3.3.1 Методологические вопросы

3.3.1.1 Выбор метода

Существует три методологических приема для оценки выбросов CO2, CH4 и N2O от сжигания внедорожными мобильными источниками: Уровни 1, 2, 3. В зависимости от имеющихся данных, расчет выбросов может быть выполнен

- По данным об общем потреблении топлива внедорожными транспортными средствами с детализацией по видам топлива (Уровень 1).

- По данным о потреблении топлива с детализацией по видам топлива и категориям внедорожных транспортных средств (Уровень 2).

- По данным о деятельности внедорожных транспортных средств: количестве часов использования оборудования и зависящих от оборудования параметров, таких, как номинальная мощность, коэффициент загрузки (Уровень 3).

Предпочтительным методом определения выбросов CO2 является расчет с использованием данных о потреблении каждого вида топлива и специфичных для страны или региона коэффициентов выброса, основанных на реальном содержании углерода в потребляемом топливе. Однако могут возникнуть трудности при получении данных о потреблении топлива в связи с количеством и разнообразием внедорожных транспортных средств и оборудования и способов их использования. Более того, статистические данные о потреблении топлива для внедорожных транспортных средств не часто собираются и публикуются.

Для методов Уровней 1 и 2 применяется та же методология расчетов, что и для дорожных транспортных средств. Она подробно описана в разделе 3.2. При использовании уровня 3, выбросы могут быть оценены по ежегодным данным о количестве часов работы оборудования и его параметрам, таким как возраст, номинальная мощность, коэффициент загрузки и коэффициенты выбросов в зависимости от мощности. Для внедорожных транспортных средств эти данные могут собираться не систематически, и могут понадобиться их комбинирование, предположения и экспертные оценки для восполнения пробелов. Формула 3.5 описывает методологию Уровня 3:

Формула 3.5 - Оценка выбросов с помощью Уровня 3

00000029.wmz

где:

E - выбросы парниковых газов (кг);

ADij - количество транспортных средств в категории 1 (шт.);

tij - ежегодное количество часов использования транспортного средства i (ч);

pij - средняя номинальная мощность транспортных средств в категории i (кВт);

kij - стандартный коэффициент загрузки транспортного средства i (от 0 до 1);

EFij - средний коэффициент выбросов при использовании топлива j в транспортном средстве категории i (кг/кВт-час);

i - тип внедорожного транспортного средства; j - вид используемого топлива.

Более детальное моделирование для оценки внедорожных выбросов при использовании методологии Уровня 3 доступно при применении модели COPERT (http://www.emisia.com/copert) и методологии Руководств ЕМЕП/ЕАОС по инвентаризации - выбросов (http://www.eea.europa.eu/ru/publications/emep-eea).

3.3.1.2 Выбор коэффициентов выбросов

Рекомендуемые для уровня 1 коэффициенты выбросов CO2, CH4 и N2O и пределы их изменений приведены в таблице 3.6. Для Уровней 2 и 3 должны использоваться национальные и (или) региональные коэффициенты выбросов. Такие коэффициенты содержатся в методике CORINAIR (http://www.eea.europa.eu/ru/publications/emep-eea) или российских методиках оценки выбросов от внедорожного транспорта <3>.

--------------------------------

<3> Расчетные инструкции (методики) по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами и дорожно-строительными машинами в атмосферный воздух. Доступны в Интернете по адресу: http://www.niiat.ru/publications/sborniki/ или http://www.niiat.ru/files/raschetnaya_instrukciya.pdf.

Таблица 3.6

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ ВЫБРОСОВ ДЛЯ ВНЕДОРОЖНОГО

ТРАНСПОРТА И ОБОРУДОВАНИЯ, КГ/ТДЖ

(МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ, 2006)

Сфера применения внедорожного транспорта

CO2

CH4

N2O

Рекомендуемая величина коэффициента

Нижний предел величины

Верхний предел величины

Рекомендуемая величина коэффициента

Нижний предел величины

Верхний предел величины

Рекомендуемая величина коэффициента

Нижний предел величины

Верхний предел величины

Дизельное топливо

Сельское хозяйство

74000

72600

74800

4,15

1,67

10,4

28,6

14,3

85,8

Лесное хозяйство

74000

72600

74800

4,15

1,67

10,4

28,6

14,3

85,8

Промышленность

74000

72600

74800

4,15

1,67

10,4

28,6

14,3

85,8

Домашнее хозяйство

74000

72600

74800

4,15

1,67

10,4

28,6

14,3

85,8

Автомобильный бензин для четырехтактных двигателей

Сельское хозяйство

69300

67500

73000

80

32

200

2

1

6

Лесное хозяйство

69300

67500

73000

Промышленность

69300

67500

73000

50

20

125

2

1

6

Домашнее хозяйство

69300

67500

73000

120

48

300

2

1

6

Автомобильный бензин для двухтактных двигателей

Сельское хозяйство

69300

67500

73000

140

56

350

0,4

0,2

1,2

Лесное хозяйство

69300

67500

73000

170

68

425

0,4

0,2

1,2

Промышленность

69300

67500

73000

130

52

325

0,4

0,2

1,2

Домашнее хозяйство

69300

67500

73000

180

72

450

0,4

0,2

1,2

3.3.1.3 Выбор данных о деятельности

Статистические данные о потреблении топлива для внедорожных транспортных средств часто отсутствуют. Существующая форма Росстата для дорожно-строительной техники "Сведения о наличии основных строительных машин" (форма N 12-строительство), представляется юридическими лицами и их подразделениями (кроме субъектов малого предпринимательства) территориальному органу Росстата. В ней отражена информация о структуре и количестве дорожной и строительной техники, которая эксплуатируется на предприятии. Данные о деятельности внедорожного транспорта могут быть включены в статистику продаж или потребления моторных топлив. Для получения более полных данных, необходимых для оценки доли топлива, использованного внедорожными транспортными средствами, рекомендуется проводить специальные исследования.

3.3.1.4 Полнота

Дублирования данных о деятельности дорожных и внедорожных транспортных средств следует избегать. Проверка данных о потреблении топлива должна следовать принципам, изложенным в разделе 3.2.1.3. Смазки должны учитываться на основании использования их во внедорожных транспортных средствах. Смазки, смешанные и сожженные с автомобильным бензином должны включаться в данные о потреблении топлива. Прочие виды использования смазок описаны в главе 5 тома 3.