VI. Основные формы и методы организации образовательной деятельности в дополнительном образовании

VI. Основные формы и методы организации образовательной

деятельности в дополнительном образовании

Очная форма

При очной форме занятия проводятся в помещении образовательной организации. Группа учащихся работает под руководством преподавателя. Учащиеся обеспечены компьютерами, подключенными к сети Интернет (вариант: к локальной сети образовательной организации), и имеют доступ к электронным учебным материалам по курсу.

Содержательная часть обучения в очной форме опирается на учебные материалы соответствующего курса. Роль преподавателя заключается в организации индивидуальной и коллективной работы учащихся с обязательной фиксацией важнейших шагов в пространстве курса, в анализе, оценке, рецензировании учебной деятельности школьников, в том числе с использованием возможностей информационной среды. Преподаватель организует и поддерживает учебное взаимодействие, учит фиксировать важнейшие шаги в пространстве курса.

Продвигаясь по курсу под руководством преподавателя, учащиеся:

- знакомятся с учебным материалом;

- выполняют задания; знакомятся с рецензиями на свои работы;

- участвуют в исследованиях, проектах;

- читают, интерпретируют, задают вопросы, высказываются, делятся опытом (как устно, так и письменно в соответствующих форумах курса).

Дистанционная форма

Особенностью дистанционной формы является то, что преподаватель осуществляет процесс обучения удаленно, через сеть Интернет. Возможно дистанционное обучение как в режиме реального времени (с использованием сервиса видеоконференции), так и в режиме отложенного времени (с использованием форумов, интерфейсов комментирования заданий и т.п.) Во втором случае имеется возможность асинхронного обучения, при котором каждый учащийся работает в своем темпе. Место нахождения участников образовательных отношений свободное, единственным условием является обеспечение каждого компьютером, подключенным к сети Интернет, и доступом к разработанным электронным учебным материалам по курсу.

Дистанционное обучение в идеальном случае:

- предоставляет возможность проходить обучение, не покидая места жительства и в процессе производственной деятельности;

- обеспечивает широкий доступ к образовательным отечественным и мировым ресурсам;

- предоставляет возможность получить образование для решения разных жизненных задач и при любом уровне начального образования и подготовки;

- предоставляет возможность организации процесса самообучения наиболее эффективным для себя образом и получения всех необходимых средств для самообучения;

- предоставляет возможность прерывания и продолжения образования в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей;

- значительно расширяет круг людей, которым доступны все виды образовательных ресурсов без возрастных ограничений;

- снижает стоимость обучения за счет широкой доступности к образовательным ресурсам;

- позволяет формировать уникальные образовательные программы за счет комбинирования курсов, предоставляемых образовательными учреждениями;

- позволяет повысить уровень образовательного потенциала общества и качества образования.

Роль преподавателя заключается в удаленной организации индивидуальной и коллективной работы слушателей в пространстве учебного курса, в анализе, оценке, рецензировании учебной деятельности школьников с использованием возможностей информационной среды. Преподаватель организует и поддерживает учебное взаимодействие, учит фиксировать важнейшие шаги в пространстве курса.

Рабочее место учащегося и учителя должно быть оборудовано мультимедийным компьютером и компьютерной периферией: веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками, сканером, принтером. Специфика курсов может диктовать необходимость специализированных периферийных устройств: комплектов цифровых измерителей (датчиков), клавиатур и т.д.

В зависимости от нозологии рабочее место учащегося может быть укомплектовано дополнительными программно-техническими средствами.

На компьютерах учащихся и учителей должно быть установлено программное обеспечение, необходимое для осуществления обучения:

- общего назначения (антивирус, архиватор, "офисный" пакет, графический, видео-, звуковой редактор);

- учебного назначения (в соответствии с изучаемыми курсами).

Должен быть обеспечен доступ учащихся и учителей к ресурсам системы дистанционного обучения через сеть Интернет на скорости не ниже 512 Кбит/с.

Для образовательной организации, на базе которой осуществляется обучение, должен быть обеспечен порт доступа в сеть Интернет со скоростью не ниже 10 Мбит/с.

Вся содержательная часть обучения происходит в соответствующем курсе, развернутом в информационной среде (системе дистанционного обучения). Продвигаясь по курсу под руководством преподавателя, учащиеся:

- знакомятся с учебным материалом;

- выполняют задания, знакомятся с рецензиями на свои работы;

- участвуют в исследованиях, проектах;

- участвуют в видеоконференциях;

- участвуют в форумах (интернет-дискуссиях): высказываются, читают, интерпретируют, задают вопросы, делятся опытом.

Преподаватель с использованием возможностей видеоконференции и системы дистанционного обучения:

- рецензирует работы;

- отвечает на вопросы;

- организует и поддерживает дискуссию в видеоконференции и в форумах: побуждает учащихся высказываться и реагировать на высказывания друг друга.

Наиболее эффективным способом является использование в учебном процессе информационных и коммуникационных технологий, развития сетевых форм взаимодействия.

Применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет:

1. Сделать урок наглядным, красочным, информативным;

2. Приблизить урок к мировосприятию ребенка - за счет использования программ, облегчающих/обеспечивающих коммуникативный уровень;

3. Использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению;

4. Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем;

5. Активизировать познавательную деятельность учащегося;

6. Повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;

7. Развивать мышление и творческие способности учащихся.

Использование дистанционных технологий позволяет расширить возможности обучения детей с ОВЗ и получить более полное восприятие окружающего их мира.

Очно-заочная форма

При очно-заочной форме возможно использование отдельных элементов очных занятий:

- установочная лекция;

- работа в группах по решению учебных задач;

- презентация и обсуждение проектов учащихся;

- служба консультаций и др.

Все элементы очных занятий обязательно фиксируются в соответствующих курсах, развернутых в информационной среде (системе дистанционного обучения). В остальном обучение построено как при дистанционной форме.

Проектная деятельность как один из методов дополнительного образования

Одним из основных методов организации образовательной деятельности на занятиях дополнительного образования является проектная деятельность. Проектная деятельность ставит учеников в активную позицию по отношению к своему учению, создает условия для целенаправленного и естественного обучения самостоятельному определению своих целей, становления и развития умения не только встраиваться в общую задачу, но и самому ее определять. Проектная деятельность всегда межпредметна, а значит, позволяет решить сложную проблему конвергентности разных предметных областей достаточно естественным путем.

Освоение ИКТ-инструментов, с помощью которых можно провести проектное исследование, оформить его в презентуемый продукт, становится естественно-встроенным в общий процесс и не требует выведения в отдельную предметную область либо затребует знания и умения, полученные на курсах такого рода в зашумленной свободной ситуации. Проектная деятельность всегда предоставляет ученику большую свободу, чем это бывает в обязательной учебной деятельности, данный факт роднит эту модель с характером дополнительного обучения. Проектная деятельность всегда предполагает выход за рамки изучаемого, причем выход этот не всегда может быть предсказан заранее, это тренирует у ученика умение и способность действовать в ситуации неопределенности, не бояться таких ситуаций, уметь их классифицировать, опознавать, кроме того, непредсказуемость является своего рода эвентуальным продуктом, радующим детей, закрепляющим связь познания и удовольствия.

Проектная деятельность может рождаться по замыслу самого ученика, в опоре на его интерес. Причем интерес может быть не только предметным, например, по математике, но и такой, что на первый взгляд трудно определить, какая предметная область станет ядром проекта. Учителю необходимо будет помочь ученику с озвучиванием замысла, развитием такого проекта, его культурным усложнением, не уводящим в сторону от первоначального интереса, а подкрепляющего и развивающего его. Задача учителя в данном проекте - модерирование рассуждений ученика/учебной группы, помощь в артикуляции, очерчивании контуров интереса, помощь в определении плана по разработке проекта, помощь в понимании итогового продукта проекта, помощь в определении того, какие могут понадобиться эксперты, роли, помощники и т.п. в разработке проекта.

Проектная деятельность может рождаться по замыслу ученика в предметной области, иметь прямое отношение к предмету. Роль учителя в этом случае такая же.

Проектная деятельность может быть рамочно определена учителем в опоре на конкретную учебную ситуацию или программой курса дополнительного образования, в которой должны быть предложены темы для разработки проектов, а также описание возможного проектного продукта (в каком приложении может быть сделан, объем, структурные части и т.п.). Такой вариант организации проектной деятельности будет использоваться чаще всего, так как учителю понятнее, комфортнее и естественнее работать в ситуации, которую он сам определяет.

Каким бы ни было начало проекта, оно в любом случае оставляет для ученика/группы учеников достаточно большой простор для реализации творческого потенциала. Хотя последний вариант оставляет меньшую возможность для становления самостоятельности в определении целей и задач.

Проект может быть стартом изучения, знакомства с какой-либо темой, а может быть завершением ее изучения. Процесс может быть построен как цепь проектов, позволяющих детям в свободной ситуации решать учебные задачи, самим узнавать, погружаться в какой-либо материал.

Формой, задающей и провоцирующей проектную активность, может быть:

- участие детей в конкурсе познавательной или творческой направленности;

- виртуальная тематическая выставка, где ученики представляют результаты своего творческого труда (выставка рисунков, поделок, конструктов, идей и т.п.);

- виртуальная экскурсия по каким-либо объектам, где экскурсоводами выступают ученики;

- игра во всех ее проявлениях - в режиме реального времени по правилам, компьютерная, созданная по определенным условиям, виртуальная, предполагающая интерактивное поведение ее участников - причем как участие в игре, так и создание игры есть составляющие части проекта;

- создание общего продукта в виде альбомов, книг, презентаций, фильмов и т.п.;

- инсценировки, театральные постановки, которые возможны в режиме реального времени с применением дистанционных технологий.

Для успешной организации проектной деятельности необходимо ее отражение в информационной среде. В электронном курсе должны быть видны все модули, помогающие ученику/группе учеников действовать как можно более свободно и самостоятельно:

- темы проектов;

- описание проектов, требование к продукту;

- календарь разработки проекта, отражающий этапы;

- электронные форумы для промежуточных обсуждений, публикации промежуточных дополнительных материалов, финальной публикации материалов для доступа к ним всех, кому проект должен быть показан (члены учебной группы/курса, учителя, родители);

- видео или иллюстрированные инструкции (их нужно будет делать либо учителям, либо для учеников это может стать частью их проектной работы, полезной для других участников проекта);

- информация;

- пространство для консультирования ученика/учеников учителем;

- если речь идет о конкурсе, соревновании, то ресурс, предполагающий голосование.

Рассмотрим для примера организации проектной деятельности по литературному чтению такую форму, как конкурс чтецов. Он может быть внутренним, рассчитанным только на учеников группы, а может стать очень широким, когда к нему может подключиться любой желающий. Информационная среда, в зависимости от масштаба конкурса, может предполагать ограниченный вход (только для своих) или свободный. В зависимости от возраста детей учитель может предложить либо свою тему, либо определить ее совместно с учениками. Учитель публикует в информационной среде временные рамки и этапы конкурса. Публикует правила и требования к продукту, выставляемому на конкурс.

Требования к продукту должны быть такими, чтобы они побуждали детей к познавательной активности. Например, дети никогда еще не делали роликов с закадровой озвучкой. Значит, можно в требования к продукту внести именно его. Но чтобы дети смогли научиться изготавливать такой ролик, необходимо либо попросить кого-то из учеников научить этому всех остальных, либо дать видеоинструкцию, чтобы мог автономно друг от друга научиться каждый.

Следующий этап: учитель должен дать себе ответ на вопрос, как дети получат материал для чтения. Бесперспективно для образовательных задач дать такой материал самим. Намного лучше создать ситуацию поиска. Например, создать электронный форум, в котором дети получат задачу найти стихотворение, у которого два автора (этот заход хорош, если речь идет о зарубежной литературе). А дальше запустить процесс публикации находок, ограничив его временем сдачи.

Теперь задача набора материала оказывается решена. Учитель может приступить к следующей задаче - выбору из накопленного совместно варианта для себя с попыткой объяснить основания выбора.

Создается электронный форум для обозначения своего выбора. А чтобы дети естественным путем перечитали как можно больше стихотворений, можно поставить условие - стихотворения не должны повторяться. Дети сами обнаружат, что уже было заявлено, а что нет. Электронный форум поможет решить спор по поводу того, кто же раньше заявил стихотворение, так как в нем фиксируется время записи.

Далее этап подготовки роликов. Нужно тщательно продумать, какую образовательную задачу необходимо решить, в зависимости от этого определять требования к ролику. Так, если вы хотите научить детей быть внимательными к источникам, которыми они пользуются, поставьте в требование к продукту указывать используемый материал. Если необходимо, чтобы дети научились говорить своими словами и преодолевали бы желание простого копирования материалов, поставьте это в требование к продукту и разместите ссылку на ресурсы, умеющие проверять текст на плагиат. Так разумные требования к продукту позволят детям научиться важным вещам, но при этом дисциплинарный аспект полностью окажется заменен на игровой. Необходимо создать ресурс для публикации готовых материалов. Приглашение детей к участию в голосовании за ролики позволит решить проблему просмотра и работы детей с максимально большим количеством работ других участников.

Для того чтобы ученики максимально могли включиться в предлагаемую им деятельность, необходимо создать для них много разных точек активности, это поможет определиться каждому с наименьшей долей участия в этом процессе учителя. Если рассматривать этот же процесс на примере организации конкурса чтецов, то это можно реализовать в виде разных конкурсных линий (например, проектной и исполнительской) и дать возможность определиться, в каком количестве активностей будет участвовать ученик. Как правило, дети выбирают по своей воле больше активности, чем если бы это было при отсутствии выбора.

Основными принципами организации проектной деятельности должны стать:

- разнообразие точек активности;

- смещение дисциплинарного аспекта в игровой;

- формы, провоцирующие и требующие активность;

- коммуникативность;

- размещение необходимых элементов в информационной среде;

- мобильность изменений;

- наличие рамки проекта, но отсутствие излишней детализации, так как это станет делом учеников.