Приложение 2. Взаимодействие служб школьной медиации с органами и организациями по работе с детьми

Приложение 2

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

С ОРГАНАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Забота государства о детях является безусловным приоритетом социальной политики Российской Федерации. Достигнутые в этом направлении результаты, особенно в последние годы, очевидны. Для защиты прав и интересов детей, помощи им в трудных ситуациях, лучшей социализации государство создало большое количество разнообразных органов и организаций. К их числу относятся:

- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- центры социальной помощи семье и детям;

- центры психолого-педагогической помощи населению;

- центры экстренной психологической помощи по телефону;

- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

- социальные приюты для детей;

- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

- реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями;

- центры социального обслуживания населения;

- комплексные центры социального обслуживания населения;

- центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

- специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием;

- другие организации (учреждения) социального обслуживания семьи и детей.

Однако стандарты и эффективность работы вышеперечисленных организаций не отвечают потребностям современного общества, новым проблемам и вызовам. Очевидна и проблема "лоскутного одеяла" - рассогласованности действий и многочисленности структур, отвечающих за работу с детьми. Создание на различных уровнях разнообразных межведомственных комиссий для координации их деятельности принципиально не меняет ситуацию.

Пунктом 64 Плана, а также положениями Межведомственного плана предусмотрено создание и развитие сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия.

Согласно Концепции структура сети служб медиации представляет собой двухуровневую систему:

- на первом уровне находится головная организация системы - Федеральный центр медиации и развития восстановительного правосудия, который является структурным подразделением ФГБУ "Федеральный институт медиации", находящегося в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации;

- на втором уровне находятся службы медиации на региональном и местном уровнях.

ФГБУ "Федеральный институт медиации" призван выступить координатором всей работы вышеназванных структур в части внедрения медиации и медиативного подхода в работу с детьми.

Службы ШМ, работая в тесном контакте со всеми органами и организациями, должны в первую очередь опираться именно на сеть служб медиации. На нее возлагается осуществление информационно-просветительской, научной и методической работы, аттестация и сертификация, организация обучения, поддержание и повышение квалификации в том числе руководителей и специалистов Служб ШМ. Региональные службы медиации (таким статусом могут наделяться не только вновь создаваемые, но и уже действующие организации, занимающиеся развитием медиации, как государственные, так и негосударственные, после их включения в сеть через процедуру сертификации) должны оказывать также практическую помощь в становлении Служб ШМ, в проведении занятий в "группах равных", в разрешении конкретных споров. По мере становления Служб ШМ всю основную практическую работу по разрешению конфликтов на "школьной территории", обучению детей медиативному подходу они должны вести самостоятельно.