IV. Требования к условиям реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ
IV. Требования к условиям реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ
В свете положений российского законодательства в направлении реализации прав детей с ограниченными возможностями (инвалидностью) на доступное и качественное образование необходимо выделить базовые организационно-педагогические условия реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ в рамках организации инклюзивной практики.
Нормативно-правовое обеспечение образовательного и воспитательного процесса. Реализация этого условия должна обеспечить не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с "особым ребенком" в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому, помимо федеральной и региональной нормативных баз, фиксирующих права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов организаций, в том числе, обеспечивающих эффективное образование и нормально развивающихся детей. В качестве наиболее важного локального нормативного документа следует рассматривать договор с родителями ребенка с ОВЗ, в котором будут фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми, возникающими в процессе образования.
Программно-методическое обеспечение образовательной деятельности как одно из основных условий реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной программы ориентировано на возможность постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией АДОП, планируемыми в ней результатами, в целом - организацией образовательной деятельности и условиями ее осуществления. В рамках реализации АДОП образовательная организация должна быть обеспечена удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ специальным оборудованием и пособиями, в том числе электронными пособиями, учебно-методической литературой и материалами; педагоги должны иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ.
Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы при разработке и реализации АДОП, а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др. Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, детско-взрослом сообществе, организация занятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их достижений, продуктов их деятельности.
Организация взаимодействия всех участников образовательных отношений в образовательной организации, а также взаимодействия с "внешними" организациями, отвечающими за создание специальных образовательных условий для всех групп обучающихся с особыми образовательными потребностями. В первую очередь должно быть организовано привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательной деятельности - создание психолого-педагогического консилиума образовательной организации, организация координации деятельности членов консилиума, членов территориальной ПМПК и педагогического коллектива образовательной организации в целом. Также должна быть организована система взаимодействия и поддержки со стороны "внешних" социальных партнеров - методического центра, ППМСС-центра, образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы, общественных организаций для реализации образовательных программ в сетевой форме.
Непосредственно в рамках образовательной деятельности должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, должно осуществляться формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации.
Для воспитания и развития ребенка с особыми образовательными потребностями важна детско-взрослая общность, в которой существует равновесное соотношение связей и отношений, что способствует проявлению в общности индивидуальных интересов, ценностей и смыслов участников, а также формированию единого ценностно-смыслового пространства. Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями происходит в разнообразных общностях, наиболее традиционными являются: семья, класс, клуб, игровая общность.
Материально-техническое обеспечение дополнительного образования детей с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям.
В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования должна быть отражена специфика требований к:
1) организации пространства образовательной организации;
2) организации временного режима образовательной деятельности по программам дополнительного образования;
3) организации рабочего места детей с ОВЗ;
4) техническим средствам комфортного доступа обучающегося ребенка с ОВЗ к возможности получения дополнительного образования (ассистирующие средства и технологии), включая специализированные компьютерные инструменты образования, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей.
Образовательные организации самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательной деятельности по программам дополнительного образования детей с различными категориями ограничений.
Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется дополнительное образование детей с ОВЗ, обучающихся должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в частности:
- к соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);
- к обеспечению санитарно-бытовых (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.) и социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);
- к соблюдению пожарной и электробезопасности;
- к соблюдению требований охраны труда;
- к соблюдению своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и другие;
Материально-техническая база реализации программы дополнительного образования для детей с ОВЗ должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций, предъявляемым к:
- участку (территории) образовательной организации (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательной организации и их оборудование);
- зданию образовательной организации (высота и архитектура здания);
- помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест, медиатеки);
- помещениям для осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного образования, включающие необходимый набор и размещение, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в образовательной организации, для активной деятельности, структура которой должна обеспечивать возможность для организации деятельности детско-взрослых сообществ;
- актовому, спортивному залам, местам массовых мероприятий и групповой деятельности;
- помещениям для питания детей с ОВЗ;
- туалетам, душевым, коридорам и другим помещениям.
При реализации программы дополнительного образования дети с ОВЗ могут включаться как во взаимодействие со здоровыми сверстниками, так и в группы детей со сходными или иными образовательными потребностями.
Организация временного режима образовательной деятельности по программам дополнительного образования
Возможности образовательной организации должны предусматривать организацию специальных занятий и дополнительные необходимые мероприятия в среде детско-взрослых сообществ, направленные на социализацию ребенка, реализацию его особых образовательных потребностей.
Организация рабочего места детей с ОВЗ
Организация рабочего места детей с ОВЗ учитывает индивидуальные особенности ребенка и содержание программы дополнительного образования.
Технические средства комфортного доступа детей с ОВЗ к возможностям получения дополнительного образования (ассистирующие средства и технологии), включая специализированные компьютерные инструменты образования, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей.
Используются раздаточные материалы, пособия, дидактические материалы, компьютерные инструменты, отвечающие особым образовательным потребностям детей с ОВЗ, и позволяющие реализовывать выбранный вариант программы и учитывать их особые образовательные потребности.
Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлеченные в процесс дополнительного образования специалисты могли иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательной организации, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса включения ребенка с ОВЗ в программы дополнительного образования.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей