15. Правила расхождения

15. ПРАВИЛА РАСХОЖДЕНИЯ.

15.1. Главное правило, когда суда находятся на разных галсах.

Судно, идущее левым галсом, должно уступать дорогу судну, идущему правым галсом.

15.2. Главные правила, когда суда находятся на одном галсе.

15.2.1. Суда связаны.

Наветренное судно уступает дорогу подветренному судну.

15.2.2. Суда не связаны.

Судно, идущее чисто позади, должно сторониться судна, идущего чисто впереди.

15.2.3. Установление связанности.

Когда шедшее чисто позади судно связывается с подветренной стороны с передним судном, то подветренное судно должно в начальной стадии предоставить наветренному судну достаточное место и возможность уступить дорогу.

15.3. Во время поворота оверштаг.

После того, как судно прошло положение левентик, оно должно уступать дорогу другому судну пока оно не окажется на курсе гоночный бейдевинд. В течение этого времени правила 15.1 и 15.2 не применяются. Если под это правило попадают два судна, то уступить дорогу должно то, которое находится с левой стороны другого судна.

15.4. На одном галсе - до того, как судно сошло со стартовой линии.

15.4.1. Хождение под парусом выше курса гоночный бейдевинд.

До старта и прохода стартовой линии подветренное судно не должно идти под парусом выше курса гоночный бейдевинд, когда наветренное судно находится в положении - мачта на траверзе, и вынуждено было бы изменить курс, чтобы уступить дорогу.

15.4.2. Приведение.

Пока судно, идущее чисто впереди или являющееся подветренным, не стартовало и не прошло стартовую линию, оно обязано выполнять любое приведение, заставляющее другое судно изменить курс в целях уступить дорогу, медленно и в начальной стадии таким образом, чтобы дать наветренному судну место и возможность уступить дорогу.

15.5. На одном галсе - после того, как судно сошло со стартовой линии.

15.5.1. Хождение под парусом выше надлежащего курса.

Когда суда стартовали и сошли со стартовой линии, подветренное судно не должно идти под парусом выше своего надлежащего курса, если в любой момент существования связанности наветренное судно было в положении мачта на траверзе. Исключения составляют случаи, когда подветренное судно приводится и делает поворот оверштаг, не мешая наветренному судну.

15.5.2. Приведение.

После старта, когда судно сошло со стартовой линии и идет чисто впереди или является подветренным, оно может приводиться до тех пор, пока наветренное судно не оказалось в положении мачта на траверзе.

15.5.3. Хождение под парусом ниже надлежащего курса.

На участке дистанции, проходимым полным курсом, судно не должно идти под парусом ниже своего надлежащего курса, если оно находится в пределах трех полных длин своего корпуса от подветренного судна или от судна, находящегося чисто позади и держащего курс на проход с его подветренной стороны. Исключением являются случаи, когда такое судно уваливает и делает поворот фордевинд, ложась на новый надлежащий курс и не мешая при этом другому судну.

15.6. Другие ограничения действий подветренного судна.

15.6.1. Сомнения относительно положения "мачта на траверзе".

Если имеется сомнение в достижении наветренного судна положения мачта на траверзе, а его рулевой предупреждает окликом: "Мачта на траверзе" или словами того же значения, то подветренное судно должно сразу подчиниться такому оклику согласно правилу 15.4 и 15.5 Если оно считает оклик неправильным, то может только подать протест.

15.6.2. Ограничение, касающееся безопасности.

Если во время приведения подветренного судна наветренное судно предупреждает окриком о том, что препятствие, третье судно или другой объект ограничивает его возможность уступить дорогу, то подветренное судно должно предоставить наветренному судну место для прохода такого объекта.

15.6.3. Приведение двух и более судов.

Подветренное судно может приводиться только тогда, когда имеет на это право по отношению ко всем судам, затрагиваемым его приведением. При наличии такого права все суда обязаны ответить на его приведение, даже если промежуточное судно (суда) не имеет право приводиться по отношению к другим.

15.7. Перемена галса - повороты оверштаг и фордевинд.

15.7.1. Главное правило.

Судно, делающее поворот оверштаг или фордевинд, не должно создавать помех судну, находящемуся на галсе.

15.7.2. Переходный момент.

Если после поворота оверштаг или фордевинд судно попадает в положение, дающее право дороги, то оно должно поворачивать на таком расстоянии от судна, находящемуся на галсе, чтобы дать последнему возможность уступить дорогу, не вынуждая его при этом начать изменение курса до окончания поворота оверштаг или фордевинд.

15.7.3. Обязанность судна, делающего поворот.

Делая поворот оверштаг или фордевинд, судно берет на себя обязанность доказать протестовому комитету, что оно закончило этот поворот в соответствии с требованием правила 15.7.2.

15.7.4. Одновременные повороты оверштаг или фордевинд.

Когда два судна делают одновременные повороты оверштаг или фордевинд, то судно, находящееся с левой стороны другого судна, должно уступить дорогу. Когда одно судно делает поворот оверштаг, а другое судно - поворот фордевинд, то дорогу должно уступать судно, делающее поворот оверштаг.