Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019 - 2021 годов.

II.10. Совершенствование инструментария по обеспечению стабильности финансового рынка

II.10. Совершенствование инструментария по обеспечению

стабильности финансового рынка

Внешние шоки, банкротства или временные нарушения в работе инфраструктурных организаций финансового рынка и его системно значимых участников, спекулятивные атаки и операции крупнейших участников, порождающие высокую волатильность и сильные движения процентных кривых, оказывают непосредственное влияние как на стабильность финансовой системы, так и на всю экономику страны в целом, а также оказывают неблагоприятное воздействие на доверие на финансовом рынке. Негативные эффекты от подобных событий определяют необходимость как снижения вероятности их возникновения, так и ограничения негативного влияния этих событий на финансовый сектор и экономику в целом.

В работе Банка России по обеспечению финансовой стабильности можно выделить шесть направлений:

- мониторинг финансовой стабильности посредством разработки и использования индикаторов, характеризующих финансовую стабильность;

- регулирование, надзор и наблюдение за финансовыми организациями, в том числе инфраструктурными организациями финансового рынка, и платежными системами;

- макропруденциальное регулирование и надзор;

- мониторинг рисков с целью выявления потенциальных системных угроз, стресс-тестирование отдельных секторов финансового рынка и анализ эффекта заражения;

- обеспечение бесперебойности и эффективности функционирования инфраструктурных организаций финансового рынка и платежных систем;

- реализация антикризисных мер в случае финансовой нестабильности.

Прежде всего для обеспечения Банком России стабильности финансового рынка Российской Федерации планируется реализация мер, направленных на улучшение аналитических способностей Банка России по выявлению угроз финансовой стабильности. Речь идет о дальнейшем развитии инструментов ранней идентификации проблем как в деятельности финансовых организаций, так и на отдельных рынках финансовых активов.

В рамках реализации задачи по совершенствованию регулирования и надзора за финансовыми институтами в целях повышения их финансовой устойчивости Банк России продолжит внедрение риск-ориентированного регулирования, в частности посредством установления требований к собственному капиталу финансовых организаций с учетом профиля рисков (в отношении кредитных организаций будет продолжено введение таких требований). Повышению финансовой устойчивости кредитных организаций, осуществляющих торговые операции с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами на финансовом рынке, будет способствовать дальнейшее внедрение стандартов Базеля II и Базеля 2,5 в части регулирования рыночного риска. Банк России продолжит осуществлять мероприятия по созданию эффективной системы консолидированного надзора за финансовыми группами и снижению риска концентрации по инвестиционным вложениям финансовых организаций.

Кроме того, в целях стимулирования эффективного ценообразования и повышения прозрачности сделок, а также устранения проблем, связанных с управлением рисками на внебиржевом срочном рынке, Банк России совместно с заинтересованными ведомствами планирует дальнейшее совершенствование законодательства в части рынка внебиржевых производных финансовых инструментов. Помимо этого, Банк России с учетом международных тенденций рассматривает целесообразность инетитуализации электронных торговых систем и систем финансового консультирования.

В части совершенствования практик макропруденциального регулирования и надзора с учетом международных подходов Банк России планирует разработать и внедрить дополнительные требования к системно значимым финансовым организациям, чья финансовая несостоятельность может угрожать финансовой стабильности или вызывать сбои в предоставлении определенного вида финансовых услуг (в частности, для системно значимых банков планируется внедрение новых нормативов ликвидности в соответствии с Базелем III, для некредитных финансовых организаций - специальных нормативов (как на индивидуальной, так и на групповой основе), дополнительных требований к раскрытию информации, требований по составлению и согласованию с Банком России плана восстановления финансовой устойчивости). Кроме того, в рамках реализации международных рекомендаций в области урегулирования несостоятельности Банком России будут разработаны предложения по созданию особых режимов финансового оздоровления и урегулирования несостоятельности системообразующих некредитных финансовых организаций. В среднесрочном периоде Банк России в целях повышения устойчивости финансового рынка при участии заинтересованных органов власти планирует проведение комплексной работы по совершенствованию российского законодательства в части развития механизма санации участников финансового рынка.

Эффекту заражения участников финансового рынка от банкротства крупных финансовых посредников должен противодействовать институт центрального контрагента. В связи с этим устойчивость центрального контрагента приобретает первостепенное значение. Банк России планирует совершенствование законодательного регулирования института центрального контрагента, в частности внедрение риск-ориентированных нормативов и специального разрешения на осуществление деятельности центрального контрагента. Для создания условий по обеспечению непрерывности работы финансового рынка Банк России планирует уделять особое внимание развитию механизма переноса позиций и обеспечения клиентов участников клиринга к другому участнику клиринга в случае невыполнения действующим участником клиринга своих обязательств, а также в случае его банкротства. Решение этой задачи будет способствовать как минимизации рыночных шоков из-за принудительного закрытия клиентских позиций, так и повышению эффективности защиты клиентов участника клиринга и минимизации их потерь в случае невыполнения действующим участником клиринга своих обязательств. Кроме того, в целях выполнения Российской Федерацией требований Питтсбургского саммита "Группы двадцати" необходимо имплементировать в российское законодательство нормы, устанавливающие эффективный механизм перевода стандартизированных производных финансовых инструментов на клиринг с участием центрального контрагента.

Для обеспечения стабильности финансового рынка Банк России планирует также применять для страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг контрциклическую политику с использованием механизма буфера резервов, позволяющего амортизировать различные шоки, в частности кредитные. При этом сглаживанию негативных эффектов экономического цикла будет способствовать совершенствование механизма стабилизационного резерва для страховых организаций, определение плавающих лимитов по финансовому рычагу на денежном рынке для брокеров, а также плавающих ставок отчислений в гарантийный фонд в зависимости от средней доходности в системе обязательного пенсионного страхования. Одновременно Банк России стремится к установлению и соблюдению оптимального уровня требований к поднадзорным финансовым организациям, способствующим как поддержанию финансовой стабильности, так и увеличению эффективности работы капитала в финансовом секторе.

Актуальной задачей на среднесрочную перспективу является также совершенствование работы по выявлению и мониторингу рисков на финансовом рынке. Дальнейшее развитие института репозитария позволит Банку России создать систему мониторинга уязвимости внебиржевого сегмента рынка к системным шокам. В дополнение к информации репозитариев Банк России расширяет мониторинг сделок на денежном рынке, который будет включать в себя не только сведения об исходных параметрах сделок, но и информацию о жизненном цикле, то есть о происходящих изменениях в отношении контрагентов (например, досрочное прекращение обязательств, прекращение обязательств новацией, а также по иным основаниям). Расширение мониторинга денежного рынка имеет важное значение с точки зрения своевременного анализа кредитного качества участников финансового рынка, возможных эффектов распространения кредитных рисков по финансовой системе и оценки системной устойчивости денежного рынка в целом. В целях ограничения образования избыточных валютных рисков, угрожающих финансовой стабильности, в плановый период Банк России планирует через регулирование деятельности кредитных и некредитных финансовых организаций, в том числе через предъявление требований к обязательным нормативам, ограничивать образование валютных позиций на балансах корпоративных заемщиков.

Банк России планирует реализовать мониторинг кредитного качества участников финансового рынка в том числе посредством создания рейтингового репозитария, представляющего собой единую публично доступную базу данных о рейтинговых действиях, в которую будет включаться информация, размещаемая на сайтах рейтинговых агентств. В целях своевременного выявления потенциальных системных угроз планируется также рассмотрение вопроса о введении для всех финансовых организаций требования об обязательном внутреннем стресс-тестировании в рамках подготовки ими плана восстановления финансовой устойчивости.

Для своевременного выявления системных рисков и поддержания стабильности финансового рынка Банком России будет осуществляться мониторинг различных финансовых индикаторов. Приведенные ниже индикаторы устойчивости финансового рынка будут дополнены Банком России индикаторами финансовой доступности.

В плановый период Банк России будет осуществлять дальнейшее совершенствование деятельности инфраструктурных организаций финансового рынка и платежных систем, которые способствуют развитию финансового рынка и являются критически важными для укрепления и поддержания финансовой стабильности. Бесперебойно функционирующие инфраструктурные организации финансового рынка и платежные системы также способствуют эффективному распределению финансовых ресурсов и обеспечению глобальной конкурентоспособности национальных финансовых рынков. Однако в отсутствие эффективного и соответствующего уровню возникающих угроз управления рисками, корпоративного управления и баланса интересов они могут порождать системные риски для финансового сектора, особенно в периоды рыночного стресса. Целью Банка России в области развития инфраструктурных организаций финансового рынка и платежных систем является достижение их соответствия международным стандартам для обеспечения доступности, бесперебойности и эффективности их функционирования. При этом результаты проведенных оценок российской юрисдикции на предмет соответствия положениям международного стандарта "Принципы для инфраструктур финансового рынка" <31> свидетельствуют о достигнутом прогрессе в его внедрении на территории Российской Федерации. Вместе с тем Банку России еще предстоит значительный объем работы по приведению правовой базы в отношении инфраструктурных организаций финансового рынка (центрального депозитария, центрального контрагента, репозитария) в более полное соответствие с требованиями данного международного стандарта и, как следствие, по повышению соответствующих оценок.

--------------------------------

<31> В ходе последнего обновления результатов оценки юрисдикции Российской Федерации в части регулирования платежных систем (2015 год) был присвоен максимальный рейтинг - "4".

Банк России обладает широким инструментарием по поддержке стабильного функционирования финансового рынка в случае реализации негативного сценария. В 2014 году Банк России существенно увеличил возможности по рефинансированию кредитных организаций, введя новые инструменты и расширив перечень принимаемого обеспечения. В случае необходимости могут быть востребованы дополнительные меры Банка России по смягчению проблем с ликвидностью у некредитных финансовых организаций. Российским законодательством предусмотрено наделение Банка России правом заключать с лицами, осуществляющими функции центрального контрагента, соглашения, в соответствии с которыми Банк России обязуется компенсировать таким лицам часть убытков (расходов), возникающих у них по сделкам с участниками клиринга, в том числе с некредитными финансовыми организациями, у которых была отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности. В случае реализации рыночных шоков и отклонения уровня кривой доходности облигаций федерального займа от фундаментального уровня Банк России может принять решение о покупке облигаций федерального займа на открытом рынке, а также о выкупе обеспечения у центрального контрагента. Кроме того, когда механизмы рыночного ценообразования дают сбой, Банком России в целях ограничения избыточной волатильности на отдельных сегментах финансового рынка и поддержания финансовой стабильности будет использоваться механизм вмешательства в рыночное ценообразование, не требующий принудительной остановки торгов. В связи с этим необходима тщательная проработка Банком России данного механизма.

В целях снижения волатильности биржевых торгов по различным классам активов и контрактов Банк России будет поощрять присутствие на них участников с различными торговыми стратегиями, что предполагает в том числе прямой допуск на биржевой рынок отдельных категорий участников, не имеющих соответствующих прав в настоящее время. Разнообразие участников торгов с разными стратегиями будет способствовать повышению глубины рынка и его эластичности.

Учитывая историю развития российского фондового рынка, где брокерские компании занимают значимое место в системе посредничества на рынке ценных бумаг, решение об их доступе к расчетным сервисам Банка России могло бы снизить риски их функционирования и расширить возможности по предоставлению Банком России расчетных сервисов на рынке ценных бумаг.

Индикаторы устойчивости финансовых рынков

В рамках работы по выявлению системных рисков Банк России осуществляет постоянный мониторинг устойчивости финансовых рынков с помощью системы опережающих индикаторов.

Риски финансовых рынков

Риск рублевого денежного рынка

- Отклонение ставки RUONIA от ключевой ставки Банка России

- Спред Mosprime-Roisfix (3 месяца)

- Маржин коллы на рынке междилерского репо в рублях

Риск валютного денежного рынка

- Спред между ставкой RUONIA и ставкой по биржевому валютному свопу на срок овернайт

- Спред между ставкой по простому процентному свопу и ставкой по кросс-валютному свопу на срок 1 год

- Спред между ставкой по операциям междилерского репо в долл. США и ставкой ФРС США

Риск валютного рынка

- Отклонение курса "доллар США-рубль" от равновесного значения

- Вмененная волатильность опционов "при деньгах" на курс "доллар США-рубль" (1 месяц)

- Спред между вмененной волатильностью опционов "при деньгах" на курс "доллар США-рубль" и вмененной волатильностью цены нефти Brent, скорректированной на коэффициент чувствительности курса "доллар США-рубль" к цене на нефть (1 месяц)

- Отношение спреда аск-бид курса "доллар США-рубль" к цене закрытия курса "доллар США-рубль"

Риск рынка акций

- Вмененная волатильность индекса РТС (1 месяц)

- Маржин коллы по операциям междилерского репо с акциями в рублях

- Среднее значение бид-аск спреда цен наиболее ликвидных акций

Риск рынка государственных заимствований

- Бид-аск спреды доходностей наиболее ликвидных ОФЗ

- Спред между доходностью ОФЗ на срок 5 и 10 лет

- Спред доходности ОФЗ к доходности казначейских облигаций США

- Премия по суверенным CDS России (5 лет)

- Доля нерезидентов на рынке ОФЗ

Риск рынка корпоративных заимствований

- Историческая волатильность доходности корпоративных рублевых облигаций (IFX Cbonds), 1 месяц

- Спред доходности корпоративных рублевых облигаций (JFX Cbonds) к доходности ОФЗ (Cbonds GBI RU)

- Спред доходности корпоративных еврооблигаций инвестиционного уровня (Euro-Cbonds IG) к доходности суверенных еврооблигаций (Euro-Cbonds Sovereign Russia)

- Объем новых рыночных выпусков рублевых облигаций

Риски на внешних рынках

- Вмененная волатильность опционов на нефть Brent

- Индекс волатильности S&P 500 (VIX)

- Индекс акций стран с формирующимися рынками FTSE EM

- Индекс волатильности казначейских облигаций MOVE (Merill Lynch)

- Спред доходности суверенных еврооблигаций стран с формирующимися рынками к казначейским облигациям США (JPMorgan EMBI Plus Sovereign Spread)

- Среднее значение суверенных CDS для стран с формирующимися рынками

- Индекс доллара США к ключевым валютам DXY

- Индекс валют стран с формирующимися рынками к доллару США MSCI EM

Риск массового изъятия вкладов

- Месячный темп прироста вкладов физических лиц в рублях и иностранной валюте

- Накопленное снижение вкладов физических лиц в рублях и иностранной валюте с момента начала снижения

Риск массовой конверсии рублей в иностранную валюту

- Объем нетто-покупок наличной и безналичной иностранной валюты населением

- Разница курса покупки и продажи доллара США

- Уровень долларизации вкладов физических и юридических лиц (с коррекцией на курсовую переоценку)

Риск дефицита обеспечения

- Коэффициент утилизации рыночных и нерыночных активов (для крупнейших государственных и частных банков)

Риск неустойчивости фондирования

- Отношение кредитов к депозитам

- Доля базовых обязательств (депозитов физических и юридических лиц свыше года) в общем объеме обязательств

- Отношение депозитов сроком до года к общему объему депозитов (для физических лиц, для юридических лиц)

- Показатель краткосрочной ликвидности

Процентный риск

- Отношение чистого процентного дохода в целом по кредитами депозитам к капиталу/активам банковского сектора

- Доля процентных доходов в общих доходах

- Отношение гэпа между требованиями и обязательствами, чувствительными к процентной ставке, к капиталу банковского сектора

- Отношение чистого процентного дохода по средствам, размещенным и привлеченным в течение месяца, к капиталу банковского сектора

- Разница между ставками по новым кредитам и депозитам (для физических лиц, для юридических лиц)

Кредитный риск

- Доля ссуд IV и V категорий качества по кредитам юридическим лицам (кроме банков)

- Доля необслуживаемых ссуд по потребительским кредитам физическим лицам

- Доля реструктурированных ссуд в совокупном кредитном портфеле

- Отношение объема сформированных резервов к объему задолженности

(по кредитам юридическим лицам, по потребительским кредитам физическим лицам)

- Прирост резервов за 12 месяцев к среднему размеру портфеля кредитов (по кредитам юридическим лицам, по необеспеченным потребительским кредитам физическим лицам)

- Доля капитала, приходящаяся на банки с нормативом H1.0 ниже 12% в совокупном капитале

- Доля банков с ROE ниже 1%