8.9. Обеспечение форматно-логического контроля и информирования пользователей об ошибках

8.9. Обеспечение форматно-логического контроля

и информирования пользователей об ошибках

8.9.1. В целях упрощения процедуры предоставления заявителями сведений, необходимых для получения Услуг, рекомендуется обеспечить в пользовательских интерфейсах форм, заполняемых пользователями, инструменты форматно-логического контроля и подробное описание порядка их заполнения (раздела помощи).

8.9.2. Рекомендации по реализации форматно-логического контроля:

следует реализовать на портале возможность выбора значений из контролируемых списков на основе сведений, например, содержащихся в ИС ЕСНСИ (невозможность ввести заведомо ошибочное значение), и (или) описание формата ввода данных (для таких данных как СНИЛС, ИНН и т.п.) с обязательным сервисом автоматического разъяснения формата ввода путем демонстрации образца, шаблона заполнения;

недопустимо предоставлять возможность выбора заведомо некорректных значений, например, даты рождения, относящейся к будущему времени, времени приема в ведомство, не совпадающего с часами его работы, и т.д.;

следует обеспечить пользователю понимание статуса заполнения (подачи) заявления, в том числе доли заполненных полей формы, факт успешной отправки формы (или ее части), факт успешного сохранения формы (или ее части) и др.

8.9.3. Рекомендации по реализации инструментов проверки и коррекции загружаемых заявителем фотографий и изображений:

рекомендуется обеспечить автоматическое приведение параметров загруженных пользователем фотографий к требуемым, в том числе автоматическую обрезку изображений в соответствии с требованиями Портала, поворот изображения, настройку цветопередачи, настройку требуемого уровня яркости и контрастности;

если реализация вышеуказанного механизма невозможна, следует поместить в непосредственной близости от перечня требований к фотографиям (изображениям) примеры, которые содержат образцы фотографий (изображений) и соответствуют требуемым параметрам;

следует точно информировать пользователя о параметрах фотографий (изображений), которые не соответствуют требованиям к порядку предоставления Услуг. В сообщении необходимо использовать конкретные, в том числе численные, формулировки (например, вместо "фотография слишком маленькая" указывать "Вы загрузили фотографию размером 200 x 300 пикселей, минимально необходимый размер - 350 x 450 пикселей");

необходимо не допускать возможность кадрирования пользователем фотографии до размера, меньше минимально допустимого. При попытке осуществления такой операции Портал Услуг должен уведомлять пользователя о невозможности операции. Это можно реализовать посредством смены цвета рамки на более контрастный и выведения сообщения с пояснительной информацией.

8.9.4. Сообщения системы об ошибках пользователя должны быть информативны, то есть должны содержать понятное для пользователя описание ошибки и однозначное описание способов ее исправления. Если описание исправления ошибки слишком объемное, то в сообщении допустимо указывать ссылки на нужный раздел помощи.

8.9.5. В случае некорректного заполнения поля, находящегося в части формы ввода, не отображенной на экране, при попытке отправки формы должен происходить автоматический переход к данному полю.

8.9.6. Рекомендуется информировать пользователя об ошибочном вводе данных непосредственно после их ввода. Информирование должно происходить в видимой части экрана с подсветкой ошибочно заполненных полей.

8.9.7. Если факт ошибочного ввода данных невозможно установить до отправки пользователем формы либо до перехода к следующему шагу формы, то уведомление об ошибке нужно показать пользователю в самом начале следующего шага формы или ее страницы, а также возле каждого поля с ошибкой. Внешний вид (цветовая гамма) сообщения должен визуально максимально выделяться по отношению к внешнему виду формы, чтобы сообщение было заметно.

8.9.8. Информирование об ошибке должно содержать пояснение ее сути. Недопустимо указание системных кодов ошибок.

8.9.9. В случае если ошибка относится к сложному шагу сценария предоставления Услуги, необходимо предусмотреть дополнительные визуальные и информационные средства, способствующие ее устранению, например, отображение примеров корректного заполнения форм, расширенные подсказки и пр.