Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019 - 2021 годов.

II.6. Совершенствование регулирования финансового рынка, в том числе применение пропорционального регулирования, оптимизация регуляторной нагрузки на участников финансового рынка

II.6. Совершенствование регулирования финансового рынка,

в том числе применение пропорционального регулирования,

оптимизация регуляторной нагрузки на участников

финансового рынка

Оптимизация регуляторной нагрузки на участников финансового рынка - необходимое условие повышения конкурентоспособности сектора. При этом наличие в Российской Федерации финансовых конгломератов требует применения комплексных подходов в регулировании и надзоре за деятельностью различных субъектов финансового рынка, предусматривающих сближение существующих принципов и методик. Однако различия в регулировании и надзоре за разными сегментами финансового рынка сложились объективно, и не все надзорные принципы и правила должны быть унифицированы. Таким образом, для Банка России базовым принципом при совершенствовании системы регулирования и надзора остается стимулирование развития разных сегментов финансового рынка как единого организма, обеспечение к ним доверия участников и его устойчивости. Оптимизация должна осуществляться по нескольким направлениям:

- пропорциональность регуляторной нагрузки согласно системной значимости финансового посредника;

- внедрение современных информационных технологий, сокращающих затраты финансовых посредников на составление различного рода отчетности;

- исключение дублирования при сборе отчетных данных и информации о функционировании отдельных сегментов финансового рынка;

- соответствие регуляторной нагрузки достигаемому результату.

В связи с вышесказанным первоочередной мерой по оптимизации регуляторной нагрузки является внедрение селективного подхода к регулированию и надзору за финансовыми организациями в зависимости от уровня развития сектора и с учетом его специфики, а также осуществляемых финансовых операций и рисков, сопутствующих деятельности финансовых посредников. Банк России будет выстраивать систему пропорционального регулирования финансовых организаций, предполагающую их условное разделение внутри определенного сектора на три группы: системно значимые организации, небольшие организации и прочие компании. Банк России предполагает установление различных требований к таким группам финансовых организаций. Так, к системно значимым финансовым организациям будут применяться повышенные требования, для небольших компаний будет использоваться упрощенное регулирование, к остальным компаниям будут применяться базовые регуляторные требования в зависимости от рисков их деятельности. При таком подходе будут использоваться различные требования к капиталу, обязательным нормативам и иным регулятивным требованиям в зависимости от индивидуальных характеристик отдельных видов финансовых организаций и рисков, сопутствующих их функционированию. Аналогичный диверсифицированный подход к регулированию реализуется Банком России в отношении платежных систем. В частности, российским законодательством установлены особые требования к системно значимым платежным системам и социально значимым платежным системам, что обусловлено их ролью на финансовом рынке и возможным влиянием на его участников.

Дальнейшему повышению транспарентности финансового рынка будет способствовать создание эффективной надзорной среды, включающей в себя интеграцию информационных потоков в отношении кредитных и некредитных финансовых организаций, а также проведение встречных и синхронизированных проверок. В связи с этим перед Банком России прежде всего стоит задача по совершенствованию процедуры надзора за финансовыми организациями. В среднесрочной перспективе Банк России планирует провести во всех регионах России комплекс мероприятий по обеспечению стандартизации надзорных процессов. Унифицированный подход в надзоре за финансовыми организациями позволит как повысить качество проводимых надзорных мероприятий, так и снизить регулятивную нагрузку на финансовые организации. Для реализации данной задачи Банк России планирует провести комплексный анализ применения надзорных практик за поднадзорными финансовыми организациями в разных регионах страны. По результатам такого анализа будет осуществляться дальнейшая работа по внедрению стандартизированного подхода при осуществлении Банком России надзорных полномочий с четким определением функций, созданием системы кураторства на всех сегментах финансового рынка и созданием досье на каждого участника финансового рынка. Повышение стандартизации надзорных процессов будет способствовать упрощению взаимодействия регулятора с участниками финансового рынка, выравниванию условий функционирования финансовых организаций на всей территории страны, а также снижению избыточной административной нагрузки.

Важной задачей для Банка России является исключение необоснованного регулятивного арбитража, который возник из-за различий в подходах к регулированию и надзорной практике на едином российском финансовом рынке. В то же время будет продолжена работа по устранению пробелов в регулировании отдельных секторов финансового рынка.

По инициативе Банка России после получения им функций единого регулятора финансового рынка Рабочей группой по созданию международного финансового центра в Российской Федерации при Совете при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации в 2013 году был сформирован первоначальный перечень из 233 предложений профессионального сообщества по совершенствованию регулирования финансового рынка, которые были ранжированы согласно оценке их приоритетности <29>. В дальнейшем формат в виде ежегодных встреч стал площадкой для обсуждения Банком России с профессиональным сообществом приоритетов на предстоящий год, что повышает прозрачность и предсказуемость действий регулятора и способствует эффективному взаимодействию с участниками финансового рынка.

--------------------------------

<29> В ходе состоявшейся осенью 2013 года стратегической сессии "Ориентиры политики в области регулирования финансового рынка" был сформирован перечень из 233 предложений профессионального сообщества по совершенствованию регулирования финансового рынка (233 KPIs).

Достижению задачи по оптимизации регуляторной нагрузки, повышению достоверности и качества отчетных данных также будет способствовать переход некредитных финансовых организаций на Международные стандарты финансовой отчетности, а также внедрение единого унифицированного формата предоставления отчетности на базе спецификаций XBRL.

В рамках перехода на новый порядок бухгалтерского учета, основанный на Международных стандартах финансовой отчетности, Банком России организуется безвозмездное обучение для руководителей, главных бухгалтеров и других специалистов некредитных финансовых организаций.

Принимая во внимание значимую роль финансовых групп на российском финансовом рынке, необходимо постепенно осуществлять сокращение административных издержек таких групп, возникающих при осуществлении различных видов деятельности. Указанные изменения могут быть достигнуты путем исключения дублирующей и неиспользуемой информации, а также дополнением единой отчетности данными, позволяющими одновременно осуществлять эффективный дистанционный надзор за различными видами деятельности на финансовом рынке. Совершенствование, оптимизация и унификация отчетности позволят повысить ее сопоставимость и транспарентность. Кроме того, Банк России планирует снижение регулятивных ограничений в части обеспечения финансовым организациям возможности использования аутсорсинга, в частности при ведении бухгалтерского учета, подготовке отчетности и раскрытии информации.

Реализации данной задачи будет способствовать также широкое применение процедур оценки регулирующего воздействия нормативных актов Банка России. В связи с этим планируется совершенствование практики применения процедур оценки регулирующего воздействия нормативных актов Банка России на этапе их разработки и внедрение практики применения процедур оценки фактического воздействия нормативных актов Банка России по прошествии определенного времени после вступления их в силу. По результатам такой оценки планируется принимать решения о необходимости корректировки требований к финансовым посредникам и (или) отчетности, получаемой регулятором для оценки рисков их деятельности.

Необходимо отметить, что использование формальных подходов при осуществлении функций по надзору за кредитными и некредитными финансовыми организациями продолжает оставаться существенным недостатком, одной из причин которого является ограниченность правовых возможностей Банка России по реализации содержательных подходов к оценке рисков кредитных и некредитных финансовых организаций и их деятельности в целом. В связи с этим Банк России предполагает последовательное внедрение механизма профессионального суждения по отдельным вопросам деятельности финансовых организаций при одновременном повышении контроля за процедурой принятия решений Банком России.

Банк России намерен также проработать подходы по предоставлению сервисов для малых поднадзорных финансовых организаций, позволяющих вести учет хозяйственной деятельности без обязанности сдавать отчетность при предоставлении Банку России права непосредственного использования данных бухгалтерского учета, в том числе с использованием облачных технологий. Указанные организации также смогут использовать упрощенный формат годовой отчетности. Реализация дата-центричного подхода взаимодействия регулятора с поднадзорными организациями в области получения отчетных данных послужит основой для будущего доступа регулятора к информационным базам участников финансового рынка с первичными данными, необходимыми для выполнения надзорных функций.

В отношении финансовых посредников, одновременно имеющих несколько лицензий, позволяющих вести деятельность на различных секторах финансового рынка, Банк России при участии заинтересованных ведомств планирует завершить работу по преодолению изолированного секторального регулирования и, как следствие, исключить избыточную нагрузку по составлению отчетности и выстраиванию процедур внутреннего контроля. Необходимость таких изменений распространяется и на финансовых посредников, являющихся публичными компаниями. В частности, для кредитных организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, планируется совершенствование системы внутреннего контроля в части закрепления за единым структурным подразделением всех вопросов, связанных с внутренним контролем банковских операций и сделок, операций профессиональных участников, а также вопросов, связанных с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В среднесрочной перспективе Банк России как единый регулятор финансового рынка будет уделять особое внимание осуществлению комплексного надзора и мониторинга деятельности финансовых конгломератов, в том числе ввиду того, что миграция рисков между различными составляющими финансовых групп обуславливает возможность их высокой концентрации в отдельных сегментах рынка, надзор за которыми в настоящее время является недостаточно интенсивным. Совершенствование надзора будет способствовать повышению качества управления рисками в финансово-банковских группах и холдингах, а также своевременному выявлению сфер повышенных рисков.