II.3. Дестимулирование недобросовестного поведения на финансовом рынке
II.3. Дестимулирование недобросовестного поведения
на финансовом рынке
Обеспечение добросовестного поведения на финансовом рынке представляет собой многофакторную задачу, в решении которой заинтересованы надзорные органы, потребители финансовых продуктов и услуг и непосредственно участники финансового рынка, ведущие законную деятельность и сталкивающиеся с недобросовестной конкуренцией. Ключевым фактором успеха в решении данной задачи является способность регулятора выявлять факты недобросовестного поведения и обеспечить эффективность и соразмерность мер принуждения в отношении недобросовестных участников финансового рынка. При этом важной задачей наряду с реализацией мер по противодействию недобросовестным практикам поведения является создание условий для привлечения на российский финансовый рынок добросовестных участников, что позволит укрепить доверие к финансовому рынку, повысить устойчивость финансовых посредников, а также будет способствовать обеспечению справедливой конкуренции на финансовом рынке, его стабильному функционированию и развитию. Повышению доверия на финансовом рынке также будет способствовать продолжение работы Банка России совместно с правоохранительными и судебными органами по недопущению на рынок финансовых организаций без наличия лицензии, аккредитации, включения в реестр в случаях, когда для осуществления их деятельности получение таких документов необходимо.
Особое внимание необходимо уделить взаимодействию Банка России с правоохранительными органами в отношении пресечения незаконной деятельности по выдаче потребительских займов нелегальными кредиторами, искажающей добросовестную конкуренцию и нарушающей права физических лиц. Планируется также применение модели автоматизированного поиска нелегальных участников, построенной по технологии Big Data, позволяющей на постоянной основе отслеживать факты незаконной деятельности по выдаче потребительских займов для дальнейшей передачи информации в правоохранительные органы.
Банк России совместно с правоохранительными органами продолжит реализацию мероприятий, направленных на ограничение недобросовестного поведения и противодействие использованию криминальных и схожих с ними бизнес-практик, предполагающих нарушение российского законодательства и формирующих соответствующие конкурентные преимущества для нарушителей. Банк России в среднесрочной перспективе продолжит совершенствование механизма выявления недобросовестных практик поведения, в частности сокращая время на их выявление и сбор доказательной базы, а также развитие механизма взаимодействия Банка России и правоохранительных органов, в том числе в части повышения оперативности передачи и рассмотрения материалов.
Усложнение правил или наказание за нарушение принципов
Ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность российского финансового рынка, является достижение оптимального соотношения между издержками отрасли на соответствие законодательно установленным регулятивным требованиям и уровнем свободы осуществления предпринимательской деятельности.
К элементам эффекта от регулирования относятся:
- уровень доверия на рынке как ключевой компонент;
- уровень стабильности финансового рынка;
- финансовая устойчивость институтов финансового рынка;
- качество работы институтов финансового рынка, включая работу оценщиков, аудиторов, актуариев, третейских судов, бюро кредитных и страховых историй и т.д.;
- непрерывность работы инфраструктуры;
- качество конкурентной среды;
- степень потерь при банкротстве.
При этом к издержкам регулирования относятся:
- затраты на комплаенс-процедуры;
- затраты на выполнение функций агента государства по осуществлению контроля в налоговой и валютной сфере, а также функций, связанных с исполнением требований по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- затраты на создание и модификацию бизнес-процессов по подготовке отчетности;
- дополнительные затраты на информационные технологии и персонал в связи с изменением регулирования;
- затраты на соблюдение иных требований и нормативов;
- ограничения, тормозящие процесс внедрения новых финансовых инструментов и форм обслуживания клиентов на финансовом рынке;
- уход части рынка в серую зону, свободную от регулирования.
Так, например, введение новых требований к финансовой отчетности в рамках перехода на Международные стандарты финансовой отчетности для некредитных финансовых организаций, с одной стороны, связано с высоким уровнем издержек перехода, а с другой - создает преимущества для пользователей такой отчетности и развития самой индустрии. При этом существует риск нивелирования эффективности данной меры в случае отсутствия доверия к качеству и достоверности такой отчетности. Указанное недоверие может быть основано на отсутствии ответственности органов управления за ее искажение и на недобросовестном аудите. С целью снижения данного риска возможны два варианта реакции регулятора:
- создание правоприменительных практик жесткой ответственности сотрудников финансовых организаций за представление недостоверной финансовой отчетности и искажение данных, представленных для аудита, а также ответственности аудиторских организаций за качество аудита. Данная мера способствует возникновению страха перед неотвратимостью наказания за нарушение. Издержки применения этого варианта для отрасли минимальные, но он требует высокой степени координации между регулятором и правоохранительной системой;
- противодействие искажению данных и предоставлению недостоверной финансовой отчетности механическим путем за счет детализации правил и совершенствования порядка составления отчетности, повышение интенсивности надзорно-инспекционных мероприятий Банка России в отношении всех поднадзорных организаций.
Очевидно, что правила не страхуют систему от их нарушения, однако создают дополнительную нагрузку на всех участников финансового рынка, включая добросовестных. При этом доверие к отчетности если и возникает, то в недостаточной степени.
Правила вне зависимости от степени их детализации могут нарушаться. Одновременно архитектура операций, направленных на осуществление противоправных действий, может в рамках действующих правил маскировать их экономический смысл. Реакция регулятора на выявленные правонарушения, выраженная в изменении правил, всегда носит реактивный характер. При этом правонарушители имеют преимущество, так как правила им заранее известны. Более эффективной системой противодействия недобросовестным практикам является регулирование на основе принципов и неотвратимости наказания за их нарушения. Указанная система не создает высокой регуляторной нагрузки, но обеспечивает снижение противоправной активности и создает атмосферу доверия к работе рынка. Данный подход возможно использовать в случае появления у регулятора права применять профессиональное суждение.
Совместно с заинтересованными ведомствами будет продолжена работа по введению в законодательство Российской Федерации более гибкого регулирования перечня инсайдерской информации, что позволит расширить практическое использование норм по противодействию неправомерному использованию инсайдерской информации. В целях недопущения случаев манипулирования рынком проводится работа по установлению в законодательстве Российской Федерации соответствующего понятия.
Планируется также создать условия, при которых выгода от недобросовестного поведения как для организаций, так и для их сотрудников будет полностью нивелироваться применением эффективных и соразмерных мер принуждения. При этом соразмерность должна определяться не только величиной непосредственных потерь третьих лиц, пострадавших в результате противоправных действий, но и с учетом степени вреда от правонарушения для уровня доверия и справедливой конкуренции на финансовом рынке.
Помимо указанных мер наказания за совершенные правонарушения, Банк России планирует использовать деловую репутацию членов органов управления участников финансового рынка как систему выведения с финансового рынка недобросовестных менеджеров и сотрудников.
Банк России также рассматривает в среднесрочном периоде возможность развития системы, предусматривающей применение мер ответственности как к финансовой организации, являющейся отдельным юридическим лицом, так и к ее сотрудникам, руководителям, контролирующим собственникам. Такие меры ответственности могут быть направлены, в частности, на корректировку бизнес-модели и системы управления финансовой организации без применения наиболее строгой меры воздействия - отзыва (аннулирования) лицензии.
Основой для создания новых финансовых инструментов, а также одним из условий развития срочного рынка являются надежные финансовые индикаторы. Наличие негативной международной практики, связанной с выявлением случаев манипулирования при формировании отдельных финансовых индикаторов, и повышенное внимание иностранных регуляторов к процессу и принципам формирования индикаторов финансового рынка ставят перед Банком России задачу по внедрению механизма регулирования финансовых индикаторов в России. В первую очередь это относится к индикаторам, выступающим базовым активом для биржевых производных финансовых инструментов и иных договоров, имеющих массовый характер. В связи с этим в рамках мер по соблюдению принципов надежности и прозрачности в сфере формирования финансовых индикаторов, активно используемых на финансовом рынке, разработан подход, предполагающий добровольную аккредитацию в Банке России организаций, осуществляющих деятельность по формированию финансовых индикаторов. Процесс аккредитации подразумевает соответствие определенным минимальным требованиям, сформулированным Банком России. К таким требованиям, в частности, относятся наличие правил формирования индикатора и их публичное раскрытие, обеспечение непрерывности, идентификация возможных конфликтов интересов и мер контроля за ними.
Кроме того, в целях повышения точности расчета величины резервов страховщиков и обязательств негосударственных пенсионных фондов в плановый период Банк России планирует дальнейшее развитие системы актуарного оценивания. Важной задачей является также повышение качества работы и квалификационного уровня оценщиков и аудиторов, результаты деятельности которых широко используются при принятии надзорных и регуляторных решений.
Вместе с тем в целях оперативного выявления возникающих проблем и их решения до наступления критической ситуации требуется также реализация мероприятий, направленных на противодействие фиктивному ценообразованию на открытых рынках.
Для обеспечения устойчивости, стабильности и непрерывности работы биржевых рынков Банк России планирует создание ситуационного центра мониторинга биржевых торгов. Создание ситуационного центра необходимо для реализации следующих задач:
- своевременное обнаружение и анализ причин возникновения существенных изменений в динамике торгов на биржевых рынках;
- выявление случаев манипулирования рынком, их оперативный анализ и оперативная реакция с применением адекватных мер воздействия;
- выявление других негативных практик, в частности выставления участником финансового рынка собственных заявок перед заявками клиента в целях увеличения стоимости финансового инструмента и исполнения поручений клиента не по лучшей цене;
- обеспечение руководства Банка России средствами оперативного анализа ситуации на биржевых рынках, необходимыми для принятия решений в кризисных условиях.
В результате создания такого ситуационного центра Банк России предполагает существенно повысить степень оперативности анализа и принятия решений по ситуациям, возникающим на биржевых рынках. Это приведет к повышению стабильности и предсказуемости работы биржевых рынков, обеспечит возможность детального анализа как отдельных сделок, так и комплексных торговых стратегий и в целом положительно повлияет на привлекательность российского финансового рынка.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей