Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019 - 2021 годов.

Задачи по развитию страхового сектора

В сложившейся экономической ситуации существенно повышается роль страховых организаций как институциональных инвесторов. В условиях ограниченных возможностей по использованию внешних источников финансирования внутренние сбережения становятся важнейшим источником инвестиций, и одним из них может стать страхование жизни. В среднесрочной перспективе Банк России совместно с заинтересованными ведомствами ставит задачу по развитию долгосрочного накопительного страхования жизни. Для решения этой задачи необходимо повысить привлекательность страхования жизни как инвестиционного института для граждан и организаций, что планируется достичь в том числе путем расширения перечня разрешенных для инвестирования активов, удовлетворяющих высоким качественным требованиям.

На основе проведенного Банком России анализа ситуации на российском рынке перестрахования из-за введения со стороны ряда стран санкций в отношении Российской Федерации был сделан вывод о необходимости формирования российской перестраховочной емкости. Для этого Банком России планируется содействие созданию национальной перестраховочной компании, уставный капитал которой на момент создания будет полностью принадлежать регулятору. Ее деятельность в зависимости от норм законодательства может способствовать обеспечению платежеспособности российских страховщиков, сокращению оттока капитала, при этом бизнес-модель данной организации должна обеспечивать необходимый уровень ее финансовой устойчивости.

Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации продолжит работу по развитию страхового механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий. Указанные мероприятия повлекут за собой не только повышение защищенности жилищных прав граждан, но и широкий охват страхованием принадлежащих гражданам жилых помещений, а также соответствующую экономию бюджетных средств.

Среди приоритетных задач по развитию страхового сектора Банк России на среднесрочный период выделяет необходимость повышения качества активов субъектов страхового дела, обеспечение устойчивости страхового рынка, а также повышение защиты прав потребителей страховых услуг. В частности, необходимо введение количественных нормативов и качественных требований к субъектам страхового рынка, соответствующих подходам риск-ориентированного надзора в рамках концепции Solvency II.

Банк России в целях повышения качества входящих на страховой рынок организаций и для защиты прав потребителей страховых услуг считает целесообразным внесение изменений в российское законодательство в части совершенствования процедуры лицензирования субъектов страхового дела. Ожидается установление процедуры регистрации страховой организации в качестве юридического лица через Банк России.

Значимые изменения запланированы в области страхового надзора. Банк России продолжит внедрение института кураторства, что требует прежде всего построения индивидуальной для страховщика карты рисков с целью определения группы риска и формата контрольно-надзорных мероприятий в отношении страховщика. Банк России уже выделил в качестве отдельной категории системно значимые страховые организации, в дальнейшем планируется разработка для них отдельного режима регулирования в части финансовой устойчивости и платежеспособности, санации и банкротства. Для осуществления раннего надзорного реагирования на страховом рынке Банк России будет использовать программные продукты по автоматизации процессов проведения комплексного анализа деятельности страховых организаций, основанного на принципах пруденциального надзора. Для осуществления контроля наличия реальных активов страховых организаций Банк России будет проводить встречные проверки наличия реальных активов на балансах страховых организаций путем запроса информации у депозитариев, банков, организаторов торговли на рынке ценных бумаг. При этом в случае выявления отсутствия реальных активов последует оперативное применение мер страхового надзора и мер, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве). Банк России планирует построение системы мониторинга страховых организаций, позволяющей преодолеть недостатки форматов и сроков предоставления регламентной отчетности страховых организаций, а для страховщиков, отнесенных к повышенной группе риска, также внедрение обязанности предоставления отчетности на более оперативной основе.

Для обеспечения устойчивости страхового рынка требуется совершенствование российского законодательства в части уточнения оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства и расширению их перечня, урегулированию вопросов, связанных с процедурами банкротства страховых организаций. Кроме того, Банк России полагает целесообразным внедрить механизм санации страховщиков за счет средств инвесторов и Агентства по страхованию вкладов, определить критерии санации в зависимости от категории страховщиков и осуществляемых видов страхования.

Обеспечению защиты прав потребителей страховых услуг во всем комплексе запланированных Банком России мер будет способствовать стандартизация страховых услуг, включающая в себя как применение разрабатываемых саморегулируемыми организациями и иными объединениями страховщиков стандартов по отдельным видам страхования, так и установление Банком России минимальных (стандартных) требований к порядку и условиям осуществления отдельных видов добровольного страхования. Кроме того, планируется дальнейшее совершенствование регулирования социально значимых розничных видов страхования, в первую очередь обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) и автокаско, в частности создание предпосылок для совершенствования системы урегулирования убытков в автостраховании, а также дальнейшее развитие системы заключения договоров ОСАГО в виде электронных документов. В дальнейшем, в том числе за горизонтом планируемого периода, готовятся мероприятия, направленные на двустороннее расширение тарифного коридора на рынке ОСАГО.

Одновременно в плановый период Банк России продолжит реализацию мероприятий Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года.