3.4.1 Методологические вопросы

3.4.1.1 Выбор метода

Существует три уровня методологий оценки выбросов CO2, CH4 и N2O от железнодорожного транспорта.

Для выбросов CO2:

- Уровень 1 - выбросы оцениваются формуле 3.6 с помощью зависящих от топлива рекомендуемых коэффициентов выбросов, представленных в таблице 3.7 с предположением, что все топливо одного вида потреблено локомотивами одного типа.

- Уровень 2 - выбросы оцениваются с использованием формулы 3.6 с учетом национальных или региональных данных о содержании углерода в топливе.

Метод Уровня 3 применительно к оценке выбросов CO2 не рассматривается.

Для выбросов CH4 и N2O:

- Уровень 1 - выбросы оцениваются с помощью зависящих от топлива рекомендуемых коэффициентов выбросов, представленных в таблице 3.7, с предположением, что все топливо одного вида потреблено локомотивами одного типа.

- Уровень 2 - выбросы оцениваются с использованием формулы 3.7 с учетом национальных или региональных данных о содержании углерода в топливе.

- Уровень 3 применяется при наличии необходимых данных. Метод Уровня 3 предполагает использование моделей потребления топлива каждым видом двигателей и типом поездов, учитывающих зависимость коэффициентов выбросов от загрузки. Для расчета нужны данные о потреблении топлива, которые могут быть разделены на категории железнодорожных транспортных средств, в соответствии с параметрами типичных рейсов (например, грузовых, межрегиональных или местных пассажирских) и пройденного пути с детализацией по типам поездов. Существует ряд моделей оценки выбросов от локомотивов, которые можно использовать (например, RAILI, http://lipasto.vtt.fi/railie/index.htm и NONROAD, http://www.epa.gov/otaq/nonrdmdl.htm). Подробное описание метода Уровня 3 приводится в Руководящих принципах МГЭИК (Межправительственная, 2006).

Формула 3.6 - Расчет выбросов от локомотивов по методу

Уровня 1

00000030.wmz

Формула 3.7 - Расчет выбросов CH4 и N2O от локомотивов

по методу Уровня 2

00000031.wmz

где:

E - выбросы парниковых газов, кг;

AD - потребление топлива, ТДж;

EF - коэффициент выбросов по типу топлива, кг/ТДж;

i - тип локомотива;

j - вид топлива.

3.4.1.2 Выбор коэффициентов выбросов

В таблице 3.7 приведены рекомендуемые МГЭИК коэффициенты выбросов CO2, CH4 и N2O для метода Уровня 1 и пределы изменения их величин (Межправительственная, 2006). В зависимости от параметров двигателя, коэффициенты выбросов других, кроме CO2, газов могут быть скорректированы согласно формуле 3.8 при помощи поправочных коэффициентов загрязняющих веществ. Рекомендуемые поправочные коэффициенты для разных типов двигателей с неконтролируемыми выбросами приведены в таблице 3.8 (Межправительственная, 2006). Рекомендуемая величина коэффициента выбросов CH4 может быть увеличена на 1,5 процента в год, чтобы учесть амортизацию двигателя.

Формула 3.8 - Поправочные коэффициенты для корректировки

выбросов CH4 и N2O в зависимости от типа двигателя

EFi, дизель = CFi · EFрекомендуемый, дизель,

где:

EFi, дизель - зависящий от двигателя коэффициент выбросов для локомотива типа i, кг/ТДж;

CFi - поправочный коэффициент для оценки выбросов CH4 и N2O от локомотива типа i, безразмерный;

EFрекомендуемый, дизель - рекомендуемый коэффициент выбросов для дизельного топлива (применяется к CH4, N2O), кг/ТДж.

Таблица 3.7

КОЭФФИЦИЕНТЫ ВЫБРОСОВ ДЛЯ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ВИДОВ

ТОПЛИВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ, КГ/ТДЖ

(МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ, 2006)

Парниковый газ

Вид топлива

Дизельное топливо

Полубитуминозный уголь

Рекомендуемая величина коэффициента

Нижний предел величины

Верхний предел величины

Рекомендуемая величина коэффициента

Нижний предел величины

Верхний предел величины

CO2

74100

72600

74800

96100

72800

100000

CH4

4,15

1,67

10,4

2

0,6

6

N2O

28,6

14,3

85,8

1,5

0,5

5

Таблица 3.8

ВЕСОВОЙ КОЭФФИЦИЕНТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ С ПАРАМЕТРАМИ

НЕКОНТРОЛИРУЕМЫХ ВЫБРОСОВ, БЕЗРАЗМЕРНЫЙ

(МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ, 2006)

Тип двигателя

Парниковый газ

CH4

N2O

Безнаддувный прямой впрыск

0,8

1,0

Турбонаддувный прямой впрыск/Турбонаддувный прямой впрыск с промежуточным охлаждением

0,8

1,0

Безнаддувный прямой предкамерный впрыск

1,0

1,0

Турбонаддувный прямой предкамерный впрыск

0,95

1,0

Турбонаддувный прямой предкамерный впрыск с промежуточным охлаждением

0,9

1,0

3.4.1.3 Выбор данных о деятельности

Для оценки выбросов CO2 с помощью методов Уровней 1 и 2 необходимы данные о потреблении топлива на региональном уровне. Для оценки выбросов CH4 и N2O с помощью Уровня 2, необходимы данные по типам локомотивов. Подход Уровня 3 требует данных о расходе топлива на километр и рабочий цикл. Для расчета также требуется информация о парке локомотивов (с детализацией по возрасту и мощности), их пробеге и грузоподъемности, ежегодной продолжительности использования и сроке службы, средней номинальной мощности в лошадиных силах и о коэффициенте загрузки.

Железнодорожные и локомотивные компании могут предоставить данные о потреблении топлива локомотивами при линейных перевозках и маневрах. Вклад маневровых локомотивов, скорее всего, очень мал. Если данные о годовом потреблении топлива отдельно для маневровых локомотивов отсутствуют, его можно оценить на основе информации о количестве локомотивов, удельном дневном потреблении топлива и продолжительности их эксплуатации (формула 3.9):

Формула 3.9 - Оценка потребления топлива

маневровыми локомотивами

AD = N · C · n,

где:

AD - годовое потребление топлива маневровыми локомотивами, кг;

N - количество маневровых локомотивов, шт;

C - среднедневное потребление топлива, кг/д;

n - количество дней использования каждого локомотива в год (ед.)

Количество маневровых локомотивов можно узнать от железнодорожных компаний. Если среднее потребление топлива в день неизвестно, можно использовать рекомендуемое значение 863 литра в день. Количество дней работы обычно равно 365. Если данные для некоторых маневровых локомотивов отсутствуют, расчет выбросов можно сделать на основе потребления топлива локомотивами дальней перевозки.

В случае использования подходов более высокого уровня, следует проверять согласование данных о потреблении топлива, используемых для расчета выбросов CO2 с данными о деятельности, используемыми для CH4 и N2O.

3.4.1.4 Полнота

Дизельное топливо - наиболее часто используемый вид топлива на железных дорогах, однако составители кадастра должны быть очень внимательны, чтобы не пропустить или не учесть дважды другие виды топлива, которые могут использоваться в дизельных локомотивах. В некоторых типах двигателей локомотивов дизтопливо может использоваться в смеси с топочным мазутом, горючими маслами или другими дистиллятами и синтетическим топливом. Дизельные локомотивы могут также сжигать природный газ или уголь. Хотя эти источники энергии могут быть "мобильными", методы оценки выбросов от сжигания топлива для обогрева описываются в главе "Сжигание топлива стационарными источниками". Кроме того, составители кадастра должны избегать недоучета или двойного учета выбросов от энергии, используемой для отопления вагонов на железных дорогах. Дизельные локомотивы также потребляют значительные количества смазочных масел. Выбросы, связанные с потреблением смазочных масел отнесены к сектору "Производственные процессы". Если невозможно разделить данные об эксплуатации локомотивов от других видов использования топлива на железнодорожном транспорте, эффективная практика заключается в том, чтобы отметить это во всех отчетах о кадастре и в таблицах о выбросах парниковых газов.