбросов равен произведению удельного углеродного содержания (тонны C/ТДж) на коэффициент ОПИ. Дальнейшее умножение на 44/12 (массовое отношение CO2/C) дает коэффициент выбросов, выраженный в тоннах CO2/ТДж. Для смазочных материалов углеродное содержание по умолчанию, рассчитанное по низшей теплотворной способности, равно 20,0 кг C/ГДж. (см. глава 1 раздела "Энергетика"). Обратите внимание на то, что килограмм C/ГДж равен тонне C/ТДж.). Считается, что в результате сжигания окисление протекает на 100% до CO2, при этом отсутствует длительное хранение углерода в форме золы или остатков горения. В процессе использования окисляется лишь небольшая часть смазочных масел (см. таблицу 5.1). Консистентные смазки окисляются в процессе использования еще меньше (Межправительственная, 2006).

Таблица 5.1

КОЭФФИЦИЕНТЫ ОПИ ДЛЯ СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ, КОНСИСТЕНТНЫХ СМАЗОК

И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ЦЕЛОМ, РЕКОМЕНДОВАННЫЕ МГЭИК

Смазочный материал/тип использования

Доля от общего количества смазочных материалов (%)

Коэффициент ОПИ

Смазочные масла (моторные/промышленные масла)

90

0,2

Консистентные смазки

10

0,05

Для всех смазочных материалов

0,2

Диапазон неопределенности <*>

от -50% до +50%

<*> Применительно к оценке выбросов от использования твердых парафинов диапазон неопределенности коэффициентов ОПИ составит от -100% до +100%.

Метод уровня 1

Если известны только данные об общем потреблении всех смазочных материалов (т.е. без разделения на масла и консистентные смазки), то в методе уровня 1 используют средневзвешенный коэффициент ОПИ для всех смазочных материалов в целом. Если предположить, что 90% смазок по массе составляют масла и 10% - консистентные смазки, то применение этих весов к коэффициентам ОПИ для масел и консистентных смазок дает общий коэффициент ОПИ 0,2 (с округлением) (см. таблицу 5.1). Коэффициент ОПИ затем можно применить к общему коэффициенту углеродного содержания для смазочных материалов (который может быть национальным или рекомендованным МГЭИК), чтобы определить региональные выбросы от этого источника в том случае, если известны данные о потреблении смазочных материалов (уравнение 5.2).

Метод уровня 2

Для регионов, для которых известны данные об удельных количествах смазочных материалов, использованных в качестве моторных/индустриальных масел и в качестве консистентных смазок, можно применять различные коэффициенты ОПИ - либо коэффициенты МГЭИК 0,2 и 0,05 соответственно, либо национальные коэффициенты ОПИ для жидких и консистентных смазок. Далее эти коэффициенты ОПИ можно умножить на национальные коэффициенты углеродного содержания или на коэффициент углеродного содержания смазочных материалов, принятый МГЭИК по умолчанию, чтобы определить региональные выбросы (уравнение 5.3).

5.2.2.3 Выбор данных о деятельности

Для оценки выбросов требуются данные о неэнергетическом использовании смазочных материалов, при этом данные о деятельности выражаются в единицах энергии (ТДж). Для перевода данных о потреблении в единицах массы (например, в тоннах) в общепринятые единицы энергии (например, в ТДж, на основании низшей теплотворной способности) необходимы коэффициенты теплотворной способности (см. глава 1 раздела "Энергетика"). Основные данные о неэнергетических продуктах, используемых в регионе, можно получить на основании данных региональной статистики. Может потребоваться дополнительная информация для определения количества смазочных материалов, используемых в двухтактных двигателях, которое должно быть исключено из расчетов этой категории источников уровня 2.

Для метода уровня 2 необходимо знать отдельно данные о потреблении моторных/индустриальных масел и консистентных смазок. Руководство по сбору данных о смазочных материалах, используемых в двухтактных двигателях, см. в главе 3 раздела "Энергетика", посвященной автомобильному транспорту.