Пояснительная записка

В соответствии с пунктом 64 Плана, Концепцией, межведомственным планом комплексных мероприятий по реализации Концепции, утвержденным поручением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2015 г. N ОГ-П4-3106 (далее - Межведомственный план), в образовательных организациях Российской Федерации должны создаваться и развиваться Службы ШМ.

Высокий гуманистический потенциал медиации делает ее важным инструментом формирования гражданского общества. В свою очередь уровень развития медиации, степень ее интеграции в правовую и социальную среду служит показателем зрелости и цивилизованности общества.

Медиация широко и успешно применяется в современном мире, особенно в странах с высокой правовой культурой и развитым гражданским обществом, практически ко всем видам споров - от семейных до коммерческих. Согласно общемировой статистике 60 - 70% случаев применения процедуры медиации завершаются достижением медиативного соглашения и более 85% медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно.

Службы ШМ должны стать одной из основных опор в обеспечении защиты детей и их прав, создавая условия для формирования безопасного пространства, в котором происходит становление личности. Метод Школьная медиация <1> (далее - Метод ШМ) совмещает в себе профилактическую работу, охватывающую всех участников образовательного процесса и восстановительную практику (когда необходимо исправление, восстановление нарушенных прав, отношений и т.д., в связи с общественно порицаемым действием, проступком, правонарушением), одновременно, содействующую повышению эффективности мероприятий иных институтов, занимающихся детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, социально неблагополучными семьями, трудными подростками, несовершеннолетними правонарушителями и т.д.

--------------------------------

<1> Авторский метод, разработанный АНО "Научно-методический центр медиации и права".

Данные методические рекомендации предполагают возможность как их комплексного применения, так и использования некоторых рекомендаций по отдельности в зависимости от возможностей и специфики работы каждой образовательной организации.

Настоящие методические рекомендации предусматривают возможность их последующего совместного применения с иными специализированными методическими рекомендациями, предназначенными для различных участников сети служб медиации, а также сторон, являющихся потенциальными потребителями, заинтересованными в помощи, предоставляемой организациями, входящими в сеть служб медиации, и разрабатываемыми по мере развития сети служб медиации и ее функционированием.