VII. Организационная работа по разработке и утверждению адаптированной дополнительной общеобразовательной программы

VII. Организационная работа по разработке и утверждению

адаптированной дополнительной общеобразовательной программы

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа может разрабатываться на основе общеобразовательной программы дополнительного образования для нормативно развивающихся детей с учетом включения в образовательный процесс детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, создаваться специально для определенной категории детей с ОВЗ, объединенных в одну группу (творческое объединение), а также разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка с ОВЗ или с инвалидностью.

При организационной работе по проектированию, разработке и утверждению адаптированной дополнительной общеобразовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские рекомендации, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, запрос родителей, четко формулируются цели и задачи, обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного плана, определяются формы получения образования, режим посещения занятий как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, промежуточные и итоговые результаты и т.д.

Согласно части 11 ст. 79 Федерального закона N 273-ФЗ "образовательная организация должна создать специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении". Администрацией образовательной организации создаются специальные условия за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, которые предполагают формирование образовательной безбарьерной среды, имеющиеся средства для обучения и воспитания, а также для своевременной коррекции нарушений в развитии детей с учетом структуры их нарушений.

Педагоги дополнительного образования находятся в особой позиции: они должны самостоятельно разрабатывать дополнительную общеобразовательную программу с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательной организации, социально-экономических и национальных особенностей общества. Порядок разработки адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ или детей-инвалидов может проходить с привлечением специалистов психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации. Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа утверждается руководителем образовательной организации.

Составитель(и) адаптированной программы может самостоятельно:

- определить перечень изучаемых тем, понятий с учетом цели и задач программы, раскрыть содержание разделов, тем, обозначенных в программе;

- конкретизировать и детализировать темы;

- устанавливать последовательность изучения материала;

- распределять материал по этапам и периодам изучения;

- распределять время, отведенное на изучение, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов образовательной организации;

- конкретизировать планируемые результаты освоения адаптированной программы дополнительного образования;

- выбирать, исходя из задач развития, воспитания и образования, методики и технологии и мониторинг достижения планируемых результатов.

При адаптации программы дополнительного образования для детей с ОВЗ необходимо:

1) учесть особенности и возможности направленности программ дополнительного образования детей для раскрытия творческого потенциала, формирования социальных и жизненных компетенций детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

2) показать специфику образовательной организации, так как программа дополнительного образования детей должна учитывать тип и вид образовательной организации, а также образовательные потребности и запросы обучающихся - представителей детско-взрослых сообществ.

Основной задачей педагогов дополнительного образования является адаптация программ дополнительного образования для решения задач формирования особых детско-взрослых общностей, создаваемых исходя из интересов и потребностей детей.

Прежде чем работать с программой дополнительного образования детей, составлять план, педагогам необходимо ознакомиться с результатами психолого-педагогической диагностики детей. В идеале это медицинское, психологическое, при необходимости дефектологическое, логопедическое, социально-педагогическое обследование, которое позволяет определить:

а) характер особых потребностей ребенка в целом;

б) актуальный уровень конкретного обучающегося;

в) индивидуальные потенциальные возможности ребенка.

Первичная диагностика обучающихся при адаптации программы дополнительного образования детей помогает педагогу определить не степень их готовности или неготовности, а возможности участия в деятельности детско-взрослого сообщества и степень влияния программы на формирование компетенций у каждого ребенка, помогает объективно сформулировать цели и определить соответствующий для ребенка образовательный маршрут, который в свою очередь согласуется с родителями.

При разработке программ дополнительного образования педагог исходит из возможностей ребенка, а не из того, чем он не может овладеть, определяет зону ближайшего и актуального развития ребенка и ставит соответствующие цели и задачи перед детско-взрослым сообществом. Педагог дополнительного образования создает условия для "социальных проб", для того чтобы ребенок проявлял самостоятельность, сотрудничал со здоровыми сверстниками и чтобы с их помощью у ребенка происходило постоянное преодоление грани между актуальным уровнем развития и зоной ближайшего развития.

Важно помнить, что для детей данной категории программа дополнительного образования должна быть направлена на то, чтобы:

- обеспечить более высокий уровень физического, социально-нравственного, художественно-эстетического и познавательного развития;

- максимально полно адаптироваться к жизни в обществе, семье, к обучению в среде здоровых сверстников.

А для этого необходимо:

- создать обучающимся возможности для взаимодействия и общения с широким кругом людей старше и младше их;

- способствовать социализации обучающихся с максимально возможной степенью самостоятельности, прививать элементарные санитарно-гигиенические и трудовые навыки;

- улучшать знание и понимание обучающимися закономерностей и принципов окружающей их среды, общества и мира посредством общения с людьми, использования медиа- и интернет-технологий.

То есть развивать коммуникативную, организационную, информационную компетентности обучающихся и социализировать их в полной мере.

Прогнозирование достижений учащегося осуществляется всеми участниками детско-взрослого сообщества: самим ребенком, его родителями, специалистами и педагогами дополнительного образования. Самое важное для определения перспектив развития - это создание благоприятных условий для последовательного развития с оптимальными для любого ребенка физическими и умственными затратами и с фиксацией видимого результата. И именно эти успехи так важно закреплять и стимулировать детей к их дальнейшему развитию. Педагогу дополнительного образования важно выстраивать свою программу таким образом, чтобы обучающиеся сумели реализовать свой потенциал на должном уровне и в полной мере. Для детей, имеющих трудности в обучении, педагоги дополнительного образования прописывают индивидуальные цели и задачи каждого занятия, подбирают индивидуальные задания и задания, которые ребенок сможет реализовать с помощью детско-взрослого сообщества. Таким образом, при тематическом планировании педагог дополнительного образования ставит перед обучающимися различные цели и задачи, которые в дальнейшем реализует, контролирует, и закрепляет достигнутый результат при помощи детско-взрослого сообщества.

Для успешного решения поставленных задач педагогам необходимо обратить внимание на выбор способов для их осуществления. Критериями выбора этих способов являются следующие:

- учет индивидуальных особенностей ребенка, т.е. обеспечение личностно ориентированной поддержки и сопровождения развития творческого потенциала;

- практико-ориентированная направленность интересов и потребностей ребенка;

- связь направленности программы дополнительного образования с жизненными и социальными компетенциями;

- включение детско-взрослого сообщества в совместную деятельность по оказанию помощи друг другу;

- ориентация на постоянное развитие творческого потенциала;

- привлечение дополнительных ресурсов социальных партнеров программы дополнительного образования.

Таким образом, алгоритм действий педагога дополнительного образования по адаптации программы дополнительного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра будет следующим:

1. Сформулировать цели программы дополнительного образования детей с учетом целей программ образовательной организации, с учетом целей развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

2. Определить целевую аудиторию программы: это может быть группа детей с ОВЗ и с инвалидностью одной категории с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра; это может быть группа, состоящая из детей нормативно развивающихся и детей с ОВЗ; это может быть смешанная группа, состоящая из детей с разными особенностями развития; это может быть детско-родительская группа; программа дополнительного образования может реализовываться и для одного ребенка.

3. Познакомиться с характеристикой обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, определить их возможности в освоении программы, познакомиться с рекомендациями ПМПК и с индивидуальной программой реабилитации и абилитации (ИПРА у обучающегося с инвалидностью), получить консультацию у специалистов ПМПк. Педагогу дополнительного образования следует опираться на сильные стороны обучающихся, создавать возможность продвижения по индивидуальной траектории, которая соответствует зоне их ближайшего развития.

4. При проектировании образовательных результатов детей целесообразно проанализировать требования к предметным, метапредметным и личностным результатам, сформулированным во ФГОС начального, основного, общего образования, и ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью, а также специальные требования к ФГОС основного и среднего общего образования для детей с ОВЗ, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

5. Прописать образовательные результаты освоения программы дополнительного образования детей всеми обучающимися: "ребенок научится", "ребенок получит возможность", в том числе и обучающимися с особыми образовательными потребностями.

6. Прописать краткое содержание программы, составив перечень тем и отдельных вопросов, составить учебно-тематический план с учетом особенностей детей с ОВЗ. При реализации программы в проектной форме можно прописать этапы проектной деятельности.

7. Составить перечень дидактического, справочного материала, в том числе с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.

8. Составить перечень учебных средств и оборудования, необходимых для реализации программы, в том числе с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.

9. Определить средства контроля освоения обучающимися программы дополнительного образования. Для детей с особыми образовательными потребностями планируются (при необходимости) адаптированные средства контроля.

10. Представить программу дополнительного образования детей внешним экспертам и/или методическому объединению педагогов дополнительного образования образовательной организации. Согласовать содержание программы дополнительного образования детей относительно особых образовательных потребностей обучающихся на психолого-педагогическом консилиуме с учетом мнения родителей, привести в соответствие с индивидуальным образовательным планом для обучающегося.

11. Представить программу дополнительного образования детей на утверждение руководителю образовательной организации.

12. Доработать программу дополнительного образования детей с учетом рекомендаций внешних экспертов, членов методического объединения учителей-предметников, членов школьного консилиума и/или руководителя образовательной организации.

13. Использовать программу дополнительного образования детей после приказа о ее утверждении руководителем образовательной организации.

14. Разместить программу дополнительного образования детей на сайте образовательной организации и/или на персональном сайте педагога дополнительного образования, и/или в любом другом информационном пространстве, открытом для родительской и иной общественности.