3.5.1 Методологические вопросы

Выбросы парниковых газов от внутренних и международных рейсов необходимо рассчитывать раздельно. Разделение на международные и внутренние (каботажные) перевозки необходимо проводить на основании порта отбытия и порта прибытия, а не по национальной принадлежности и флагу судна. Выбросы от международных рейсов охватывают грузопассажирские перевозки с территории Российской Федерации за рубеж, независимо от национальной юрисдикции судна. При этом выбросы, образующиеся в результате грузопассажирских перевозок из зарубежных стран в РФ, учету не подлежат. Выбросы от внутренних рейсов охватывают грузопассажирские перевозки в пределах территории РФ независимо от национальной юрисдикции судна. Данные об эмиссии от топлив, использованных в международных морских и речных перевозках, не включаются в общие объемы выбросов субъектов Российской Федерации. В региональных кадастрах они представляются в качестве справочной информации.

3.5.1.1 Методика расчета

Существуют два методологических уровня для оценки выбросов CO2, CH4 и N2O от водного транспорта. Метод Уровня 1 является самым простым, поскольку требует данные об использованном топливе и удельные коэффициенты выбросов, рекомендуемые МГЭИК (Межправительственная, 2006). Метод Уровня 2 также требует данные об использованном топливе, а также удельные коэффициенты выбросов в зависимости от вида топлива, типа двигателя судна и режима его работы.

УРОВЕНЬ 1

Расчет выбросов парниковых газов производится на основе региональных данных о потреблении топлива водным транспортом при внутренних/международных морских и речных перевозках по формуле 3.10. Рекомендуемые МГЭИК коэффициенты выбросов приведены в таблицах 3.9 и 3.10.

Формула 3.10 - Расчет выбросов парниковых газов

от водного транспорта

00000032.wmz

где:

Ei - величина выброса парникового газа i, т;

FCa DOM/INT - потребление топлива вида a (мазут, дизельное топливо) при внутренних (DOM) или международных (INT) морских и речных перевозках, т;

CFa TCE - коэффициент пересчета в тонны условного топлива в угольном эквиваленте по виду топлива a, т.у.т./т;

CFa NCV - коэффициент пересчета в теплотворную способность по виду топлива a, ТДж/т.у.т.;

EFi - коэффициент эмиссии i-го парникового газа, т/ТДж.

Коэффициенты пересчета исходных данных в тонны условного топлива в угольном эквиваленте и в энергетические единицы по видам топлива представлены в общем разделе Методических рекомендаций.

УРОВЕНЬ 2

Метод уровня 2 требует детализированные региональные данные о потреблении топлива по отдельным типам морских и речных судов и видам топлива. Методика уровня 2 детально описана в томе 2 Руководящих принципов МГЭИК (Межправительственная, 2006).

3.5.1.2 Выбор коэффициентов выбросов

Рекомендуемые МГЭИК коэффициенты выбросов для диоксида углерода (при окислении углерода 100%) в зависимости от вида топлива приведены в таблице 3.9. Для других, кроме CO2, парниковых газов рекомендуемые МГЭИК коэффициенты выбросов для Уровня 1 приводятся в таблице 3.10 (Межправительственная, 2006).

Таблица 3.9

КОЭФФИЦИЕНТЫ ВЫБРОСОВ CO2 ДЛЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА, КГ/ТДЖ

(МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ, 2006)

Топливо

Рекомендуемая величина коэффициента выбросов

Бензин

69300

Другие виды керосина

71900

Газойль/дизтопливо

74100

Топочный мазут

77400

Сжиженный нефтяной газ

63100

Другие нефтепродукты

Нефтезаводской газ

57600

Твердые парафины

73300

Уайт-спирит и СОТК

73300

Другие нефтепродукты

73300

Природный газ

56100

Таблица 3.10

КОЭФФИЦИЕНТЫ ВЫБРОСОВ CH4 И N2O ДЛЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА,

КГ/ТДЖ (МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ, 2006)

Категория источника

Парниковый газ

CH4

N2O

Морские суда

7

2

Коэффициенты выбросов для расчетов по Уровню 2 должны определяться на основании исследований видов топлива и типов двигателей внутреннего сгорания конкретных судов.

3.5.1.3 Выбор данных о деятельности

Для оценки выбросов парниковых газов от водного транспорта необходимы региональные данные о потреблении по видам топлива (Уровень 1) и типам эксплуатируемых судов (Уровень 2). Кроме того, выбросы от внутреннего водного транспорта должны учитываться отдельно от международной навигации, что требует дополнительной детализации данных с учетом направления плавания. При разделении рейсов на внутренние и международные необходимо руководствоваться критериями, приведенными в таблице 3.11. При заходах в более чем два порта критерии определения международного или внутреннего сегмента перевозок водным транспортом применяются к каждому сегменту рейса по отдельности. Эффективной практикой для регионов считается использование данных о деятельности, согласующихся с приведенными в таблице 3.11 определениями.

Ниже перечислены несколько возможных источников данных о потреблении топлива:

1. Администрации морских портов России;

2. Таможенная служба России;

3. Ространснадзор;

4. Территориальные органы государственной статистики (Росстат);

5. Годовые отчеты:

1. судоходных компаний (включая паромы и грузовые перевозки);

2. поставщиков топлива (например, количество топлива, поставленного бункеровочной службой порта);

3. администраций портов;

4. рыболовецких компаний.

Для полного охвата судоходной деятельности нужно комбинировать различные источники данных.

Таблица 3.11

КРИТЕРИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ИЛИ ВНУТРЕННЕГО

ВОДНОГО ТРАНСПОРТА (ПРИМЕНЯЮТСЯ К КАЖДОМУ СЕГМЕНТУ РЕЙСА

С ЗАХОДОМ В БОЛЕЕ ЧЕМ ДВА ПОРТА)

Тип рейса между двумя портами

Внутренний

Международный

Отход - порт РФ, прибытие - порт РФ

Да

Нет

Отход - порт РФ, прибытие - иностранный порт

Нет

Да