Формирование "групп равных" и работа в них является неотъемлемой составляющей создания Службы ШМ. В разные периоды взросления ребенка круг значимых для него людей меняется. Если в первые 2 - 3 года жизни - это в основном семья, родители и самые близкие люди, то в школьные годы к этому кругу добавляются учителя и сверстники. В подростковом периоде сверстники становятся ведущим источником информации и подражания, опережая и родителей и школу. Работая среди сверстников в "группах равных", дети более эффективно учатся не только разрешению споров с помощью медиации, но и становятся распространителями медиативного подхода, культуры позитивного общения, конструктивного поведения в конфликте. Когда ребенок может помочь своему сверстнику, одноклассникам, младшим соученикам, попавшим в трудную ситуацию, разобраться с ней, прояснить истинные причины ее возникновения, мотивы и интересы, нащупать выход из нее, он сам одновременно получает ценный опыт позитивной самореализации. В определенных случаях и взрослые принимают участие при разрешении таких конфликтов. Но роль самих детей-медиаторов должна быть ведущей. Взрослый всегда воспринимается по-другому, ему трудно избежать назидательного стиля общения. Когда же сверстник рассказал о чем-то, притом рассказал это сквозь призму своего собственного опыта, а тем более показал это на практике при разрешении реального спора, такое знание усваивается детьми гораздо лучше.
Работа и обучение в "группе равных" должны быть выстроены таким образом, чтобы дети старались понять друг друга без осуждения и назидания, помочь друг другу, чтобы свободно раскрывалась индивидуальность и самобытность ребенка, чтобы его непохожесть на других не раздражала, а наоборот, делала его более интересным и привлекательным для общения, давала ему возможность самореализации и социализации. Это особенно важно для детей, не вписывающихся в стандарты и общепринятые рамки, что чаще всего приводит к их отторжению сверстниками и направляет их самореализацию в негативное русло - агрессивное самоутверждение с помощью насилия, девиантное, асоциальное поведение.
Вместе с тем, роль взрослых в работе "групп равных" является координирующей, поддерживающей, особенно когда конфликт сложен, или когда имело место насилие. Именно взрослый должен тонко и ненавязчиво, квалифицированно и компетентно применяя медиативный подход, оценить конфликт, дать детям четкие нравственные ориентиры, помочь им не проецировать негативные моменты конфликта на личность ребенка, помочь найти пути восстановления отношений и заглаживания вины.
Таким образом, Метод ШМ эффективно формирует навыки позитивного общения, конструктивного поведения в ситуациях конфликта, содействует позитивной социализации и самореализации детей, препятствует закреплению негативных паттернов поведения, осуществляет реальную профилактику правонарушений, создает условия для реализации восстановительного подхода в образовательно-воспитательной среде.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей