3.1.2.2. Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации

Ключевыми законодательными актами, регулирующими вопросы охраны и использования объектов животного мира и среды его обитания, являются:

- Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

- Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире";

- Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";

- Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Кроме указанных законодательных актов, нормы по охране и использованию объектов животного мира, включая снежного барса, и среды их обитания содержатся в иных нормативных правовых актах, в том числе ведомственных, нормативных правовых актах различных отраслей права (гражданское, уголовное, административное законодательство).

Базовым является Федеральный закон "О животном мире", который регулирует отношения в области охраны и использования животного мира в целом, а также в сфере сохранения среды его обитания, определяет право государственной собственности на животный мир в пределах территории Российской Федерации. Федеральный закон "О животном мире" определяет полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, собственные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и полномочия органов местного самоуправления в данной сфере. Закон устанавливает право граждан и юридических лиц на осуществление общественного контроля, проведение мероприятий по охране животного мира и среды его обитания, а также на содействие реализации соответствующих государственных программ. Закон определяет субъекты, осуществляющие государственное управление в области охраны и использования животного мира, сохранения среды его обитания, основные принципы государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира.

Закон устанавливает необходимость осуществления государственного учета объектов животного мира и их использования и государственного кадастра объектов животного мира, проведения государственного мониторинга объектов животного мира, реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания.

Многочисленные подзаконные и ведомственные нормативные правовые акты составляют в значительной степени проработанную правовую основу деятельности органов государственного управления в сфере охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, сохранения среды их обитания, а также обеспечивают регулятивный механизм с достаточно хорошо определенными компетенцией и разграничениями между федеральными и региональными органами государственной власти.

Однако в проработанной в целом системе нормативного правового регулирования остаются отдельные нормативно-правовые пробелы, снижающие эффективность правоприменительной практики. В первую очередь эти пробелы касаются необходимости ужесточения ответственности за незаконную добычу, оборот и контрабанду редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных.

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в результате которых установлена административная ответственность за незаконные добычу, хранение, перевозку, сбор, содержание, приобретение, продажу либо пересылку животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, их продуктов, частей либо дериватов.

Указанный Федеральный закон устанавливает исключительно уголовную ответственность за совершение указанных действий в отношении особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Также устанавливается уголовная ответственность за факт незаконного перемещения через границу (контрабанду) указанных животных независимо от их стоимости. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 978 "Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" снежный барс отнесен к указанной категории объектов животного мира.

Федеральным законом от 23.07.2013 N 201-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" введено новое содержание понятия - производственный охотничий контроль. Закон наделяет штатных производственных охотничьих инспекторов правом проверять выполнение требований, соблюдение требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, составлять акты о наличии признаков административного правонарушения в указанной области, что позволит дополнительно привлечь к охране животного мира более 30 тысяч егерей охотпользователей.

Одновременно усилены меры административной ответственности за нарушение Правил охоты в виде лишения правонарушителей права осуществлять охоту.