ЧАСТЬ 2. ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ
На какие первоочередные цели может быть направлена профилактика?
Вострокнутов Н.В., Харитонова Н.К., Пережогин Л.О. и Девятова О.Е. (2004) приводят следующие цели профилактики:
1. Создание условий для появления мотивации грамотного психологического и физиологического развития. Выявлено, что создание у человека благоприятного отношения к окружающей действительности, потребности поддерживать здоровый образ жизни более правильно, чем страх последствий злоупотребления различными пагубными веществами.
2. Создание условий для появления мотивации социально-поддерживающего поведения. У каждого человека должна быть возможность поделиться своими бедами, печалями или радостями, ощутить поддержку "значимого другого". Такая возможность есть не у всех. Поэтому важно научить людей социально-поддерживающему поведению, мотивировать их на оказание помощи родным и близким, активизировать их ресурсы для поиска поддержки в случае необходимости. Люди, у которых сформирована сеть социальной поддержки (семья, друзья, значимые другие), легче справляются с проблемами, могут более эффективно преодолевать стрессы без употребления наркотиков.
3. Развитие протективных факторов здорового и социально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий у всех категорий населения. Люди, эффективно использующие поведенческие стратегии, имеющие развитые физические, психические, личностные ресурсы и социально-поддерживающее окружение, оказываются более защищенными перед лицом стрессовых факторов. У них уменьшается вероятность формирования зависимости от наркотиков.
4. Формирование знаний и навыков в области противодействия употреблению наркотиков у детей школьного и дошкольного возраста, родителей и учителей, в организованных и неорганизованных группах населения. Информирование людей о действиях и последствиях злоупотребления психоактивными веществами, о формах избегания ситуаций соприкосновения с наркотиками и отказа от их применения, вариантах поиска помощи в случаях возникновения проблем, связанных с ними, в сочетании с развитием ресурсов, стратегий и навыков адаптивного поведения помогает формированию жизненного стиля, ведущего к здоровью.
5. Формирование мотивации на изменение дезадаптивных форм поведения. Подобная работа проводится с представителями групп риска или лицами с уже сформированной зависимостью, а также членами их семей. Для того чтобы люди захотели изменить свое поведение, необходимо сформировать у них активное желание, решимость и готовность - то есть мотивацию на изменение. Решать эту задачу помогают краткосрочные и длительные профилактические мотивационные акции.
6. Изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
Эта задача предполагает работу с лицами, употребляющими наркотики. Прежде чем стать на путь выздоровления, зависимый от наркотиков, алкоголя или других психоактивных веществ человек проходит длинный, тернистый путь: от осознания своих подлинных чувств, преодоления психологических защит, осмысления деструктивности своего поведения до желания изменения дезадаптивных форм поведения на более адаптивные.
7. Формирование и развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых. Любой человек должен иметь возможность получить помощь социально-поддерживающего окружения. Поэтому, если он одинок и у него нет естественного социально-поддерживающего окружения, необходимо создание структур, которые могут оказывать поддержку. Для этого необходима подготовка субспециалистов, волонтеров - сверстников и взрослых, имеющих навыки социально-поддерживающего и адаптивного поведения.
8. Поощрение стремления к прекращению употребления психоактивных веществ и минимизация вреда от такого употребления. Это - работа с теми, кто уже употребляет наркотики. В данном случае усилия направляются на формирование желания уменьшить и прекратить их употребление.
9. Формирование мотивации на изменение поведения у труднодоступных к контакту подростков и взрослых, употребляющих наркотики и другие психоактивные вещества. Решение этой задачи требует разработки различных технологий, однако главные из них - социальные. Развитие безопасной и доступной системы помощи зависимым лицам, многоуровневой системы их социальной поддержки и ресоциализации.
Первичная профилактика злоупотребления ПАВ включает комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость. Первичная профилактика является неспецифической и наиболее массовой. Ее адресатом является общая популяция детей, подростков и молодежи, а целью являются формирование активного, адаптивного жизненного стиля и здорового образа жизни, уменьшение числа лиц, имеющих биологические, психологические и социальные факторы риска формирования аддикции, развитие невосприимчивости к дисфункциональным паттернам наркоманического поведения. Первичная профилактика является наиболее эффективной формой профилактики. Усилия первичной профилактики направлены не столько на предупреждение наркопотребления, сколько на формирование здорового образа жизни и адаптивного поведения. Первичная профилактика имеет следующие задачи:
1. Совершенствование, повышение эффективности используемых ребенком или подростком активных, конструктивных поведенческих стратегий.
2. Увеличение потенциала жизнестойкости личности (формирование позитивной, устойчивой Я-концепции, коммуникативной компетентности, развитие эмпатии, аффилиации, внутреннего контроля собственного поведения и т.д.).
3. Оптимизация социальной ситуации развития детей и подростков (оптимизация типа семейного воспитания и детско-родительских отношений, отношений в образовательном учреждении, расширение сферы внешкольных и внеучебных занятий).
Выполнение задач первичной профилактики должно осуществляться специально обученными в области профилактики психологами, медицинскими и социальными психологами и педагогами. Субъектами внутри- и межведомственного взаимодействия в этом случае являются органы управления образовательными учреждениями, образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания населения (центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и т.д.), специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), учреждения здравоохранения (наркологические диспансеры) и др. Реализуются образовательная и психосоциальная модели профилактики.
Вторичная профилактика злоупотребления ПАВ включает в комплексе социальные, образовательные и медико-психологические мероприятия, предупреждающие формирование болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, но не обнаруживающих признаков болезни. Вторичная профилактика у детей, подростков и молодежи включает в себя как социально-психологические, так и медицинские мероприятия неспецифического характера. Ее контингентом являются дети и подростки с поведением риска (аддиктивное поведение, уходы из школы и дома, безнадзорные дети, дети и подростки, проявляющие другие формы отклоняющегося и асоциального поведения, либо находящиеся в трудной жизненной ситуации - социальной ситуации, провоцирующей наркотизацию).
По своей направленности на контингенты риска вторичная профилактика является массовой, оставаясь индивидуальной в отношении конкретного ребенка или подростка. Проводимые в рамках вторичной профилактики мероприятия ведут к уменьшению числа лиц с наркоманией в популяции путем вмешательства на ранних донозологических этапах ее развития. Целью вторичной профилактики является изменение малоадаптивного дисфункционального поведения риска на адаптивную форму.
Вторичная профилактика имеет следующие задачи:
1. Развитие активных стратегий проблем-преодолевающего поведения.
2. Повышение потенциала личностно-средовых ресурсов.
3. Оптимизация социальной ситуации развития через профилактическое воздействие социальных сетей, которое включает в себя создание разнообразных профилактических программ, имеющих целью совершенствование естественных сетей (семья) и создание искусственных (группы социальной и психологической поддержки, приюты, медико-психологические центры и программы поддержки, анонимные сообщества).
Выполнение программ вторичной профилактики должно осуществляться специально обученными профессионалами - психотерапевтами, психологами, педагогами - и сетью непрофессионалов - членами групп само- и взаимопомощи, консультантами. Эффект от программ вторичной профилактики более быстрый, но менее универсальный и действенный, чем от первичной.
Под третичной профилактикой злоупотребления ПАВ, или реабилитацией, понимают комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболеваний, то есть способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного, и возвращение в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности.
Третичная профилактика наркоманий среди детей, подростков и молодежи является преимущественно медико-социальной, индивидуальной и направленной на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую форму: впоследствии - в виде стойкой дезадаптации. Целью третичной профилактики является максимальное увеличение срока ремиссий. При проведении третичной профилактики резко возрастает роль профессионалов - психотерапевтов, терапевтов и психологов, а также непрофессионалов - консультантов, членов социально-поддерживающих групп и сообществ.
Для реализации указанных задач необходимы:
- постоянный мониторинг факторов социально-психологического и педагогического неблагополучия подростков для определения группы риска наркотизации;
- психолого-педагогическое информирование школьников подросткового возраста о вредном воздействии наркотических средств на организм человека;
- проведение обучения педагогического коллектива школы - повышение квалификации в области противодействия наркотизации школьников;
- вовлечение подростков в социально значимую деятельность;
- взаимодействие с родителями в направлениях воспитания активной гражданской позиции и формирования культуры здорового образа жизни. Примером может служить создание семейно-спортивного школьного клуба (для проведения спортивных соревнований между семейными командами как в рамках одной классной параллели, так и между школами района, выезда на природу, участие в туристических походах);
- повышение роли и места занятий физкультурой и спортом в образовательном процессе школы.
Какими методами можно добиваться профилактики?
1. Методы тренингового моделирования поведения в личностно значимых ситуациях.
2. Методы воспитания активной гражданской позиции учащихся: вовлечение в социально значимую деятельность, проблемные дискуссии, подготовка докладов с мультимедийных презентаций, тематических круглых столов, формирование школьного ученического совета, антинаркотическая пропаганда, широкая просветительская деятельность с привлечением информационных технологий, создание социальных роликов, презентаций и анимационных фильмов.
3. Методы стимулирования просоциального поведения учащихся - проведение соревнований и состязаний между классами в различных видах деятельности, поощрение победителей.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей