Особенности и принципы метода школьной медиации
Метод ШМ основан на научных разработках и многолетнем практическом опыте, учитывающем социокультурные особенности российской образовательно-воспитательной сферы.
Первые попытки осознанного использования медиации в образовательной организации были предприняты в разных странах еще в начале 1980-х годов. С тех пор применение медиации в тех или иных формах в образовательном пространстве стало достаточно широко использоваться во многих странах мира.
Школьная медиация - это инновационный метод, позволяющий охватить весь спектр институтов, принимающих участие в воспитании и оказывающих влияние на формирование личности ребенка - от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы. Здесь и далее Метод ШМ будет рассматриваться на примере школы как наиболее распространенного образовательного учреждения.
К школьной медиации целиком применимы все общие положения, касающиеся медиации. Однако Метод ШМ имеет и свою специфику, обусловленную следующими факторами:
1. Большое количество и одновременность вертикально и горизонтально организованных контактов, и коммуникаций, строящихся на взаимодействии различных участников образовательно-воспитательного процесса, как внутри однородных групп, так и межгрупповых, как индивидуальных, так и групповых. Основные группы это:
- родители или лица, их заменяющие;
- педагоги, преподавательский состав, отвечающий в первую очередь за процесс обучения;
- психологи, социальные педагоги, другие специалисты, отвечающие в первую очередь за процесс воспитания;
- административный аппарат, отвечающий за организацию и управление процессом образования в целом и др.;
- иные институты, участвующие в воспитании детей и формировании личности, а также те, которые привлекаются в случае возникновения неблагополучия и/или активных противоправных поступков несовершеннолетних.
2. Разнообразие аспектов общения - это не только межличностные, внутри- и межгрупповые контакты, но и межпоколенческое и межкультурное общение.
3. Ограниченность территории и времени общения, что придает школьным контактам повышенную интенсивность, "перекрестность" и напряженность.
4. Несколько иное по сравнению с обычной жизнью понимание принципов добровольности и автономии личности, связанное с нормативностью пребывания детей на территории образовательного учреждения, соблюдением дисциплины, зависимостью от взрослых, в силу чего последние склонны строить свое взаимодействие с детьми "вертикально".
Названные обстоятельства делают школьную среду зоной повышенной конфликтности и требуют учета при применении медиативных процедур и медиативного подхода.
Метод ШМ основан на следующих основных принципах:
- равноправие, сотрудничество, взаимное уважение, принятие (людей, ситуаций, событий), признание ценности и самобытности каждой отдельной личности, признание права каждого на удовлетворение потребностей и защиту своих интересов при условии признания такого же равного права за другими;
- комплексный, системный подход к рассмотрению спора, учет всей его многоаспектности;
- использование, если это возможно и целесообразно, потенциала семейных отношений участников;
- привлечение ближайшего, значимого окружения сверстников;
- беспристрастность и непредвзятость медиатора;
- прозрачность процесса урегулирования разногласий/спора для всех его участников;
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей