3.2.1 Методологические вопросы

Оценки выбросов от дорожного транспорта могут основываться на двух независимых наборах исходных данных: данных о потреблении топлива или данных о расстоянии, пройденном транспортным средством. В целом, первый подход (по потреблению топлива - всеми автотранспортными средствами (АТС) или с разделением по их классам) подходит для оценки выбросов CO2, а второй (по пройденному расстоянию) подходит для оценки выбросов CH4 и N2O. Если доступны оба набора данных, важно проверять их сопоставимость, иначе оценки различных газов могут быть противоречивыми. Проверку баланса топлива необходимо проводить и в случае, если все расчеты выбросов от автотранспорта проводятся по данным о километраже.

3.2.1.1 Выбор метода

ВЫБРОСЫ CO2

Выбросы CO2 лучше всего вычислять на основе количества и вида сожженного топлива и содержании в нем углерода. При оценке выбросов CO2 от сжигания топлива дорожным транспортом, по аналогии со стационарным сжиганием, можно выделить 2 уровня расчетов. Метод Уровня 1 основан на количестве и типе сожженного топлива и рекомендуемых средних коэффициентах выбросов CO2:

Формула 3.1 - Выбросы CO2 от дорожного транспорта

00000024.wmz

где:

00000025.wmz - выбросы CO2 (кг);

ADa - данные о потреблении топлива типа a (ТДж);

EFa - коэффициент выбросов для топлива типа a (кг/ТДж).

Коэффициент выбросов CO2 рассчитывается по содержанию в топливе углерода, умноженному на 44/12;

a - тип топлива (например, бензин, дизтопливо, природный газ, сжиженный нефтяной газ и т.д.).

Рекомендуемый коэффициент выброса CO2 рассчитывается с учетом содержания всего углерода в топливе, включая выбросы в виде CO2, CH4, CO, ЛНОС и твердых частиц.

Метод Уровня 2 аналогичен методу Уровня 1 и рассчитывается с использованием формулы 3.1, но только для расчета применяются региональные значения коэффициентов выбросов, базирующиеся на реальном содержании углерода в топливе, потребляемом в регионе в течение года. Метод Уровня 3 не используется из-за невозможности обеспечить лучшие результаты для CO2, чем при использовании Уровня 2.

Для того, чтобы снизить неопределенности, следует сосредоточить усилия на оценке содержания углерода в моторном топливе и улучшении данных о количестве потребляемого автотранспортными средствами топлива. Еще одним важным компонентом неопределенности является использование моторного топлива для иных, чем дорожное движение, целей.

По методологии МГЭИК дополнительно проводится оценка выбросов от использования основанных на мочевине присадок в каталитических конвертерах (выбросы, иные, чем от сжигания). Расчет выбросов в этой подкатегории основывается на информации о количестве основанных на мочевине присадок, использованных в каталитических конвертерах и весовой доле мочевины в присадках. Однако, с учетом того, что данная технология нейтрализаторов в России в настоящее время не имеет широкого распространения, выбросы от этой подкатегории не рассчитываются. При необходимости, рекомендуется использовать методологию расчетов, представленную в разделе 3.2.1.1 Руководящих принципов МГЭИК (Межправительственная, 2006).

ВЫБРОСЫ CH4 и N2O

Выбросы CH4 и N2O гораздо сложнее оценить, чем выбросы CO2, потому что коэффициенты выбросов зависят от технологии, используемой транспортным средством, вида топлива и эксплуатационных характеристик автотранспортного средства. Однако данные о деятельности на основе километража и детализированные данные о потреблении топлива разными категориями транспортных средств могут быть значительно менее точными, чем общее количество потребленного топлива. Три альтернативных подхода могут использоваться для оценки выбросов CH4 и N2O от дорожных транспортных средств:

1. Уровень 1 - расчет по количеству сожженного топлива без разделения на классы автомобилей - использует данные о потребленном топливе и коэффициенты выбросов по типам моторного топлива и может быть использован, если невозможно оценить потребление топлива по категориям транспортных средств;

2. Уровень 2 - расчет по количеству сожженного топлива с разбиением по классам автомобилей - использует нормированные на единицу сожженного топлива коэффициенты выбросов, специфичные для каждой категории АТС;

3. Уровень 3 - расчет по пройденному расстоянию с разбиением на классы автомобилей - требует детальных данных для получения основанных на деятельности АТС коэффициентов выбросов для подкатегорий транспортных средств и может использовать модельные расчеты. Подкатегории транспортных средств основываются на видах транспортных средств, их возрасте и технологии контроля выбросов.

Выбор метода оценки выбросов CH4 и N2O должен быть основан на следующих факторах:

- являются ли выбросы CH4 и N2O от дорожного транспорта ключевой категорией. Если нет, то можно проводить расчет выбросов CH4 и N2O на основе данных о потребленном (проданном) топливе без разделения по классам АТС с использованием рекомендуемых коэффициентов выбросов по видам топлива (Уровень 1). Если это ключевая категория выбросов, следует использовать расчет по методу Уровня 2 или 3.

- если имеются доступные данные о разделении парка автотранспортных средств по видам, технологии контроля выбросов и используемому топливу, то они должны быть использованы для расчета выбросов по категориям АТС, на основе данных о деятельности (пройденного расстояния) с применением рекомендуемых коэффициентов выбросов или коэффициентов, специфичных для условий страны и региона, нормированных на пройденное расстояние для каждой категории АТС (Уровень 3).

При отсутствии таких данных, следует оценить:

- можно ли разделить данные о потреблении моторного топлива по использованию АТС различных категорий. Если да, то расчет выбросов проводится с использованием рекомендуемых коэффициентов выбросов или коэффициентов, специфичных для условий страны и региона, нормированных на расход топлива для каждой из используемых технологий контроля выбросов (Уровень 2).

Провести оценку по количеству потребляемого топлива, рассчитываемого исходя из удельных показателей потребления топлива на единицу пробега для различных категорий транспортных средств без наличия достаточных данных о структуре парка по категориям АТС, значительно труднее, чем оценить средний годовой пробег. Поэтому, если выбросы CH4 и N2O являются ключевой категорий источников региона, наиболее обоснованным представляется использование для проведения региональной инвентаризации выбросов от дорожного транспорта методом Уровня 3 и коэффициентов выбросов, соответственно приведенных к пробегу (кг/км).

Формула метода Уровня 1 для оценки выбросов CH4 и N2O от дорожных транспортных средств аналогично методу, используемому для оценки выбросов CO2 и базируется на формуле 3.1, только коэффициент выбросов (EFa) коэффициент выбросов CH4 или N2O (кг/ТДж). Для расчета по Уровню 2 для оценки выбросов CH4 и N2O от дорожных транспортных средств используется формула 3.2.

Формула 3.2 - Расчет выбросов CH4 и N2O по методу Уровня 2

00000026.wmz

где:

E - выбросы CH4 или N2O (кг);

EF - коэффициент выбросов CH4 или N2O (кг/ТДж);

AD - потребленное топливо (ТДж);

a - вид топлива (например, дизтопливо, бензин, природный газ или сжиженный нефтяной газ);

b - вид транспортного средства;

c - технология контроля выбросов (неконтролируемые, нейтрализатор и др.).

Вид транспортного средства должен соответствовать одной из указанных в таблице 3.1 категорий автодорожного транспорта, желательно также дальнейшее разбиение каждой из категорий по возрасту, технологии борьбы с выбросами, а топлива - по содержанию серы. Разбивка автопарка по возрасту позволяет определить экологические классы АТС в зависимости от года выпуска и страны - производителя АТС (для Уровней 2 и 3).

Принципиальное отличие метода Уровня 3 заключается в том, что расчет проводится по нормированию выбросов на пройденное расстояние с учетом выбросов при прогреве двигателя, условий эксплуатации (дороги, климат и т.д.). Формулу оценки выбросов CH4 и N2O по методу Уровня 3 от дорожных транспортных средств можно выразить следующим образом:

Формула 3.3 - Выбросы CH4 и N2O по Уровню 3

00000027.wmz

где:

E - выбросы CH4 или N2O (кг);

EFa,b,c,d - коэффициент выбросов CH4 или N2O (кг/км);

ADa,b,c,d - пройденное расстояние (км);

Ca,b,c,d - выбросы при запуске и прогреве двигателя (холодный пуск) (кг);

a - вид топлива (дизтопливо, бензин, природный газ, сжиженный нефтяной газ);

b - тип транспортного средства;

c - технология контроля выбросов (например, неконтролируемая, с нейтрализатором и т.д.);

d - условия эксплуатации (например, городские или сельские дороги, климат и прочие характеристики окружающей среды).

Выбросы при запуске и прогреве двигателя могут внести значительный вклад в общие выбросы от дорожных транспортных средств. Их следует включать в модели Уровня 3. Выбросы от холодного пуска могут быть подсчитаны разными способами.

При отсутствии данных необходимой детализации для расчета по Уровням 2 и 3, Руководящие принципы МГЭИК допускают использование моделей выбросов или транспортных моделей, позволяющих рассчитать диапазон транспортных средств и технологий борьбы с выбросами, а также моделей оценки расстояния, пройденного каждым видом транспортных средств. Более детальное моделирование для оценки выбросов от дорожных АТС при использовании методологии Уровня 3 доступно при применении модели COPERT (http://www.emisia.com/copert) и методологии Руководств ЕМЕП/ЕАОС по инвентаризации - выбросов (http://www.eea.europa.eu/ru/publications/emep-eea). При проведении модельных расчетов необходимо четко документировать используемые расчеты и предположения. Пример использования подходов Уровня 2 и 3 для расчета выбросов от автотранспортных средств в России приведен в Приложении 3 Национального кадастра парниковых газов за 2009 год (Российская, 2009).

3.2.1.2 Выбор коэффициентов выбросов

Разработчик инвентаризации должен выбрать рекомендуемые коэффициенты выбросов по типам используемого топлива (Уровень 1) или коэффициенты по категориям автотранспортных средств с учетом специфики условий субъекта Российской Федерации или России в целом (Уровни 2 и 3). Выбор коэффициентов зависит от используемого уровня проведения расчетов и наличия необходимых исходных данных.

Выбросы CO2

Коэффициенты выбросов CO2 основываются на содержании углерода в топливе. Эффективная практика заключается в применении этого подхода с использованием конкретных для России или субъекта Российской Федерации значений низшей теплотворной способности топлива и коэффициентов выбросов CO2. Рекомендуемые коэффициенты выбросов CO2 приведены в таблице 3.2. Они могут быть использованы в том случае, если отсутствуют другие данные.

Таблица 3.2

КОЭФФИЦИЕНТЫ ВЫБРОСОВ CO2, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ УРОВНЯ 1,

И УРОВЕНЬ ИХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Вид топлива

Рекомендуемый коэффициент выброса (кг/ТДж)

Нижний предел величины

Верхний предел величины

Автомобильный бензин

69300

67500

73000

Дизтопливо

74100

72600

74800

Сжиженный нефтяной газ

63100

61600

65600

Другие моторные топлива

71900

70800

73700

Смазочные материалы

73300

71900

75200

Сжатый природный газ <1>

54400

54300

58300

Сжиженный природный газ <1>

54400

54300

58300

--------------------------------

<1> Коэффициент выбросов для сжатого природного газа и сжиженного природного газа равен национальному коэффициенту выбросов от природного газа, разработанному для Национального кадастра выбросов парниковых газов (Российская, 2014).

Для Уровня 1, коэффициенты выбросов CO2 предполагают 100-процентное окисление углерода, содержащегося в топливе, в процессе сжигания или непосредственно после него (для всех видов топлива и транспортных средств) независимо от того, выбрасывается ли CO2 в виде собственно углекислого газа или в виде CH4, CO, ЛНОС или в виде твердых частиц. При разработке коэффициентов выбросов CO2 для Уровней 2 и 3 следует сохранять данный подход, т.к. выбросы CO и ЛНОС не учитываются в региональном кадастре парниковых газов.

Выбросы CH4 и N2O

Выбросы CH4 и N2O значительно зависят от технологии сжигания и борьбы с выбросами, используемой в транспортном средстве и, следовательно, рекомендуемые МГЭИК коэффициенты выбросов по видам топлива, представленные в таблице 3.3, имеют высокую неопределенность. Поэтому их использование возможно при расчете по Уровню 1 в случае, если выбросы CH4 и N2O от мобильных источников не являются ключевой категорией.

Если в регионе в качестве моторного топлива используется биотопливо, то для расчетов должны использоваться коэффициенты выбросов для конкретного биотоплива, а соответствующие выбросы CH4 и N2O должны включаться в суммарные выбросы парниковых газов в регионе. Методика оценки выбросов от сжигания биотоплива приведена в Руководящих принципах МГЭИК (Межправительственная, 2006).

Если выбросы CH4 и N2O от мобильных источников являются ключевыми категориями, следует использовать коэффициенты выбросов, детализированные по классам АТС и применяемой технологии контроля выбросов. Коэффициенты выбросов для альтернативных видов топлива приведены в Таблице 3.4. Коэффициенты выбросов в таблицах 3.2 - 3.4 можно использовать в качестве начальных значений. В Таблице 3.5 приведены коэффициенты выбросов, нормированные на пройденное расстояние, с детализацией по классам АТС (Уровень 3), используемые в европейской модели расчета выбросов от дорожного транспорта (COPERT 4). Составителю кадастра рекомендуется свериться с другими источниками данных о коэффициентах выбросов, характерных для автотранспортных средств, используемых в России <2>.

--------------------------------

<2> Расчетные инструкции (методики) по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами и дорожно-строительными машинами в атмосферный воздух доступны в Интернете по следующим ссылкам: http://www.niiat.ru/publications/sborniki/ или http://www.niiat.ru/files/raschetnaya_instrukciya.pdf.

Таблица 3.3

КОЭФФИЦИЕНТЫ ВЫБРОСОВ N2O И CH4, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МГЭИК

ДЛЯ УРОВНЯ 1, И ИХ ИЗМЕНЕНИЯ (МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ, 2006)

Вид топлива/Категория транспортных средств

CH4 (кг/ТДж)

N2O (кг/ТДж)

Значение

Нижний предел изменения величины

Верхний предел изменения величины

Значение

Нижний предел изменения величины

Верхний предел изменения величины

Бензин - Неконтролируемые выбросы

33

9,6

110

3,2

0,96

11

Бензин - Окислительный каталитический нейтрализатор

25

7,5

86

8,0

2,6

24

Бензин - Грузовые АТС малой грузоподъемности

3,8

1,1

13

5,7

1,9

17

Дизельное топливо

3,9

1,6

9,5

3,9

1,3

12

Природный газ

92

50

1540

3

1

77

Сжиженный нефтяной газ

62

Нет данных

Нет данных

0,2

Нет данных

Нет данных

Эффективная практика заключается в выборе или расчете коэффициентов выбросов на основе следующих критериев:

1. Вид топлива (бензин, дизтопливо, природный газ) с учетом, если это возможно, содержания серы.

2. Вид транспортного средства (например, легковые АТС, грузовые АТС малой грузоподъемности, грузовые АТС большой грузоподъемности и автобусы, мотоциклы).

3. Технология борьбы с выбросами, учитывая возраст АТС и страну производства.

4. Влияние условий эксплуатации (например, типа дорог - городские или сельские).

Таблица 3.4

КОЭФФИЦИЕНТЫ ВЫБРОСОВ ДЛЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВИДОВ ТОПЛИВА,

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МГЭИК (МГ/КМ)

Вид транспортного средства и используемое топливо

Коэффициент выбросов N2O

Коэффициент выбросов CH4

Легковые АТС

Метанол

39

9

Сжатый природный газ

27 - 70

215 - 725

Сжиженный нефтяной газ

5

24

Этанол

12 - 47

27 - 45

Тяжелый дизельный транспорт

Метанол

135

401

Сжатый природный газ

185

5983

Сжиженный природный газ

274

4261

Сжиженный нефтяной газ

93

67

Этанол

191

1227

Автобусы

Метанол

135

401

Сжатый природный газ

101

7715

Этанол

226

1292

Таблица 3.5

КОЭФФИЦИЕНТЫ ВЫБРОСОВ ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКОГО БЕНЗИНОВОГО

И ДИЗЕЛЬНОГО ТРАНСПОРТА (МГ/КМ) МОДЕЛЬ COPERT IV

(МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ, 2006)

Тип АТС

Топливо

Класс Евро

Коэффициент выброса N2O (мг/км)

Коэффициент выброса CH4 (мг/км)

Городские дороги

Загородные дороги

Скоростные дороги

Городские дороги

Загородные дороги

Скоростные дороги

Запуск

Ход

Запуск

Ход

Легковые АТС

Бензин

Евро 0

10

10

6,5

6,5

201

131

86

41

Евро 1

38

22

17

8,0

45

26

16

14

Евро 2

24

11

4,5

2,5

94

17

13

11

Евро 3

12

3

2

1,5

83

3

2

4

Евро 4

6

2

0,8

0,7

57

2

2

4

Дизельное топливо

Евро 0

0

0

0

0

22

28

12

8

Евро 1

0

2

4

4

18

11

9

3

Евро 2

3

4

6

6

6

7

3

2

Евро 3

15

9

4

4

7

3

0

0

Евро 4

15

9

4

4

0

0

0

0

Сжиженный нефтяной газ

Евро 0

0

0

0

0

80

35

25

Евро 1

38

21

13

8

Евро 2

23

13

3

2

Евро 3 и выше

9

5

2

1

Грузовые АТС малой грузоподъемности

Бензин

Евро 0

10

10

6,5

6,5

201

131

86

41

Евро 1

122

52

52

52

45

26

16

14

Евро 2

62

22

22

22

94

17

13

11

Евро 3

36

5

5

5

83

3

2

4

Евро 4

16

2

2

2

57

2

2

0

Дизельное топливо

Евро 0

0

0

0

0

22

28

12

8

Евро 1

0

2

4

4

18

11

9

3

Евро 2

3

4

6

6

6

7

3

2

Евро 3

15

9

4

4

7

3

0

0

Евро 4

15

9

4

4

0

0

0

0

Грузовые АТС большой грузоподъемности и автобусы

Бензин

Все технологии

6

6

6

140

110

70

Дизельное топливо

Грузоподъемность < 16 т

30

30

30

85

23

20

Грузоподъемность > 16 т

30

30

30

175

80

70

Автобусы

30

30

30

175

80

70

Компримированный природный газ

Менее Евро 4

-

5400

Евро 4 и выше

900

2-колесный транспорт

Бензин

< 50 см3

1

1

1

1

219

219

219

219

> 50 см3 2-тактный

2

2

2

2

150

150

150

150

> 50 см3 4-тактный

2

2

2

2

200

200

200

200

3.2.1.3 Выбор данных о деятельности

Данные о деятельности могут быть представлены либо в виде данных о сжигании топлива, либо в виде пройденного километража.

Суммарное потребление топлива (Уровень 1)

Выбросы от дорожного транспорта следует учитывать там, где было продано топливо. Данные должны отражать то топливо, которое продано на территории региона. В России большая часть исходных данных, необходимых для расчета выбросов парниковых газов, поступает из Федеральной службы государственной статистики (Росстат), которая осуществляет сбор первичных данных, синтез и проверку точности данных, поступающих от субъектов хозяйственной деятельности. Например, информация о продаже бензина и дизельного топлива входит в отчетность по форме "1-автобензин (торг)" - Сведения о продаже и запасах автомобильного бензина. Данные о производстве и поставках на рынок автомобильного бензина и дизельного могут быть получены в Министерстве энергетики РФ, а о продажах моторного топлива - в Министерстве промышленности и торговли РФ. Для оценки топлива, потребляемого дорожными транспортными средствами, могут так же быть использованы другие данные регулярной статистической отчетности, представляемые в территориальные и федеральные органы Росстата.

В российской национальной статистике к моторным топливам относятся только три вида топлив: бензин, дизельное топливо и другие виды моторных топлив. Для расчета эмиссии парниковых газов некоторые другие топлива так же должны быть отнесены к моторным: в категориях водного и железнодорожного транспорта - это мазут, а в категории дорожного транспорта - сжиженный газ.

В национальном кадастре выбросов парниковых газов все моторное топливо, используемое в промышленности, коммерческом секторе, населением и в других отраслях экономики, отнесено к сектору 1.A.3 - Транспорт. Весь бензин, используемый в перечисленных отраслях экономики, отнесен при проведении оценок выбросов парниковых газов к подкатегории 1.A.3.a - Дорожный транспорт. Однако, составители кадастра парниковых газов субъектов Российской Федерации могут распределять потребление моторного топлива между транспортом и стационарными источниками в зависимости от имеющейся у них информации.

Следует собрать данные о других видах топлива, использующихся в регионе, менее распространенных и, обычно, не входящих в статистику продаж (например, сжиженный нефтяной газ, компримированный природный газ или биотопливо). При отсутствии или недостаточности данных о продажах топлива, следует использовать данные о его потреблении автотранспортными средствами в различных отраслях экономики. Первичные данные от субъектов хозяйственной деятельности поступают в Росстат (форма N 4-ТЭР, 11-ТЭР), где они обобщаются и анализируются по отраслевому принципу. Следует помнить, что обязательной статистической отчетности подлежат только юридические лица (за исключением субъектов малого предпринимательства), в то время как большая часть парка принадлежит физическим лицам, не представляющим статистическую отчетность. Информация по проданному топливу тоже может отсутствовать или быть ненадежной, т.к. дает ограниченную информацию о потреблении топлива на транспорте, особенно, автомобильном. В таком случае оценки объемов использования топлива должны проводиться на основании данных о размере и структуре парка автотранспортных средств, зарегистрированных в регионе.

Детализированные данные по категориям автотранспортных средств (Уровень 2 и 3)

Основными источниками статистики по транспорту для Российской Федерации являются статистические сборники Росстата "Транспорт Российской Федерации" и "Российский статистический ежегодник". Кроме того, информация о парке АТС, принадлежащих юридическим лицам, может быть получена из статистических форм Росстата:

- N 1-ТР (автотранспорт) - "Сведения об автотранспорте и о протяженности ведомственных и частных автодорог";

- N 3-автотранс - "Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта";

- N 1-автотранс (срочная) с периодичностью составления в месяц и N 2-автотранспорт (выборочное единовременное недельное обследование), направленных на получение сведений об объемах перевозок пассажиров и грузов юридическими лицами на коммерческой основе.

Однако наиболее полную и надежную информацию о численности, возрасте, технических характеристиках и техническом состоянии АТС предоставляет база данных ГУОБДД МВД РФ, в функции которого входит регистрация АТС.

Расчет по Уровню 3 имеет ряд преимуществ перед расчетом по Уровню 2, так как основным параметром является не потребленное топливо, а пройденное расстояние. Одним из отчетных показателей в форме N 1-ТР (автотранспорт) является пробег, дифференцированный по видам топлива. На основании этой информации и дополнительных экспертных исследований можно оценить средний годовой пробег АТС. Методика оценки эксплуатационных норм расхода топлива автомобильным транспортом дана также в Приложении к распоряжению Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р "Методические рекомендации. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".

Следует принять во внимание, что выбросы и пройденное расстояние каждый год варьируют согласно возрасту транспортного средства. Кроме того, некоторые транспортные средства могут быть преобразованы для работы с иными видами топлива, чем это предусмотрено в начальной конструкции. Необходимо также оценить долю не использующихся и технически неисправных АТС и исключить их из расчета. В подготовке данных для расчета выбросов парниковых газов по Уровням 2 и 3 и разделении автопарка на категории АТС, необходимые для расчета, может помочь привлечение экспертных оценок и использование модели COPERT (http://www.emisia.com/copert).

На основе полученной информации по парку транспортных средств определенной категории, доле технически исправного парка, доле простоя транспортных средств, среднему пробегу на одно транспортное средство, оценивается суммарный пробег. Имея эксплуатационную норму расхода топлива на 100 км, можно оценить суммарный расход топлива по категориям АТС (Уровень 2) и в целом по видам топлива (для Уровня 1 и проверки баланса топлива).

3.2.1.4 Проверка достоверности и полноты данных о деятельности

Эффективная практика заключается в проверке следующих параметров перед использованием данных о продажах топлива:

- Убедиться, что данные об использовании топлива дорожными транспортом не включают данные для внедорожных перевозок и механизмов;

- Убедиться, что данные по использованию топлива в сельскохозяйственных целях не включено в статистику о потреблении (продажах) топлива;

- Проверить, используется ли топливо, проданное населению, в иных целях (например, как топливо для стационарных бойлерных);

- Уточнить, как регистрируется использование смазок в качестве присадок в двухтактных двигателях. Оно может регистрироваться как топливо для использования в дорожных перевозках или отдельно, как смазка.

Рекомендуются два альтернативных подхода для разделения топлива на дорожное и внедорожное использование:

- Для каждого основного вида топлива, оценить топливо, используемое каждым видом транспортного средства по данным пройденного километража. Разница между итогами по дорожным средствам передвижения и истинным потреблением относится к разделу внедорожного использования;

- Провести аналогичную оценку для каждого основного вида топлива, используемого внедорожным транспортом, по данным о видах внедорожного оборудования и его использования. Суммарное потребление моторного топлива тогда разделяется в полученной пропорции между дорожным и внедорожным транспортом.

Таким образом, составителям кадастра может потребоваться внести изменения в национальную статистику по использованию топлива дорожным транспортом для того, чтобы предотвратить недостаточность или избыточность в статистической отчетности и гарантировать использование данных только для отражения статистики об использовании топлива дорожным транспортом. Эффективная практика в таком случае заключается в перекрестной проверке, чтобы убедиться, что любое топливо, удаленное из статистики по дорожному использованию, добавлено в соответствующие разделы, и наоборот.

Для достоверности, если имеются данные о пройденном расстоянии, эффективная практика заключается в оценке использования топлива на основании данных о пройденном расстоянии. Первый шагом для этого является оценка потребления топлива (по видам топлива) каждым из классов автотранспортных средств (формула 3.4).

Формула 3.4 - Проверка потребления топлива

00000028.wmz

где:

Оцененное потребление топлива - общее оцененное потребление топлива на основе данных о пройденном расстоянии (кг);

Количество АТС - количество АТС категории i, использующих топливо j на дорогах вида t (шт.);

Расстояние - годовое пройденное расстояние на каждое транспортного средство категории i, использующих топливо j на дорогах вида t (км);

Потребление - среднее потребление топлива (кг/км) каждым транспортным средством категории i, использующих топливо j на дорогах вида t;

i - категория транспортного средства (например, автомобиль, автобус);

j - вид топлива (например, бензин, дизтопливо, природный газ, СНГ);

t - вид дороги (например, городская, загородная, скоростная).

Если данные о пройденном расстоянии для разных видов дорог отсутствуют, это уравнение должно быть упрощено с помощью удаления вида дороги "t". Для более детальных оценок также возможно включение дополнительного топлива, использованного в фазе холодного пуска.

Эффективная практика заключается в сравнении статистики по проданному топливу, использованной в подходе уровня 1, с результатами расчета по формуле 3.4 и анализе любых различий и выявлении того, какие данные отличаются более высоким качеством.

Данные о пройденном расстоянии для средств передвижения по видам и по топливу являются важным обоснованием для расчетов высших уровней по выбросам CH4 и N2O от дорожных перевозок. Таким образом, может появиться необходимость в корректировке данных о пройденном расстоянии для их совместимости с данными о продажах топлива перед выполнением оценки выбросов CH4 и N2O. Составителям кадастра следует полагаться на собственное решение о выборе наилучшего способа корректировка данных о пройденном расстоянии. Во всяком случае, корректировки должны быть хорошо документированы и проверены.