Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019 - 2021 годов.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие финансового рынка Российской Федерации является одним из приоритетных направлений деятельности Банка России. Эффективная работа финансового рынка способствует экономическому росту страны и повышению качества жизни граждан. Развитый финансовый рынок обеспечивает работоспособность каналов трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики и, как следствие, определяет эффективность мер Банка России по достижению целевых показателей инфляции.

Экономический рост невозможен без доступности для предприятий и организаций всех отраслей экономики инструментов финансового рынка, прежде всего долгового и долевого финансирования, страхования рисков. Закрытие многих внешних источников финансирования и снижение цен на сырье усиливают внимание к внутренним источникам финансирования. В результате задача по стимулированию внутреннего инвестора и созданию благоприятных условий для его деятельности на финансовом рынке выходит на первый план.

Банк России уделяет особое внимание предсказуемости, понятности и информационной прозрачности своей деятельности, что, в частности, реализуется посредством публикации Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016 - 2018 годов. Разработка указанного документа один раз в три года предусмотрена Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

На сегодняшний день в отношении некоторых секторов финансового рынка Российской Федерации утверждены и действуют самостоятельные стратегии развития. Так, Правительством Российской Федерации утверждены Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года, Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Банком России принята Стратегия развития национальной платежной системы. До 2015 года действовала принятая Правительством Российской Федерации и Банком России Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016 - 2018 годов учитывают вектор развития, заданный указанными документами, с поправкой на изменения внешней и внутренней среды, произошедшие с момента утверждения указанных документов.

В целях оценки эффективности предусмотренных Основными направлениями развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016 - 2018 годов мероприятий настоящий документ содержит целевые показатели развития и методику их расчета. Вместе с тем в мировой практике отмечается тенденция к сокращению горизонта прогнозирования макропоказателей и отказу от количественных ориентиров развития финансового рынка в пользу оценки степени выполнения запланированных стратегиями мероприятий. Банк России намерен в плановый период (в течение 2016 - 2018 годов) продолжить разработку качественной модели прогнозирования развития финансового рынка в целом и его отдельных сегментов. Кроме того, Банк России в целях создания основ долгосрочного устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации переносит акцент на рост степени удовлетворенности потребителей финансовых услуг с ранее использовавшихся показателей валового роста потребления финансовых сервисов. Внедрение такого подхода в краткосрочной перспективе может сопровождаться падением спроса на существующие продукты финансового рынка, которые будут поступательно замещаться иными продуктами, обладающими большей полезностью для потребителя. Однако применение указанного подхода обеспечит рост доверия потребителей финансового рынка и в дальнейшем будет способствовать росту финансовой индустрии.

Банк России в качестве единого регулятора финансового рынка впервые разработал документ, обладающий кросс-секторальным характером и содержащий описание запланированных действий Банка России по развитию всех секторов финансового рынка на среднесрочный период. Для этого были определены основные стороны, заинтересованные в развитии российского финансового рынка:

- население Российской Федерации, которому должен быть доступен широкий ассортимент понятных финансовых продуктов и услуг, использование которых будет способствовать повышению уровня и качества жизни;

- российская экономика, росту которой будет способствовать развитый финансовый рынок, удовлетворяющий потребности в капитале и позволяющий эффективно перераспределять финансовые ресурсы и управлять рисками;

- финансовая индустрия как полноценная отрасль российской экономики, способная расти выше среднеотраслевых показателей, формируя привлекательную отдачу на капитал и способствуя диверсификации экономики России.

Банк России выделил три приоритетные цели развития российского финансового рынка на плановый период, отражающие интересы указанных сторон, заинтересованных в развитии финансового рынка, и учитывающие текущие экономические и геополитические условия:

1. Повышение уровня и качества жизни граждан Российской Федерации за счет использования инструментов финансового рынка. Достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу страны как ведущей мировой экономической державы, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан, является стратегической целью государственных органов Российской Федерации. Выполнение важных социально-экономических задач сопряжено с необходимостью развития финансового рынка, способствующего повышению доступности и качества финансовых услуг и, как следствие, повышению уровня и качества жизни населения.

2. Содействие экономическому росту за счет предоставления конкурентного доступа субъектам российской экономики к долговому и долевому финансированию, инструментам страхования рисков. Обеспечение экономики ресурсами предполагает создание условий для удовлетворения на конкурентных принципах потребностей по долевому и долговому финансированию предприятий, находящихся на различной стадии жизненного цикла - от зарождения до публичной компании. Постепенное преодоление разрыва между возможностями финансового рынка и потребностями экономики должно достигаться посредством повышения доступности ресурсов, которая в том числе зависит от качества конкурентной среды, уровня инфляции, наличия соответствующей инфраструктуры и посредников на финансовом рынке, а также от создания регулятивно-правовых условий для появления специфических финансовых инструментов, в том числе направленных на страхование рисков. Снижению стоимости финансирования будет способствовать рост производительности труда в финансовом секторе как за счет внедрения современных информационных технологий, так и за счет аутсорсинга отдельных элементов деятельности, выполняемых в настоящее время каждой компанией самостоятельно, в том числе в силу регулятивных требований. Сокращению издержек финансовых посредников будет также способствовать устранение избыточной регуляторной нагрузки, развитие инфраструктуры оценки рисков, включая повышение качества и доступности информации для анализа, и совершенствование механизмов разрешения споров.

3. Создание условий для роста финансовой индустрии. Обеспечение качественных условий для дальнейшего роста финансовой индустрии позволит создать новые рабочие места, увеличить объем налоговых поступлений, повысить спрос на инновации, а также будет способствовать диверсификации российской экономики и повышению эффективности использования доступных финансовых ресурсов. Степень эффективности использования ресурсов зависит от зрелости финансового посредничества и выражается в способности финансового сектора аккумулировать средства, трансформировать сбережения в инвестиции и обеспечивать максимальную отдачу от размещенных ресурсов с точки зрения долгосрочного экономического роста. Кроме того, достижение цели по созданию условия для роста финансовой индустрии способно обеспечить финансовую независимость экономики России.

Реализация указанных целей развития российского финансового рынка возможна при условии обеспечения стабильности его функционирования. Стабильность финансового рынка Российской Федерации выражается в бесперебойной реализации финансовой системой своих функций, а также минимизации негативного влияния шоков на экономику. Инфраструктура, качество регулирования и надзора за финансовыми посредниками и наличие у Банка России инструментария воздействия на рыночные процессы в целях предупреждения и ограничения последствий внешних и внутренних шоков оказывают существенное влияние на финансовую стабильность. В то же время фактическое обеспечение Банком России финансовой стабильности снижает риски инвестирования и проведения операций на финансовом рынке, что позволяет участникам рынка увеличивать объемы сделок и, как следствие, повышать доступность финансовых услуг и отдачу на капитал.

Для достижения указанных целей Банк России определил мероприятия, реализацию которых необходимо осуществить в среднесрочном периоде (в течение 2016 - 2018 годов) и частично в долгосрочной перспективе. Эти мероприятия сгруппированы по следующим десяти основным направлениям развития финансового рынка:

- обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг и повышение финансовой грамотности населения Российской Федерации;

- повышение доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства;

- дестимулирование недобросовестного поведения на финансовом рынке;

- повышение привлекательности для инвесторов долевого финансирования публичных компаний за счет улучшения корпоративного управления;

- развитие рынка облигаций и синдицированного кредитования;

- совершенствование регулирования финансового рынка, в том числе применение пропорционального регулирования, оптимизация регуляторной нагрузки на участников финансового рынка;

- повышение квалификации лиц, профессиональная деятельность которых связана с финансовым рынком;

- стимулирование применения механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке;

- международное взаимодействие в области выработки и внедрения правил регулирования глобального финансового рынка;

- совершенствование инструментария по обеспечению стабильности финансового рынка.

Для реализации мероприятий в рамках Основных направлений развития финансового рынка на период 2016 - 2018 годов Банк России совместно с Правительством Российской Федерации разработает план мероприятий (дорожную карту) по развитию финансового рынка Российской Федерации на среднесрочный период. Кроме того, в целях детализации мероприятий, предусмотренных настоящим документом, Банк России будет разрабатывать дорожные карты и размещать их на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Указанные дорожные карты будут включать в себя конкретизированные действия и задачи Банка России на каждый календарный год.

Реализация мероприятий по указанным направлениям развития в разной степени будет способствовать достижению каждой из заявленных целей. Так, реализация мероприятий по конкретному направлению развития одновременно может значимо влиять на достижение одной или нескольких целей и косвенно - на достижение других. При этом документ предполагает определенную иерархию целей, указанную в порядке их перечисления. Так, первая цель приоритетна по отношению ко второй и третьей целям, вторая - по отношению к третьей. Для раскрытия характерных особенностей развития различных сегментов финансового рынка в документе предусмотрен отдельный раздел, описывающий специфические направления развития каждого из сегментов.

Взаимосвязь целей и основных направлений развития

финансового рынка Российской Федерации

на период 2016 - 2018 годов

00000001.png

Качественным показателем стабильного финансового рынка является уровень доверия между его участниками. Уровень доверия на финансовом рынке также во многом определяется степенью макроэкономической и финансовой стабильности. В связи с этим их поддержание является одной из приоритетных задач Банка России. В рамках повышения финансовой стабильности необходимо в первую очередь создать условия для бесперебойной работы финансового рынка в целом и внедрить эффективную систему предупреждения и минимизации негативных последствий резких колебаний его конъюнктуры. Таким образом, в целях обеспечения и поддержания стабильности финансового рынка Российской Федерации Банк России продолжит реализацию мероприятий, направленных на предупреждение финансовых угроз, минимизацию вероятности возникновения финансовой нестабильности, а также на разработку и внедрение инструментария реагирования на проявления нестабильности. Кроме того, значимыми задачами для снижения колебаний на финансовом рынке являются развитие внутренней базы инвесторов, привлечение на российский финансовый рынок новых иностранных инвесторов, включая инвесторов из азиатских регионов, а также обеспечение присутствия на российском финансовом рынке инвесторов с различными инвестиционными профилями и стратегиями. Последнее позволит также снизить волатильность финансового рынка и вероятность его однонаправленного движения.

Банк России также считает необходимым разработать оптимальный набор требований к участникам рынка, который будет способствовать повышению эффективности работы капитала в финансовом секторе и одновременно позволит в полной мере оценивать и ограничивать риски, присущие деятельности финансовых организаций, в том числе с учетом стрессовых сценариев. Банк России уделяет особое внимание вопросам обеспечения бесперебойности и эффективности функционирования инфраструктурных организаций финансового рынка и значимых платежных систем. В связи с этим в плановый период будет продолжено выполнение мероприятий по предотвращению системных рисков, а также по развитию инструментария по минимизации негативных последствий в случае их реализации.

Банк России для решения задачи по повышению финансовой и операционной устойчивости финансовых посредников будет осуществлять комплексную работу по ряду направлений, в том числе выстраивать систему раннего предупреждения банкротства и механизма контролируемого вывода проблемных компаний с финансового рынка. Применение международных принципов и стандартов регулирования деятельности финансовых посредников позволит проводить широкий спектр операций на международном финансовом рынке на недискриминационной основе. Кроме того, Банк России планирует содействовать развитию различных видов и инструментов страхования рисков.

Банк России планирует также реализацию дальнейших мероприятий по совершенствованию принципов корпоративного управления и внедрению их в практику работы публичных компаний. Это будет способствовать повышению эффективности предприятий, а также привлекательности отечественного финансового рынка как для внутренних, так и для внешних инвесторов. В среднесрочной перспективе это позволит повысить заинтересованность как инвесторов, так и эмитентов в использовании инструментов рынка капитала.

Развитие банковского сектора в плановый период должно, несмотря на сложные макроэкономические условия, обеспечить кредитование и развитие экономики. В первую очередь это будет касаться экспортных сегментов экономики, а также экспортно ориентированных предприятий реального сектора, программ импортозамещения, современной инфраструктуры, сегментов малого и среднего предпринимательства, жилищного строительства и ипотечного кредитования. Банк России продолжит проводить политику, направленную на защиту интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, в том числе путем внедрения современных международных стандартов и практик в области управления финансовыми рисками, систем внутреннего контроля, банковского регулирования и надзора. Важной целью является повышение уровня конкуренции в банковском секторе и конкурентоспособности российских банков с точки зрения управления рисками, эффективности бизнес-модели, достаточности и качества капитала. Меры, принимаемые Банком России, будут способствовать как повышению доверия к банковской системе, так и повышению ее надежности для вкладчиков и кредиторов и эффективности трансформации привлекаемых банками средств в кредиты и другие банковские услуги, базирующиеся на современных информационных технологиях.

На российском финансовом рынке в среднесрочной перспективе необходимо осуществить ряд мероприятий, направленных на поддержку развития пенсионного сегмента и страхования жизни как источников долгосрочного финансового ресурса при одновременном совершенствовании управления процентными, валютными рисками и риском ликвидности. Реализации этой задачи может способствовать в том числе развитие рынка облигаций как приоритетного направления развития финансового рынка, от успеха которого зависят результаты функционирования системы рефинансирования Банка России, развитие срочного рынка, стабильность денежного рынка и инвестиционный результат отрасли негосударственного пенсионного обеспечения и страхования жизни. Развитие данного сегмента в плановый период должно решить проблему дефицита рыночного обеспечения в финансовой системе. Кроме того, развитие рынка облигаций создаст привлекательные условия для перехода заемщиков, являющихся представителями крупного бизнеса, на облигационный рынок и будет способствовать относительному высвобождению капитала кредитных организаций. Тем самым у банковского сектора появится возможность увеличить объем кредитования заемщиков, не имеющих выхода на облигационный рынок, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса.

В плановый период Банку России предстоит существенным образом доработать правила функционирования отрасли доверительного управления, внедрив элементы фидуциарной ответственности и профессионального суждения в оценку деятельности управляющих компаний и индивидуальных управляющих. Развитие данного подхода позволит не только снять существенную часть инвестиционных ограничений по управлению средствами пенсионных накоплений, пенсионных резервов и активов страховых организаций, но и укрепить доверие к индустрии паевых инвестиционных фондов и управлению активами индивидуальных учредителей.

Учитывая уровень развития и степень применения информационных технологий в современной финансовой индустрии, Банк России считает крайне важным обеспечение доступа российских экономических субъектов к передовым технологиям финансового рынка. Внедрение современных информационных технологий позволит сделать финансовую услугу экстерриториальной, что будет способствовать поддержанию высокой конкуренции в индустрии и увеличит степень доступности услуг для населения и предприятий. При этом внедряемые технологии должны быть доступны потребителям финансовых услуг как по стоимости, так и в части простоты их использования, а также отвечать принципам непрерывности работы и защищенности. Банк России совместно с заинтересованными органами власти предполагает уделять повышенное внимание качеству операционных систем финансовых посредников и противодействию киберпреступности.

Банк России продолжит участвовать в мероприятиях по повышению уровня защиты прав потребителей финансовых услуг. Данное направление будет включать совершенствование надзорной и административной практики органов по защите прав потребителей финансовых услуг, работу с жалобами, а также введение ограничений для отдельных категорий граждан по доступу к сложным финансовым продуктам. Помимо перечисленных мер, планируется продолжать работу по стандартизации финансовых продуктов и совершенствованию правил оказания финансовых услуг, а также по повышению уровня финансовой грамотности населения России.

В плановый период Банк России продолжит реализацию мер, направленных на повышение доступности и качества информации, лежащей в основе принятия инвестиционных решений и оценки рисков участниками финансового рынка. Поступающая информация должна соответствовать принципам своевременности, понятности, достоверности, полноты, легкости обработки и сочетаемости.

Банк России стремится к развитию системы регулирования финансового рынка, основанной на принципах стимулирования добросовестного поведения финансовых организаций при обеспечении эффективности и соразмерности мер, применяемых в качестве реакции на их недобросовестное поведение. Такой подход в регулировании имеет предупредительное воздействие в отношении появления новых правонарушений и будет снижать стимулы для использования недобросовестных практик на российском финансовом рынке эффективнее, чем система регулирования, предполагающая наложение существенных механических ограничений, усложняющих ведение прежде всего законного бизнеса.

В области международного взаимодействия и интеграционных процессов Банк России продолжит реализацию принятых международных обязательств, в том числе в рамках участия в "Группе двадцати", Совете по финансовой стабильности, Базельском комитете по банковскому надзору, Комитете по платежам и рыночным инфраструктурам и иных комитетах. Деятельность Банка России в рамках БРИКС будет направлена на гармонизацию существующих систем регулирования государств-членов и интеграцию финансовых рынков по действующим международным правилам в этой сфере. С регуляторами финансовых рынков государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) будет продолжено интенсивное и масштабное взаимодействие, направленное на последовательную реализацию заявленной в Договоре о ЕАЭС цели создания общего финансового рынка.

Несмотря на относительно юный возраст российского финансового рынка, он уже успел пережить множество взлетов и падений. Тем не менее при реализации последовательной государственной политики в области развития финансового рынка он имеет высокий потенциал роста. Ответственность за его развитие, кроме Банка России, Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации, должны нести и его участники. Принятое законодательство о саморегулировании на отдельных сегментах финансового рынка и существующие механизмы вовлечения профессионального сообщества в обсуждение и реализацию нововведений предоставляют участникам финансового рынка достаточный набор инструментов для принятия активного участия в процессе его развития.