ЧАСТЬ 1. ПАГУБНЫЕ ЗАВИСИМОСТИ И ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА
О каком "молодом возрасте" идет речь при обсуждении проблемы подростковой наркомании?
При выборе молодого возраста как критерия выделения группы преимущественного наркопотребления для анализа рекомендуется выделять периоды подростковости и ранней взрослости, вместе "перекрывающие" обычный возраст обучения на дневном отделении в высшем учебном заведении. В отечественной психологии нет однозначного понимания границ подросткового и юношеского возраста. Б.Г. Ананьев приводит обзор различных подходов к определению возрастных границ в период ранней взрослости. Некоторые отечественные ученые называют начало зрелости юностью. Так, В.В. Гинзбург считает, что этот период имеет различные возрастные границы для мужчин и женщин и составляет для мужчин время от 16 - 18 до 22 - 24 лет, а для женщин - от 15 - 16 до 18 - 20 лет. В.В. Бунак выделяет периоды ранней (17 - 20 лет) и поздней (20 - 25 лет) юности. Д.Б. Бромлей использует понятие "ранняя взрослость", под которой понимает возраст от 21 года до 25 лет, Д. Биррен выделяет период от 17 до 25 лет (по: Ананьев, 2001). В качестве верхней границы подросткового возраста нами приняты 19 лет, что соответствует западноевропейской возрастной классификации и тем самым обеспечивает возможность сопоставительного анализа (Наркоситуация... 2005).
Проблема социализации личности рассматривалась в трудах многих отечественных ученых. Так, Б.Г. Ананьев использовал понятие "социальное формирование человека", под которым понимал формирование личности, образование человека как субъекта познания и деятельности (Ананьев, 2001. С. 186). Формирование личности он тесно связывал с развитием человека как индивида (физическая зрелость), субъекта познания (умственная зрелость), деятельности (трудовая зрелость) и личности (гражданская зрелость). Свойства человека как индивида, субъекта деятельности и личности интегрируются, образуя индивидуальность. Большое внимание социализации личности уделяли и другие ученые (см. напр.: Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971; Андреева, 1999; Реан, Бордовская, Розум, 2002; Смелзер, 2003). В качестве основных институтов социализации они выделяли семью, школу, референтную группу. Ниже будет рассматриваться воздействие этих институтов социализации на употребление наркотиков подростками.
В широком смысле химическая зависимость представляет собой зависимость от употребления любых психоактивных веществ (далее - ПАВ), которые в связи с этим подразделяются на легальные (табак, алкоголь и лекарства) и нелегальные наркотики (кокаин, производные конопли, опиаты и т.д.) (Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 2003).
Каковы особенности курения табака как аддикции?
Табакокурение приносит безусловный вред как самому курильщику, так и его окружению, и является привычкой, от которой нелегко избавиться даже с помощью специалистов. Вследствие курения снижается сопротивляемость организма, ухудшается течение уже имеющихся болезней, ускоряется или даже вызывается развитие таких заболеваний, как злокачественные опухоли, особый вред наносится растущему организму ребенка, подростка и здоровью женщин. (Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х., 1987, Клещева Р.П., 1991).
Начало курения, как правило, связано с неприятными ощущениями, но, несмотря на это, многие продолжают курить. Постепенно неприятные ощущения проходят, и вырабатывается привычка к курению (никотиновый синдром).
Стадии никотинового синдрома развиваются индивидуально и зависят от многих причин: времени начала употребления, возраста, пола, физического состояния и др. (Шабанов П.Д., 2003). Известно, что чем раньше человек начинает курить, тем больше вероятность того, что он станет регулярным курильщиком.
Большинство курильщиков начинают курить в детстве или юности, и курение - одна из причин развития нервных расстройств у подростков, они становятся раздражительными, вспыльчивыми, плохо спят, появляется рассеянность, ослабевает внимание, нарушается память, умственная деятельность (Александров А.А., Александрова В.Ю., 1996).
Среди факторов с наибольшей прогностической ценностью в отношении начала курения в детском и подростковом возрасте преобладают следующие: низкий социально-экономический статус и образование родителей, неполнота семьи, снисходительное отношение к курению в обществе, курение родителей, братьев и сестер, сверстников, низкая успеваемость в школе, наличие других вредных привычек, наличие симптомов депрессии, тревожности, раздражительность, низкая самооценка, низкий статус в группе и т.п. (Бандура А., 2000; Александров А.А., Александрова В.Ю., 1996).
В чем специфика пристрастия к злоупотреблению алкоголем?
Злоупотребление алкоголем - следующий по распространенности вид химической зависимости. В подростковом возрасте сформировавшийся алкоголизм встречается редко, а наиболее актуальной проблемой является ранняя алкоголизация. К ранней алкоголизации относятся употребление опьяняющих доз алкоголя до 16 лет и более или менее регулярное его употребление в старшем подростковом возрасте (Братусь Б.С., Сидоров П.И., 1984).
Первоначально мотивами употребления спиртного являются нежелание отстать от товарищей, любопытство, по-своему понимаемый путь к взрослости (Петракова Т.Н., Лимонова Д.Л., Меньшикова Е.С., 1999). Если же при повторных употреблениях алкогольных напитков появляется новый мотив - желание испытать веселое настроение, чувство расторможенности, комфорта, то алкоголизация становится одной из форм токсикоманического поведения (Карвасарский Б.Д., 2002).
В алкогольной аддикции, так же как и в других, необходимо выделять психологическую зависимость от алкоголя. Психологическая зависимость от алкоголя строится на фиксации ощущения, что алкоголь вызывает желаемый эффект. Эффекты употребления алкоголя многосторонни, а их выделение носит упрощенный и условный характер. Наряду с универсальностью каждого эффекта люди отличаются друг от друга изначально разным стремлением к достижению определенного эффекта, например, к более дифференцированному, "утонченному" эффекту. Но чем более дифференцирован эффект, тем в большей степени он связан с употреблением сравнительно небольших доз. Человек может быть первично ориентирован на использование недифференцированных эффектов алкоголя, эффектов подавления психических функций за счет развития оглушения. Разная первичная ориентированность приводит и к разному развитию аддикции, которая может быть менее или более злокачественной (Личко А.Е., 1999).
Выделяют основные дифференцированные эффекты алкоголя: эйфоризирующий эффект, который вызывает повышенное настроение; транквилизирующий (атарактический); способность алкоголя вызывать расслабление; состояния, сопровождающиеся стимуляцией воображения, уходом в сферу мечтаний, отрывом от реальности, отрешенностью. Психологическая зависимость от алкоголя чаще развивается у тех, у кого эти эффекты достаточно представлены. Человек, который помнит эффект от первой встречи с алкоголем, с большей вероятностью попадает в сферу алкогольных проблем (Гофман А.Г., 2003).
Как можно описать наркотическую зависимость?
Наркотическая зависимость. Не подлежит сомнению тот факт, что наркотическая зависимость является одной из наиболее опасных форм аддиктивного поведения. Отмечено, что злоупотребление нелегальными наркотиками редко встречается в возрасте до 14 лет. Чаще всего возрастной пик приходится на юношеский возраст (20 - 23 года) (Кошкина Е.А., 2006; Максимова Н.Ю., 1996).
Специфической особенностью химической зависимости является наличие тесной связи между двумя ее аспектами - клиническим и психосоциальным. Это означает, что употребление наркотиков необходимо одновременно рассматривать и как комплекс социально-психологических проблем, и как следствие прогрессирующих изменений в организме. На определенном этапе формирования зависимости (на этапе физической зависимости) химические процессы в организме начинают играть ведущую роль в поддержании аддиктивного поведения (Короленко Ц.П., 1991).
Влечение к наркотикам носит чрезвычайно сильный характер, оно быстро разрушает личность и жизнь человека; одним из указаний на злоупотребление наркотиками является социальная деградация, проявляющаяся, прежде всего в быстро нарастающей социальной дезадаптации. При этом наблюдаются снижение успеваемости, отказ от учебы и профессиональной деятельности, конфликты с социальным окружением, проблемы с законом, отход от семьи и друзей, сужение общения до наркоманического круга, изоляция (Максимова Н.Ю., 1996).
Наряду с социальной деградацией происходит выраженное изменение характера. На фоне озабоченности наркотиком нарастает общая необязательность, формируется амотивационный синдром, утрачиваются прежние интересы и увлечения, отрицание становится стилем поведения. Наркозависимый отрицает буквально все: факты употребления, свои поступки и ответственность, наличие проблемы, а также саму зависимость и необходимость ее лечения. Попытки окружающих помочь зависимому зачастую обесцениваются или вызывают агрессию. Реальность у наркоманов полностью заменяется фантазиями в форме бесплодных мечтаний, невыполняемых обещаний, лжи и иллюзий (Менделевич В.Д., 2001).
Если первоначально аддиктивная личность старается уйти от решения проблем, то постепенно она вообще теряет способность к действиям. Депрессия, изоляция, ощущение беспомощности и проблемы с законом - все это, наконец, приводит к осознанию серьезности положения.
Одним из наиболее важных в рассматриваемой проблеме является вопрос о мотивации наркозависимого поведения (Петракова Т.Н., Лимонова Д.Л., Меньшикова Е.С., 1999). Среди мотивов первичного употребления выделяют: атарактические (достижение психологического комфорта и релаксации), стремление к принадлежности и одобрению группы, гедонистические (получение специфического физического удовольствия), гиперактивации (для повышения тонуса и самооценки), псевдокультурные (демонстрация какого-либо качества) и познавательно-исследовательские мотивы (любопытство и стремление к новым впечатлениям) (Кон И.С., 1989).
Здесь следует иметь в виду, что очень часто молодые люди рассматривают наркотики как часть своей среды и нередко не умеют противостоять соблазну однократного употребления или давлению распространителей.
Формирование зависимости от наркотиков и алкоголя, так же как и другие психосоциальные расстройства, связаны с мультифакторным риском и факторами устойчивости, которые включают индивидуальные, генетические, личностные и средовые факторы, а также индивидуальные варианты взаимодействия между ними.
Какие выделяются причины возможного попадания в группу риска у подростков?
Н.А. Сирота (Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 2003) разработала классификацию факторов риска формировании наркомании в подростковом возрасте.
a) Факторы пре-, пери- и постнатальной отягощенности.
- патологически протекавшая беременность у матери;
- хронические острые и тяжелые заболевания матери в период беременности;
- хронические и острые тяжелые психические травмы, действующие на мать в период беременности;
- патологически протекавшие роды у матерей;
- задержки в раннем нервно-психическом развитии;
- нервно-психические отклонения в раннем детстве.
b) Факторы наследственной отягощенности:
- наследственная отягощенность психическими заболеваниями;
- наследственная отягощенность алкоголизмом;
- наследственная отягощенность наркоманией.
c) Факторы нарушенного онтогенеза:
- тяжелые соматические заболевания в процесса развития ребенка.
d) Различные нарушения семейного воспитания:
- неполные, распавшиеся семьи, отсутствие семьи, деструктивные семьи, воспитание по типу явной или скрытой гинопротекции, в том числе воспитание в семьях, где родители и старшие дети злоупотребляют алкоголем и наркотиками;
- психопатологические личностные или акцентуированные характерологические особенности родителей.
e) Нарушения психосоциальной адаптации в процессе развития подростка:
- формирующаяся отчужденность, противоречивость и нарастающая неудовлетворенность в отношениях с родителями;
- избегающий, поверхностный, формальный стиль общения в семье;
- формальное отношение к внутрисемейным проблемам, игнорирование их;
- нарушение школьной дисциплины;
- неполноценность коммуникативных контактов (поверхностное, недифференцированное межличностное общение);
- конфликтность в отношениях со сверстниками - представителями формально детерминированного коллектива или избегание общения с ними;
- конфликтность с учителями и администрацией школ;
- нарушение принципа социальной обусловленности коммуникативных связей, построение общения со сверстниками преимущественно по "территориальному" принципу;
- уменьшение интенсивности и неустойчивость общения с противоположным полом, выраженные проблемы общения с противоположным полом;
- коммуникативная форма проведения досуга, отсутствие устойчивых увлечений;
- склонность к асоциальным формам поведения.
- зависимость от влияния референтной группы сверстников, особенностей личностного реагирования, социальной перцепции, характера межличностного общения и Я-концепции;
- тенденция реализовать эмоциональное напряжение в непосредственное поведение, минуя процесс когнитивного осознания, принятия решения, игнорирование системы социальных установок и ролей;
- нарушения в сфере социальной перцепции (несоответствующая возрасту коммуникативная и социальная некомпетентность, несформировавшаяся в соответствии с возрастом самооценка, прогноз оценки своего поведения в глазах окружающих);
- несформированная в соответствии с возрастом способность адекватно оценивать и вербализовать взаимоотношения с окружающими;
- отсутствие стремления к конструктивному разрешению проблемных и конфликтных ситуаций;
- отсутствие сформированного представления о жизненных целях и будущем;
- отсутствие сформированного реального и идеального образа Я и значимых окружающих и в связи с этим отсутствие стимула к саморазвитию и усовершенствованию;
- неосознанный, часто парадоксально проявляющийся в поведении "призыв к помощи", направленный к членам семьи и окружающим.
Таким образом, современное состояние науки определяет зависимое поведение как многофакторное явление (Сирота Н.А., 2003; Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 2003, 2005; Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Должанская Н.А., Бузина Т.С., Волкова Т.В., 2004).
Прежде всего необходимо отметить внешние социальные факторы, способствующие формированию зависимого поведения. К этой группе факторов относится, в частности, деятельность наркоторговцев, активно вовлекающих молодежь в потребление химических веществ. Кроме того, по мере урбанизации мы наблюдаем, как ослабевают межличностные связи между людьми. Стремясь к независимости, человек утрачивает необходимые ему поддержку и ощущение безопасности.
Для некоторых социальных групп зависимое поведение является проявлением групповой динамики. Например, на фоне выраженной тенденции группирования подростков, ПАВ выступают в роли своеобразного "пропуска" в подростковую субкультуру. В данном случае наркотики выполняют жизненно важные для подростка функции: поддерживают ощущение взрослости и освобождения от родителей, формируют чувство принадлежности к группе, помогают регулировать эмоциональное состояние и многие другие функции. Влияние субкультуры на личность, идентифицирующую себя с другими членами, чрезвычайно велико, очевидно, что в подростковом и юношеском возрасте влияние субкультуры максимально (Змановская Е.В., 2004).
В ходе многочисленных исследований была выявлена связь между поведением родителей и последующим зависимым поведением детей.
Серьезной проблемой семей зависимых личностей могут быть эмоциональные расстройства у самих родителей, которые, как правило, сопровождаются алекситимией - неспособностью родителей выражать в словах свои чувства, понимать их, обозначать и проговаривать.
Семья играет существенную роль не только в происхождении, но и в поддержании зависимого поведения. При длительном сохранении адциктивного поведения у кого-либо из членов семьи, у родственников аддикта, в свою очередь, может развиться состояние созависимости. Это негативные изменения в личности и поведении родственников вследствие зависимого поведения кого-либо из членов семьи (Кондратенко В.Т., 1998).
Не менее важную роль играют индивидуальные особенности личности. Традиционно выделяются следующие личностные особенности, характерные для подростков, употребляющих различные ПАВ:
- повышенные: толерантность к отклоняющемуся поведению, критицизм по отношению к социальным институтам общества, восприимчивость к новым идеям и впечатлениям, интерес к творчеству, импульсивность;
- пониженные: ценность достижений, ожидание академических успехов, религиозность, конформизм, чувство психологического благополучия, уважение к общепринятым нормам поведения;
- экстернальный локус контроля и заниженная самооценка (Менделевич В.Д., 2001).
Другим важным индивидуальным фактором, влияющим на поведение личности, может выступать стрессоустойчивость. Аддиктивное поведение может быть следствием сниженной способности личности справляться со стрессом.
Многие исследователи в этой области предполагают, что аддиктивное поведение возникает при нарушении копинг-функции - механизмов совладания со стрессом. Были выявлены различия в копинг-поведении здоровых и зависимых людей. Например, наркозависимые подростки демонстрируют такие характерные реакции на стресс, как уход от решения проблем, отрицание и изоляцию (Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 2003). Бездуховность, отсутствие смысла жизни, неспособность нести ответственность за свою жизнь - эти и другие характеристики человека, несомненно, также способствуют формированию зависимого поведения и его сохранению (Змановская Е.В., 2004).
В зарубежных исследованиях методы психологической оценки и диагностики наиболее активно разрабатываются при решении проблем, связанных с выявлением случаев употребления ПАВ, с диагностикой расстройств, связанных с приемом ПАВ, а также с оценкой результатов терапии. В то же время относительно меньше специальных работ, посвященных психологической оценке рисков развития расстройств в контексте профилактики злоупотребления ПАВ. В этой связи, несмотря на большое количество известных инструментов, рекомендуемых к использованию при работе с лицами, у которых предполагаются проблемы, связанные с приемом ПАВ, они лишь отчасти могут быть использованы при оценке факторов риска и эффективности превентивных программ.
Существует определенная зависимость между типами характера и некоторыми формами зависимого поведения. Так, алкоголизм и наркомания чаще встречаются при эксплозивной и неустойчивой акцентуации характера и достаточно часто - при эпилептоидной и гипертимной (Личко, Битенский, 1992).
О предрасположенностях и физиологии
Психофизиологические особенности человека выступают в роли фактора, определяющего индивидуальное своеобразие аддиктивного поведения, они могут существенно влиять на выбор объекта зависимости, на темпы ее формирования, степень выраженности и возможности преодоления (Кондрашенко В.Т., 1998).
Предметом многих исследований является проблема наследственной предрасположенности к некоторым формам зависимости. Наиболее распространена точка зрения, что дети алкоголиков с большей вероятностью наследуют эту зависимость.
Как связаны склонность к зависимостям и риску?
Психологические исследования показывают, что рискованное поведение связано со склонностью к риску и может проявляться как особая мотивация в виде потребности в острых ощущениях и необычных переживаниях (sensation seeking или поиск ощущений), она сочетается с определенными личностными чертами, такими как импульсивность, агрессивность, независимость, внешний локус контроля. Эта потребность чаще всего проявляется в импульсивных формах поведения. Имеется наиболее критический возраст для проявления и реализации этой склонности, соответствующий периоду от четырнадцати до двадцати - двадцати двух лет. Также высокие показатели поиска ощущений выявляются среди лиц, страдающих различными формами зависимости от ПАВ. При этом у них отмечаются недостаточность волевой и эмоциональной регуляции, снижение показателей мотивации достижения и общей осмысленности жизни.
В то же время имеются социальные формы рискованного поведения (risk-taking - принятие риска), где риск чаще всего оправдан ситуацией, опосредуется когнитивными механизмами принятия решения и регулируется волевыми механизмами и мотивацией достижения. Имеются данные о том, что среди специалистов рискованных групп профессий имеется большое количество людей с высокими показателями поиска ощущений. Но с увеличением возраста в этих группах начинают преобладать люди с высокими показателями принятия риска, а показатели поиска ощущений находятся при этом на среднем уровне.
Таким образом, поиск ощущений можно рассматривать как фактор формирования рискованного поведения в отношении определенного круга заболеваний, в частности зависимости от ПАВ и сочетанных с ними инфекций, например, ВИЧ-инфекции.
В качестве меры профилактики можно рассматривать усиление и формирование определенных личностных ресурсов, которые позволили бы реализовать эту потребность в социализированных видах деятельности. Это прежде всего мотивация достижения, волевая и эмоциональная регуляция.
Особое внимание следует уделять сочетанности высоких показателей таких видов поиска ощущений, как "социальная расторможенность", "поиск новых впечатлений", "чувствительность к скуке" при сниженных показателях "потребности в интеллектуальной стимуляции" с низкими показателями волевого самоконтроля и мотивации достижения.
Как можно распознать, что школьник начал употреблять наркотики?
Общие признаки начала потребления психоактивных веществ подростками, которые могут быть полезны родителям и педагогам, выделенные профессором Н.В. Вострокнутовым:
- Снижение интереса к учебе, обычным увлечениям.
- Появляются отчужденность, эмоционально холодное отношение к окружающим, могут усилиться такие черты, как скрытность и лживость.
- Нередко возможны эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия.
- Компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста.
- Эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения небольших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых.
- Тенденция общаться по преимуществу с подростками, которые заведомо употребляют наркотики и (или) другие психоактивные вещества.
- Повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться.
- Наличие таких атрибутов наркотизации, как шприцев, игл, небольших пузырьков, облаток из-под таблеток, небольших кулечков из целлофана или фольги, тюбиков из-под клея, пластиковых пакетов от резко пахнущих веществ, наличие специфического химического запаха от одежды и изо рта.
- Изменение аппетита - от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства; эпизодически тошнота, рвота.
- Наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений на коже, слизистых.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей