Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019 - 2021 годов.

Задачи развития банковского сектора

В современных условиях развития сектора банковских услуг усиление конкуренции, в том числе со стороны некредитных организаций, занимающихся финансовыми инновациями, выдвигает на первый план качественные характеристики предлагаемых продуктов и услуг, их технологическую и интеллектуальную насыщенность. Развитию банковского сектора в среднесрочной перспективе будет способствовать повышение комплексности финансового обслуживания корпораций, развитие потребительского кредитования населения при соблюдении требований Федерального закона "О потребительском кредите (займе)", формирование условий для развития синдицированного кредитования, развитие финансовых продуктов для малого и среднего бизнеса, совершенствование риск-менеджмента в кредитных организациях, а также развитие современных финансовых технологий и широкое внедрение инновационных продуктов в сфере банковского и межсекторального обслуживания. Эти процессы будут сопровождаться изменениями правовых рамок, поощряющими конкуренцию на рынке финансовых услуг.

Важным аспектом обеспечения качественного роста российского финансового рынка является совмещение внутри кредитных организаций и банковских групп банковских и небанковских финансовых продуктов, а также взаимодействие кредитных организаций с иными финансовыми организациями, что способно обеспечить:

- повышение доходности финансовых институтов за счет разработки новых продуктов на стыке банковских и прочих финансовых продуктов и услуг, включая секьюритизацию кредитных портфелей банков, расширение спектра инструментов долгового рынка, обеспеченных денежными требованиями;

- повышение конкурентоспособности, в том числе за счет эффективного использования сетей кредитных организаций с их налаженными каналами продаж и установившейся культурой обслуживания клиентов, а также за счет расширения продуктового ряда с целью удовлетворения потребностей клиентов в небанковских финансовых услугах (например, страховых);

- дополнительное привлечение финансовых ресурсов;

- совершенствование систем управления рисками.

Таким образом, взаимодополнение банковских и небанковских финансовых продуктовых линеек способно оказать высокий синергический эффект.

В сфере банковского регулирования основной задачей Банка России является реализация комплекса мер, направленных на дальнейшее совершенствование российского законодательства в целях рационального ограничения рисков, обеспечения финансовой стабильности банковского сектора и оптимизации административной нагрузки на кредитные организации. Банковское регулирование и надзор будут развиваться в направлении повышения роли качественной (содержательной) составляющей на основе признанных международных стандартов и с учетом особенностей функционирования российского банковского сектора.

Развитие банковского регулирования в 2016 - 2018 годах будет направлено на дальнейшую реализацию международно признанных подходов с учетом предусмотренных Базельским комитетом по банковскому надзору (далее - БКБН) сроков их поэтапного внедрения, а также с учетом результатов программы БКБН по оценке соответствия российского банковского регулирования базельским стандартам <32> и предстоящей в 2016 году оценки Российской Федерации в рамках программы оценки финансового сектора МВФ и Всемирного банка <33>.

--------------------------------

<32> Regulatory Consistency Assessment Program (RCAP).

<33> Financial Sector Assessment Program (FSAP).

Банк России продолжит работу, направленную на повышение качества банковского капитала и активов, ограничение уровня рисков кредитных организаций. В частности, будут реализовываться продвинутые подходы Базеля II к оценке банковских рисков с учетом результатов пересмотра БКБН регулятивных подходов к оценке достаточности капитала.

В рамках реализации компонента 1 Базеля II с 01.10.2015 уже вступили в силу нормативные акты Банка России, изданные в целях реализации подхода к расчету кредитного риска на основе внутренних рейтингов банков (далее - ПВР) и предоставляющие российским банкам возможность применять ПВР в целях включения в расчет нормативов достаточности капитала банков величину кредитного риска, рассчитанную с использованием внутрибанковских моделей, после получения в установленном порядке разрешения Банка России. Кроме того, продолжится внедрение в российскую банковскую практику компонента 2 "Надзорный процесс" Базеля II.

В 2016 году Банк России приступит к проведению в отношении банков, подавших соответствующие ходатайства, всесторонней оценки внутрибанковских рейтинговых систем и процессов по управлению кредитным риском для принятия решения по выдаче разрешения на применение ПВР в целях расчета нормативов достаточности капитала.

В 2015 году Банк России установил для кредитных организаций (банковских групп) требования к системе управления рисками и капиталом, которая создается кредитной организацией (банковской группой) путем реализации внутренних процедур оценки достаточности капитала (далее - ВПОДК). Данные процедуры направлены на всестороннюю оценку значимых и потенциальных рисков и обеспечение достаточности капитала для их покрытия на постоянной основе. Так, кредитные организации, величина активов которых превышает 500 млрд. рублей, должны были разработать ВПОДК на индивидуальной основе до конца 2015 года, ВПОДК на уровне банковской группы им предстоит разработать до конца 2016 года. Остальные кредитные организации должны будут разработать ВПОДК на индивидуальной основе до конца 2016 года, на уровне банковской группы - до конца 2017 года. Кроме того, в 2016 году вступит в силу нормативный акт Банка России, определяющий процедуры надзорной оценки достаточности капитала кредитных организаций и банковских групп и качества их систем управления рисками и капиталом, а также подходы к установлению для кредитных организаций повышенных предельных значений обязательных нормативов в зависимости от оценки качества и результатов ВПОДК. Банк России планирует осуществить в 2017 году первую оценку качества и результатов ВПОДК.

Приоритетной задачей в сфере банковского регулирования является создание правовых условий пресечения занижения банками сумм формируемых резервов с помощью переоцененного обеспечения. В этих целях будет продолжена работа над проектом федерального закона, предусматривающего право Банка России проводить экспертизу предметов залогов, принятых кредитными организациями в качестве обеспечения по ссудам, и требовать от кредитной организации учитывать результаты такой экспертизы при формировании резервов. Кроме того, при осуществлении банковского надзора Банк России с 2017 года будет также вправе выносить профессиональное суждение в отношении наличия связанности кредитной организации с юридическими и физическими лицами. По итогам формирования соответствующей практики будет произведена оценка необходимости дальнейшего расширения полномочий Банка России по использованию профессионального суждения в банковском надзоре.

Банк России продолжит работу по повышению требований к прозрачности деятельности российских кредитных организаций как одного из важных инструментов обеспечения стабильности финансового сектора. В частности, в 2016 году будут реализованы рекомендации БКБН "Структура требований о раскрытии информации в отношении собственных средств (капитала)" <34>. Таким образом, кредитные организации на индивидуальной и консолидированной основе в 2016 году впервые раскроют перед широким кругом пользователей информацию о структуре и инструментах капитала и расчете норматива краткосрочной ликвидности.

--------------------------------

<34> Composition of capital disclosure requirements.

В рамках работы по внедрению в практику российского консолидированного надзора международно признанных подходов Банком России с 2016 года устанавливается уточненный в соответствии со стандартами БКБН порядок расчета собственных средств (капитала) и нормативов на консолидированной основе, а также числовые значения надбавок к достаточности капитала банковской группы (надбавка поддержания достаточности капитала, антициклическая надбавка и надбавка за системную значимость).

В части дальнейшего развития регулирования деятельности кредитных организаций, являющихся участниками банковских холдингов, в 2016 году Банком России будет осуществляться более тесное взаимодействие с головными организациями банковских холдингов, предусматривающее в том числе переход на электронный документооборот. Кроме того, Банк России вводит новые формы отчетности банковских холдингов, существенно увеличивающие раскрываемый объем информации об их деятельности.

В целях получения полной и достоверной информации о реальном финансовом состоянии кредитной организации, адекватной оценки принимаемых ею рисков планируется законодательно установить полномочия представителей Банка России и Агентства по страхованию вкладов, которые позволят при проведении анализа финансового состояния кредитной организации проводить также анализ состояния финансовых организаций - участниц банковской группы (холдинга), в которую они входят. Банк России планирует внесение изменений в законодательство в части повышения ответственности руководителей, членов советов директоров (наблюдательных советов), а также владельцев кредитных организаций по обеспечению добропорядочного и сбалансированного ведения бизнеса, а также достоверности публикуемой и представляемой в органы контроля и надзора информации. В целях обеспечения защиты прав заемщиков с сохранением баланса интересов кредиторов Банк России продолжит совместную с банковским сообществом работу по анализу практики применения законодательства о потребительском кредите (займе) и при необходимости по разработке предложений по совершенствованию регулирования в этой области, в том числе в части деятельности по взысканию задолженности.

В условиях динамичного развития банковского бизнеса, расширения спектра банковских услуг повышается роль эффективного надзора как одного из важных элементов обеспечения финансовой стабильности. При этом будет расти значимость обеих составляющих банковского надзора - дистанционного надзора и инспектирования кредитных организаций. Значимость надзора усиливается и при реализации задач Банка России как мегаре-гулятора.

В плановый период приоритетными направлениями надзорной политики Банка России в банковском секторе останутся:

- повышение устойчивости кредитных организаций, в том числе к макроэкономическим шокам;

- дальнейшее обеспечение транспарентности финансовой отчетности;

- ограничение рисков, принимаемых на бизнес аффилированных лиц;

- противодействие схемным операциям и сделкам банков, осуществляемым в целях манипулирования учетом/отчетностью и (или) направленным на вывод активов;

- создание условий для справедливой конкуренции;

- развитие риск-ориентированных подходов в надзоре, в том числе в части консолидированного надзора;

- совершенствование риск-менеджмента;

- развитие дифференцированных надзорных подходов, прежде всего введение дополнительных надзорных требований к системно значимым банкам и банкам с повышенным уровнем рисков;

- обеспечение применения эффективных и соразмерных мер принуждения как реакции на недобросовестное поведение кредитных организаций и их руководителей.

В числе приоритетных объектов надзора со стороны Банка России останутся активы кредитных организаций, несущие повышенные риски, в том числе имеющие нерыночный характер, скрытое обременение, кредитование бизнеса собственников банков, а также заемщиков с признаками отсутствия реальной деятельности. Усилия банковского надзора будут направлены на предотвращение манипулирования с отчетностью, выявление операций, нацеленных на сокрытие от регулятора сведений о реальном уровне принятых рисков.

Банк России продолжит политику усиления надзора, при этом приоритетным направлением останется повышение эффективности функционирования системы раннего реагирования на первые признаки проблем в деятельности кредитных организаций. Развитие этой системы базируется на усилении проактивной функции надзора и обеспечивается повышением ответственности и квалификации сотрудников в сочетании с совершенствованием техники и процедур надзора. Одним из необходимых условий решения задачи ранней идентификации проблем в банковском секторе является максимальная прозрачность деятельности кредитных организаций. Реализация риск-ориентированных подходов, включая профессиональное суждение об уровне принимаемых банками рисков, будет способствовать повышению эффективности мер надзорного реагирования.

Банк России намерен совершенствовать подходы к оценке финансового положения крупнейших банков и банковских групп с учетом рисков и особенностей их деятельности, уделяя повышенное внимание системе управления риском ликвидности и формированию дополнительных буферов капитала на случай избыточной волатильности финансового рынка.

Кроме того, Банк России предполагает развивать рыночные (конкурентные) принципы принятия решений, более активно вовлекать частный капитал и обеспечивать прозрачность процедур финансового оздоровления кредитных организаций. Банк России в среднесрочном периоде также планирует рассмотреть перспективу внедрения механизма bail-in, предполагающего использование средств клиентов и вкладчиков сверх установленного порогового значения для восстановления капитала кредитной организации.

Мерой устранения практики применения криминальных банкротств является повышение эффективности взаимодействия и содержательности информационного обмена с правоохранительными органами. Деятельность Банка России, направленная на оздоровление банковского сектора, повышает доверие к финансовой системе и обеспечивает укрепление ее финансовой устойчивости. Надзорная политика, направленная на выведение с рынка исключительно экономически нежизнеспособных и (или) грубо нарушающих законодательство и представляющих недостоверную отчетность, а значит, создающих угрозу интересам кредиторов и вкладчиков банков, обеспечивает укрепление финансовой устойчивости банковской системы.

Изменение условий банковского бизнеса объективно определяет общую тенденцию к консолидации банковского сектора. Консолидация российского банковского сектора не является непосредственной задачей банковского надзора. В рамках осуществления функций по банковскому регулированию и банковскому надзору Банк России не будет ни подгонять, ни тормозить указанный процесс.