2.21. Орловская область

Обеспечение детям-инвалидам внутри системы общего образования требуемой поддержки для реализации их эффективного обучения:

В центре психолого-медико-социального сопровождения г. Орел в мае 2014 года было проведено анкетирование среди родителей детей-инвалидов и детей с особыми адаптивными потребностями, которые посещали Школу будущего первоклассника. Из 14 опрошенных родителей и бабушек 12 (85,7%) испытывают тревогу по поводу обучения своего ребенка в инклюзивном классе. На вопрос: "Считаете ли Вы, что в школе все учителя, работающие с Вашим ребенком, должны быть подготовлены (инклюзивно ориентированы)?", - последовал единодушный (100%) утвердительный ответ. На вопрос: "Что препятствует интеграции вашего ребенка в массовую школу?" - с предложенными вариантами, мы получили следующие ответы (в % к числу опрошенных). Состояние окружающей среды считают препятствием для интеграции ребенка в массовую общеобразовательную организацию - 85,7%; недостаточное финансирование - 71,4%; отношение учителей в массовых общеобразовательных организациях рассматривают как препятствие - 100% респондентов; специальные программы - 74,8%; законодательство считают несовершенным - 64,3%; 92,8% респондентов отмечают отрицательно действующими на интеграцию социальные установки в обществе; 42,9% родителей детей-инвалидов заявили, что сами предпочитают отдать своего ребенка не в массовую общеобразовательную организацию, а в специализированную.

Таким образом, мониторинг показал, что как педагоги, так и родители детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают значительные трудности. Однако, появляются положительные тенденции, которые намечаются в разных направлениях развития инклюзивного образования. Одной из таких тенденций является положительный настрой родителей детей с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивно ориентированное образование <56>.

--------------------------------

<56> Источник информации: Тимохина Т.В. ИНКЛЮЗИВНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ//Интернет-журнал Науковедение. 2014. N 3. С. 158.

В Глазуновской общеобразовательной организации Орловской области в 2014 утверждена и действует рассчитанная на 3 года программа "Реализация модели инклюзивного образования в образовательной организации в рамках государственной программы РФ "Доступная среда".

Целями программы являются:

- формирование к 2016 году условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и детей с ОВЗ;

- совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов и детей с ОВЗ с обществом;

- обеспечение оптимальных условий для адекватного психического, психологического и социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на каждом возрастном этапе.

Сочетание процесса получения образования с мероприятиями медико-социальной реабилитации детей-инвалидов:

В Глазуновской общеобразовательной организации также функционирует служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения инклюзивного образовательного процесса, разработана многоуровневая система инклюзивного обучения от полностью индивидуальных учебных планов до совместного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками <57>.

--------------------------------

<57> Информация доступна на сайте МБОУ Глазуновская СОШ: http://www.glazschool.ru/inkl.