II.8. Стимулирование применения механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке
II.8. Стимулирование применения механизмов электронного
взаимодействия на финансовом рынке
Применение в финансовом секторе новых информационных технологий нацелено на радикальное снижение транзакционных издержек участников финансового рынка и на расширение доступа потребителей к различным финансовым продуктам и услугам. В качестве задачи рассматривается переход к дистанционному безбумажному взаимодействию, позволяющему сделать финансовый рынок экстерриториальным, то есть доступным потребителям финансовых услуг в любое время вне зависимости от их местоположения или местоположения финансовых организаций. Необходимым условием достижения этой задачи является расширение системы дистанционной идентификации потребителей финансовых услуг со стороны финансовых посредников.
В целях совершенствования механизмов электронного взаимодействия Банк России совместно с участниками финансового рынка и заинтересованными министерствами и ведомствами при организационном и аналитическом содействии АЦ "Форум" провел работу по определению юридических и технологических барьеров, мешающих использованию на финансовом рынке современных информационных технологий. На основе проведенного анализа был разработан План мероприятий (дорожная карта) по развитию электронного взаимодействия на финансовом рынке, представляющий собой комплекс мер по совершенствованию механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке и по переходу на электронный документооборот всех участников рынка, их клиентов, федеральных органов исполнительной власти и Банка России. Дорожная карта была утверждена Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем 18 мая 2015 года. В связи с этим планируется создание сквозных, непрерывных цепочек электронного взаимодействия всех субъектов финансового рынка, которые будут выстроены при постепенном уменьшении доли бумажного документооборота на финансовом рынке, а также при недопущении и устранении разрывов в них, обеспечивая достаточную информационную безопасность участников финансового рынка.
Кроме того, Банк России реализует переход на информационный обмен с каждой поднадзорной организацией через ее личный кабинет в Банке России. В настоящее время законодательно закреплена обязанность электронного взаимодействия некредитных финансовых организаций с Банком России, разработаны требования к порядку такого взаимодействия посредством использования информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе путем предоставления доступа к личному кабинету. Также предоставлено право использования указанных информационных ресурсов эмитентами ценных бумаг, соискателями лицензий и свидетельств, выдаваемых Банком России, саморегулируемыми организациями в сфере финансовых рынков, а также с иными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации о некредитных финансовых организациях, в том числе при осуществлении защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках.
Планируется также перевод части услуг и сервисов Банка России в электронный вид с использованием инфраструктуры электронного правительства (в том числе Единого портала государственных и муниципальных услуг).
При этом Банк России рассматривает вопрос поэтапного изменения автоматизированных процессов сбора и анализа всех видов отчетности поднадзорных организаций на базе нового формата, который позволит устранить избыточность и дублирование отчетных данных, повысить достоверность и качество поступающей информации, унифицировать формат межведомственного электронного обмена данными. В перспективе использование такого единого формата поможет снизить нагрузку на поднадзорные организации по подготовке комплектов отчетности для различных целей и в различные ведомства. В качестве единого электронного формата представления отчетности Банком России выбран формат XBRL - современный формат передачи данных финансовой, надзорной и другой бизнес-отчетности на основе модели данных, обогащенной описаниями форм отчетности, библиотеками справочников и классификаторов, правилами согласования и проверки данных, в совокупности составляющих таксономию XBRL. Наличие общедоступной, детально проработанной базовой таксономии XBRL должно также значительно облегчить завершение работы по унификации отчетности поднадзорных Банку России организаций на основе Международных стандартов финансовой отчетности. В плановом периоде введение обязанности представления отчетности в едином электронном формате XBRL будет реализовано для некредитных финансовых организаций. Решение о целесообразности внедрения указанного формата предоставления отчетности для кредитных организаций в целях унификации регулирования и надзора (в частности, устранения из отчетности избыточной и дублирующей информации) будет принято по итогам анализа полученных результатов его использования некредитными финансовыми организациями. Для обеспечения достоверности информации, передаваемой при электронном взаимодействии, а также во избежание ее дублирования требуется комплексное использование информационных систем различных органов власти, которые содержат необходимые сведения.
С целью предоставления гражданам и участникам финансового рынка вне зависимости от их местоположения равных возможностей по доступу к финансовым услугам, включая платежные услуги, планируется дальнейшее развитие электронных средств платежа, электронных технологий в практике продаж и предоставления финансовых продуктов и услуг. Одним из основных препятствий развития электронного взаимодействия является психологический или поведенческий барьер, обусловленный во многом неосведомленностью граждан или недостатком у них информации о возможности использования безбумажных способов совершения тех или иных финансовых операций, а также недоверие к новым формам взаимодействия. Для преодоления данного барьера необходимо повышение удобства работы, уровня доверия и психологического комфорта граждан при использовании электронных способов взаимодействия с финансовыми организациями, в частности посредством обучения использованию электронных финансовых услуг, а также предоставление потребителям более выгодных условий при использовании электронных форм взаимодействия.
При реализации планируемых мероприятий должна обеспечиваться информационная безопасность участников финансового рынка, прозрачность и защита финансовых операций. В связи с этим в среднесрочном периоде Банк России также планирует продолжить разработку и реализацию мероприятий по противодействию киберпреступности.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей