3.6.1 Методологические вопросы

Выбросы парниковых газов от внутренних и международных авиаперевозок должны рассчитываться раздельно. Разделение на международные и внутренние полеты необходимо производить на основе мест взлета и посадки для каждого этапа полета, а не по национальной принадлежности авиакомпании. Выбросы в результате деятельности внутренней гражданской авиации, охватывают все полеты между двумя аэропортами в пределах территории России, независимо от национальной принадлежности перевозчика. Выбросы от международной авиации охватывают все полеты, выполняемые с территории Российской Федерации за рубеж, независимо от национальной принадлежности перевозчика. Данное правило применяется и к отдельным этапам полетов с более чем одним взлетом и посадкой. При этом выбросы, образующиеся в результате авиаперевозок из зарубежных стран в РФ, учету не подлежат. Данные об эмиссии от топлив, использованных в международных авиационных перевозках, не включаются в общие объемы региональных выбросов. В региональных кадастрах они представляются в качестве справочной информации.

3.6.1.1 Методика расчета

Существуют три методологических уровня для оценки авиационных выбросов CO2, CH4 и N2O. Уровень 1 предполагает расчет выбросов парниковых газов с использованием общих данных об израсходованном авиацией топливе и рекомендуемых МГЭИК коэффициентов пересчета и коэффициентов выбросов. Использование Уровня 2 требует дополнительной информации о количестве взлетов и посадок по отдельным типам самолетов, а Уровня 3 - полных сведений о движении воздушных судов и работе их двигателей. Выбор и использование метода расчета зависят, в основном, от имеющихся исходных данных. Независимо от выбранного уровня, эмиссия парниковых газов от воздушных судов должна быть рассчитана для национальных и иностранных авиакомпаний, осуществляющих внутренние и международные перевозки, по типам используемых топлив.

УРОВЕНЬ 1

Расчет выбросов парниковых газов от воздушных судов по уровню 1 производится по формуле 3.11:

Формула 3.11 - Расчет выбросов парниковых газов

в гражданской авиации

00000033.wmz

где:

Ei - эмиссия парникового газа i, т;

FCa DOM/INT - общая масса израсходованного топлива вида a при внутренних (DOM) или международных (INT) авиаперевозках, т;

EFa TCE - коэффициент пересчета в тонны условного топлива в угольном эквиваленте по виду топлива a, т.у.т./т;

EFa NCV - коэффициент перевода в энергетические единицы по виду топлива a, ТДЖ/т.у.т.;

EFi, a default - коэффициент выбросов парникового газа i по виду топлива a, т/ТДЖ.

Метод уровня 1 применим для двигателей самолетов, использующих как авиационный бензин, так и реактивные топлива. Коэффициенты пересчеты в тонны условного топлива в угольном эквиваленте и в энергетические единицы по видам топлива представлены в общем разделе Методических рекомендаций. В случае отсутствия региональной статистической отчетности, потребление топлива российскими и иностранными авиаперевозчиками при внутренних и международных перелетах можно оценить с помощью методики на основе региональных данных о налете самолето-часов российскими и иностранными авиакомпаниями в пределах территории Российской Федерации и за рубеж. Величина общей массы использованного топлива рассчитывается на основе региональных данных о налете самолето-часов и среднем часовом расходе топлива по отдельным типам пассажирских и грузовых воздушных судов по уравнению 3.12. Данные средне-часового расхода топлива отдельными типами воздушных судов приведены в таблице 3.12. Если не отмечено отдельно, видом топлива, используемым воздушными судами в таблице 3.12, является реактивный керосин.

Уравнение 3.12 - Расчет выбросов парниковых газов

в гражданской авиации по налету воздушных судов

00000034.wmz

где:

FCa DOM/INT - масса топлива вида a, потребленного воздушным судном при внутренних (DOM) или международных (INT) авиаперевозках, т;

FTx DOM/INT - налет по отдельным типам пассажирских и грузовых воздушных судов x при внутренних (DOM) или международных (INT) авиаперевозках, самолето-часы;

FRax - средний часовой расход топлива вида a по отдельным типам x воздушных судов, т/ч.

Таблица 3.12

СРЕДНИЙ ЧАСОВОЙ РАСХОД ТОПЛИВА

Код воздушного судна

Наименование воздушного судна и его модификации

Средний часовой расход топлива, кг/ч

A310

Airbus, A-310

4771

A319

Airbus, A-319

2517

A320

Airbus, A-320

2610

A321

Airbus, A-321

3010

ATR-42

Aerospatiale, ATR-42/43, 200/300/320

470

ATR-45

Aerospatiale, ATR-42-500

450

ATR-72

Aerospatiale, ATR-72-200

750

ATR-75

Aerospatiale, ATR-72-210, 500

600

BAE25B

British Aerospace, BAE-125-700/800

642

B732

Boeing, B-737-2T4C

2800

B733

Boeing, B-737-300

2610

B734

Boeing, B-737-400

2630

B735

Boeing, B-737-500

2431

B737

Boeing, B-737-700

2568

B738

Boeing, B-737-800

2800

B742

Boeing, B-747-200(E-4)

14531

B743

Boeing, B-747-300

14552

B744

Boeing, B-747-400

11035

B752

Boeing, B-757-200

3400

B753

Boeing, B-757-300

3400

B762

Boeing, B-767-2J6

4949

B763

Boeing, B-767-3P6

4626

B772

Boeing, B-777-200

6436

B773

Boeing, B-777-300

8168

Be20

Beech 200, Super King

177

Bl407

Bell407

167

CA8

Aerocomp, CA-8

124

C172

Cessna, C-172, T41, R/P-172 (топливо - авиабензин)

22,2

C182

Cessna, C-182, F-182 (топливо - авиабензин)

25,9

C208

Cessna, C-208, C-208U-27, C-98

191

C421

Cessna, C-421

286

C525

Cessna, C-525, CJ1

281

CRJ1

Bombardier CL-600 Regional Jet CRJ-100

955

CRJ2

Bombardier CL-600 Regional Jet CRJ-200/440,Chal.800

1000

DC10

Mc Douglas, DC-10, MD-10

7790

DH8A

De Havilland Canada, DHC-8-100

550

DH8B

De Havilland Canada, DHC-8-200

550

EMB120

EMB-120 Brasilia (VC-97)

474

F900

Falcon Dassault, F-900, T-18

874

G4

Gulfstream, G-4, SRA-4, G-300/400

1300

G5

Gulfstream, G-5, G-500

1207

PC12

Pilatus, PC-12

113

SB20

SAAB

817

Ан2

Антонов, Ан-2 и аналоги (топливо - авиабензин)

114

Ан3

Антонов, Ан-3

180

Ан12

Антонов, Ан-12

2145

Ан24

Антонов, Ан-24

728

Ан26

Антонов, Ан-26

981

Ан28

Антонов, Ан-28

299

Ан38

Антонов, Ан-38

393

Ан72

Антонов, Ан-72/74

1719

Ан124

Антонов, Ан-124

15178

Ан140

Антонов, Ан-140

606

Ан148

Антонов, Ан-148

1600

Бе103

Бериев, Бе-103 (топливо - авиабензин)

43

Ил18

Илюшин, Ил-18/20/22/24

2060

Ил62

Илюшин, Ил-62М

6620

Ил76

Илюшин, Ил-76/78/82

8710

Ил78М

Илюшин, Ил-78М

8710

Ил86

Илюшин, Ил-86/87

9900

Ил96

Илюшин, Ил-96

6700

Ил103

Илюшин, Ил-103 (топливо - авиабензин)

22,3

Ил114

Илюшин, Ил-114

589

Л410

Л-410/420

314

М101

Мясищев, М-101

113

Ми2

Ми-2, вертолет

232

Ми8

Ми-8/9/17/19/171/172, вертолет

608

Ми26

Ми-26, вертолет

2552

СМ92

Technoavia, SM-92, Z-400 (топливо - авиабензин)

37

Су95

Сухой Superjet 100-95

1864

Ту134

Туполев, Ту-134

2486

Ту154

Туполев, Ту-154М

5256

Ту204

Туполев, Ту-204/214/224/234

3521

Як18

Яковлев, Як-18/18A/P/PM/PS/U/SM25

34

Як40

Яковлев, Як-40

1059

Як42

Яковлев, Як-42/142

3100

По данным ГосНИИ ГА, Николайкина с соавт. (2006), ежегодников АТО.

УРОВНИ 2 и 3

Рекомендации по выбору данных о деятельности и коэффициентов выбросов для расчетов по уровням 2 и 3 приведены в томе 2 Руководящих принципов МГЭИК (Межправительственная, 2006).

3.6.1.2 Выбор коэффициентов выбросов

УРОВЕНЬ 1

Рекомендуемые МГЭИК коэффициенты выбросов CO2, CH4 и N2O для расчета эмиссии парниковых газов по Уровню 1 приведены в таблице 3.13. Дополнительные рекомендации по выбору коэффициентов выбросов для расчетов по уровням 2 и 3 приведены в томе 2 Руководящих принципов МГЭИК (Межправительственная, 2006).

Таблица 3.13

КОЭФФИЦИЕНТЫ ВЫБРОСОВ CO2, CH4 И N2O ДЛЯ РАСЧЕТА ЭМИССИИ

ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ ОТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ, КГ/ТДЖ

(МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ, 2006)

Вид используемого топлива

Парниковый газ

CO2

CH4

N2O

Авиационный бензин

70000

0,5

2

Керосин для реактивных двигателей

71500

0,5

2

3.6.1.3 Выбор данных о деятельности

Для детализации данных о деятельности на внутренние и международные компоненты независимо от государственной принадлежности перевозчика, необходимо использовать критерии, указанные в таблице 3.14. Необходимо отметить, что в некоторых случаях определения, используемые в региональной энергетической статистике, не согласуются с приведенными критериями. Эффективной практикой считается использование данных о деятельности, согласующихся с приведенными в таблице 3.14 критериями.

Таблица 3.14

КРИТЕРИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИЛИ ВНУТРЕННЕЙ

АВИАЦИИ (ПРИМЕНЯЮТСЯ К ОТДЕЛЬНЫМ ЭТАПАМ ПОЛЕТА

С БОЛЕЕ ЧЕМ ОДНИМ ВЗЛЕТОМ И ПОСАДКОЙ)

Полет между двумя аэропортами

Внутренняя

Международная

Взлет - аэропорт РФ, посадка - аэропорт РФ

Да

Нет

Взлет - аэропорт РФ, посадка - иностранный аэропорт

Нет

Да

Возможные источники данных о потреблении топлива и налете самолето-часов перечислены ниже:

1. Авиакомпании;

2. Федеральное агентство воздушного транспорта;

3. Территориальные органы государственной статистики.

3.6.1.4 Оценка неопределенности

Коэффициенты выбросов

Точность расчетов определяется точностью исходных данных и поправочных коэффициентов. Неопределенность коэффициентов выбросов CO2 для разных видов топлив находится, как правило, в пределах +/- 5%. Неопределенность коэффициента выбросов CH4 для уровня 1 может быть от -57 до +100%. Неопределенность коэффициента выбросов N2O может составлять от -76 до +150% (Межправительственная, 2006).

Данные о деятельности

При использовании в расчетах региональных данных о потреблении топлива воздушными судами или количественных характеристик воздушного движения в международном и внутреннем сообщении неопределенность данных о деятельности довольно низка и составляет +/- 7 - 10% (Межправительственная, 2006).