Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019 - 2021 годов.

Задачи по развитию рынка ценных бумаг

В плановый период необходимо обеспечить дальнейшее развитие рынка ценных бумаг для повышения эффективности перераспределения капитала и расширения возможности привлечения внешнего капитала для организаций. Правовая база, регулирующая деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг и инфраструктурных организаций, в целом сформирована, однако в среднесрочной перспективе необходимо пересмотреть ряд концептуальных подходов в регулировании указанных субъектов финансового рынка.

Одним из наиболее узких мест в регулировании деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг является отсутствие требований к финансовой устойчивости. Действующие в отношении капитала профессиональных участников нормы законодательства не учитывают ни фактический объем бизнеса компании, ни объем принимаемых ею рисков и касаются только его размера. Банк России планирует ввести для профессиональных участников рынка ценных бумаг требования к покрытию рисков капиталом, а также установить нормативы ликвидности для финансовых посредников, использующих денежные средства клиентов в своих операциях. Данный подход предусматривает также пропорциональное регулирование величины капитала профессиональных участников рынка ценных бумаг в зависимости от объема принимаемого ими риска.

Важным аспектом деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг является их операционная устойчивость в стрессовых ситуациях. Банк России намерен установить требования к организации системы управления рисками профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также к их операционной непрерывности. В основу подхода к регулированию данного направления деятельности будут заложены рекомендации международных стандартов по управлению рисками, часть из которых уже является национальными стандартами Российской Федерации (например, включены в стандарт ИСО 31000 "Менеджмент рисков"). Эти меры позволят повысить уверенность инвесторов в операционной надежности обслуживающих их финансовых организаций и, как следствие, в сохранности их активов.

Значимым элементом регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг являются также требования к организации их систем внутреннего контроля. Для малых организаций установленные в плановый период требования к системе внутреннего контроля будут предусматривать возможность аутсорсинга функций по внутреннему контролю либо формирование единой системы внутреннего контроля в рамках группы компаний. Для крупных компаний с диверсифицированным и сложноструктурированным бизнесом требования к системе внутреннего контроля будут предполагать наличие внутреннего аудита. Применение такого пропорционального подхода к регулированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг позволит оптимизировать затраты отрасли, сохранив ее устойчивость к регуляторному и операционному рискам. Кроме того, по мере усложнения и расширения многообразия инвестиционных технологий очевидна необходимость усовершенствования правил внутреннего учета клиентских операций у профессиональных участников рынка ценных бумаг. Для малых организаций Банком России совместно с заинтересованными ведомствами будет создана правовая возможность аутсорсинга информационных систем и систем внутреннего учета. Таким образом, с одной стороны, будут оптимизированы расходы профессиональных участников рынка ценных бумаг, с другой - ускорен процесс стандартизации систем внутреннего учета.

Банк России планирует также установление требований к внутреннему аудиту инфраструктурных организаций финансового рынка, к которым в настоящее время установлены требования только в части внутреннего контроля. При этом эти организации являются ядром финансового рынка, а значит, их системы внутреннего контроля и аудита должны отвечать наиболее высоким международным стандартам.

Российское законодательство содержит незначительный по своему разнообразию и действенности инструментарий для защиты прав собственности, а также иных прав и интересов инвестора в случае аннулирования лицензии у финансовой организации, в то время как инвестиционный климат во многом определяется эффективностью механизмов защиты права собственности, в том числе в рамках ликвидационных процедур. Банк России будет решать эту задачу путем совершенствования контрольных процедур в отношении финансовых организаций как до аннулирования лицензии, так и после. В связи с этим регулятор усовершенствует также механизмы прекращения депозитариями исполнения ими функций номинального держателя.

Для повышения качества и доступности услуг учетной инфраструктуры Банк России в среднесрочной перспективе будет уделять особое внимание деятельности регистраторов. Будет продолжена работа по стандартизации деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг в части порядка обмена документами, хранения записей и передачи реестра. При этом требования к обмену документами будут установлены стандартами саморегулируемых организаций или нормативными актами Банка России с акцентом на внедрение электронного взаимодействия. Ввиду того, что постепенная эволюция финансового рынка предоставляет все более новые механизмы и продукты для удовлетворения различных потребностей инвесторов, важно обеспечить, чтобы между ними не возникало конкуренции рисков. Для этого в отношении деятельности финансовых посредников Банк России планирует разработать унифицированные маржинальные требования как по спот-инструментам, так и по производным финансовым инструментам. Сопоставимость рисков в рамках единых маржинальных правил также позволит инвестору лучше ориентироваться в разнообразии сложных финансовых продуктов.