1. Хабаровский край

Создание условий для развития инклюзивного образования в общеобразовательных организациях региона началось с 2000 года. До 2010 года доступная среда была создана в 22 общеобразовательных школах (за счет средств консолидированного бюджета).

Начиная с 2011 года, Хабаровский край на конкурсной основе участвует в реализации мероприятий Федеральной программы Российской Федерации "Доступная среда" (далее - Программа) на 2011 - 2015 гг.

За 3 года участия в реализации Программы доступная среда создана в 72 муниципальных учреждениях края, общая сумма средств, направленных на выполнение мероприятий, составила - 179,9 млн. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 91,9 млн. рублей.

На начало 2014 года доля общеобразовательных организаций, где созданы специальные условия, составила 23,9%. На конец года планируется довести данный показатель до 26,5% <3>.

--------------------------------

<3> План работы министерства образования и науки Хабаровского края на 2015 год. Хабаровск, 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minobr.khb.ru/files/3169_plan_2015.docx (Дата обращения 09.04.2015).

Система образования края для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов состоит из:

- общеобразовательных организаций, осуществляющих инклюзивное образование (366);

- общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы (20);

- служб психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья:

- Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (1);

- 14 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий;

- 3 центра для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в том числе Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения;

- Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции;

- дошкольные и школьные психолого-медико-педагогические консилиумы, действующие в каждом учреждении.

Выстроена региональная модель развития системы психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения обучающихся (далее - модель), которая ориентирована на реализацию актуальных и перспективных образовательных потребностей, социального заказа на образование.

Цель развития модели - создание эффективной системы оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, родителям (законным представителям) и специалистам образовательных организаций края, повышение качества и объема услуг, предоставляемых населению. Достижение целей развития системы помощи зависит от успешного решения широкого круга задач:

- организация практической деятельности по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи населению края на основе создания эффективной системы работы в муниципальных районах и городских округах;

- развитие профессиональной компетентности должностных лиц, обеспечивающих деятельность по сохранению психологического здоровья детей;

- создание условий для консультирования, методической поддержки и повышения квалификации педагогов, внедряющих инновации в практику работы с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Структурный компонент модели представляет собой сеть равноправных, разных по выполняемым ролям и функциям образовательных учреждений и внешних партнеров, специальных структур, обеспечивающих организационное сопровождение обучающихся. Модель является открытой, что способствует взаимодействию образовательных учреждений с другими структурами и организациям. Партнерские отношения позволяют достичь синергетического эффекта за счет специфического вклада каждого учреждения и партнера в достижение результата.

Функциональный компонент обеспечивает целостность модели и включает условия реализации модели: кадровые, материально-технические, организационные, информационные, финансовые.

Модель реализуется на нескольких уровнях:

Первичный или уровень организации является основным в системе комплексного сопровождения и ориентирован на непосредственное оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи всем участникам образовательного процесса;

Муниципальный уровень представлен территориальными психолого-медико-педагогическими комиссиями.

Региональный уровень представлен министерствами образования и науки, социальной защиты и здравоохранения Хабаровского края, Следственным управлением Следственного комитета Хабаровского края, краевым государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) Хабаровский краевой институт развития образования (далее - ХК ПРО), краевым государственным бюджетным образовательным учреждением "Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения".

Федеральный уровень представлен Министерством образования и науки Российской Федерации.

Логика оказания комплексной помощи ребенку требует начинать работу с предупреждения возникновения острых проблем его развития в наиболее естественной среде жизнедеятельности ребенка: вместе с его родителями, педагогами, одноклассниками, друзьями. Ключевым специалистом "в первом круге помощи" выступает учитель, оказывающий ребенку педагогическую поддержку. Эффективность помощи этого уровня возрастает, если к ней подключается педагог-психолог. Проблемы, не решенные в первом круге, становятся предметом заботы психолого-медико-педагогических консилиумов в образовательном учреждении. Методическое обеспечение работы консилиумов муниципальных образовательных организаций осуществляется территориальной психолого-медико-педагогической комиссией, общее руководство - Центральной психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ЦПМПК).

Если проблемы не удается решить на уровне образовательного учреждения, то они становятся предметом деятельности территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, работу которых координируют, оказывают им управленческую, организационную и информационно-методическую помощь специалисты по вопросам специального (коррекционного) образования органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, а также ЦПМПК.

Система комплексной помощи поэтапно выстраивается во взаимодополняющую цепочку от педагогической поддержки к сопровождению, специализированной помощи и консультированию.

Продолжается работа по реализации Комплекса мероприятий по повышению эффективности управления педагогическим кадровым ресурсом Хабаровского края. Мероприятия Комплекса включены в муниципальные планы мероприятий (дорожные карты) "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки".

Отработан механизм подготовки кадров к реализации федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС ОВЗ).

В рамках курсов повышения квалификации для всех категорий педагогов в Хабаровском краевом институте развития образования (ХК ИРО) реализуется модуль по работе с детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях. На базе ХК ИРО в 2014 году прошли курсы повышения квалификации 122 педагога и 37 руководителей образовательных организаций края по данному направлению.

Повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам в 2014 году осуществлялось с использованием многообразных современных форм: авторские курсы, мастер-классы, вебинары, тренинги, проектные мастерские, стажировки, как самостоятельный вид повышения квалификации, дистанционное обучение на основе информационных технологий, в том числе построенных на организации сетевого взаимодействия педагогов для учителей предметных групп.

В рамках реализации мероприятий Федеральной программы Российской Федерации "Доступная среда" 165 педагогов базовых школ и специалистов психолого-медико-педагогических комиссий прошли обучение на базе Московского государственного психолого-педагогического института по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных организациях.

Участие Хабаровского края в реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы по направлению "Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей" позволило педагогам обучаться и за пределами края. В 2014 году прошли переподготовку 75 педагогов, в том числе: 32 педагога обучились по очно-заочной форме по дополнительным профессиональным программам: по программе "Специальное (дефектологическое) образование" по профилю сурдопедагогика на базе Башкирского государственного педагогического университета, 30 человек - по программе "Тифлопедагогика: образование лиц с офтальмологией" на базе Красноярского педагогического университета, 13 человек - по программе "Олигофренопсихология и олигофренопедагогика" в НГОУ ВПО "Московский институт современного академического образования" <4>.

--------------------------------

<4> План работы министерства образования и науки Хабаровского края на 2015 год. Хабаровск, 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minobr.khb.ru/files/3169_plan_2015.docx (Дата обращения 09.04.2015).

В общеобразовательных организациях Хабаровского края работает 614 узких специалистов (учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов). Все специалисты имеют высшее профессиональное образование, 43% из них - высшую и первую квалификационную категорию. Непрерывность повышения профессиональной компетенции узких специалистов в сфере специальной (коррекционной) педагогики, специальной психологии, клинической детской психологии и практики обеспечивается работой краевых методических объединений узких специалистов и методических объединений узких специалистов краевых специальных (коррекционных) образовательных организаций, а также через самообразование специалистов и участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня. В 2014 году проведено 7 методических объединений для узких специалистов, с участием более 250 специалистов, проведен региональный семинар "Инновационные методы работы узких специалистов", объединивший 238 педагогов Хабаровского края. В 2014 году педагог-психолог Хабаровского края занял 1 место во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Лучший педагог-психолог 2014".

С января 2014 года в крае идет апробация ФГОС ОВЗ. Выбор края в качестве пилотного не случаен, так как готовность организаций к внедрению новшеств достаточно высокая и многие из них имеют опыт инновационной деятельности.

Шесть образовательных организаций края стали базовыми организациями федеральной стажировочной площадки по апробации ФГОС для детей с ОВЗ, все другие краевые специальные (коррекционные) учреждения, а также общеобразовательные организации 17 муниципальных образований включены в данный проект на краевом уровне.

Одним из необходимых условий реализации ФГОС ОВЗ является создание ресурсной сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Первым шагом на пути к организации сетевого взаимодействия стала организация деятельности отдельных Центров сопровождения детей дошкольного и школьного возраста с различными нарушениями в развитии, как структурных подразделений краевых специальных (коррекционных) учреждений: детский краевой центр охраны и развития зрения, центр реабилитации слуха и речи СУВАГ, краевой центр помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которые оказывают организационную, методическую помощь педагогам школ, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям и работают в статусе Центров трансефра технологий (далее - Центр).

Так, Центр трансфера технологий (на базе детского краевого центра охраны и развития зрения) с 2013 года транслирует опыт обучения детей с нарушениями зрения для педагогов и узких специалистов Хабаровского края. На базе Центра обучено 179 педагогов школ, создан обширный методический материал, в том числе для организации инклюзивной практики.

На основе анализа статистических данных о наличии детей с ОВЗ по зрению в общеобразовательных организациях края, определены территории и конкретные общеобразовательные организации, имеющие наибольшее количество детей с нарушениями зрения, требующими специального офтальмологического сопровождения и обеспечения специальных условий получения образования.

В 2014 году в ресурсную сеть вошли четыре общеобразовательные организации г. Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, работающие в режиме инклюзии, до конца 2014/2015 учебного года планируется включение еще пяти общеобразовательных школ других территорий края, которые на следующем этапе сами должны стать ресурсными центрами по обучению педагогов, работающих в инклюзии.

Сегодня на базе Центра осуществляется корпоративное обучение в очной форме через: совместное проведение педагогических советов, заседаний психолого-медико-педагогических консилиумов, методических объединений, организацию стажировок. Дистанционное взаимодействие осуществляется посредством проведения вебинаров, онлайн-консультаций через информационный сайт ресурсной сети.

На информационном сайте ресурсной сети планируется создание предметных сообществ педагогов, что позволит в интерактивном режиме сопровождать и обучать специалистов.

В системе образования края обеспечивается равный доступ к получению образования через создание необходимых условий для всех без исключения детей в зависимости от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, психических и физических возможностей.