2.10. Крымский федеральный округ

В Крымском федеральном округе РФ детей с особыми потребностями школьного возраста - 4014. В гг. Армянске, Евпатории, Симферополе и Ялте функционирует 5 специальных общеобразовательных организаций с охватом 770 учащихся (19,1% от общего количества детей с нарушениями умственного и физического развития), а именно:

- 22 класса для 281 учащегося с тяжелыми нарушениями речи;

- 18 классов для 186 учащихся с задержкой психического развития;

- 19 классов для 317 учащихся с недостатками умственного развития.

Наряду с этим, в 15 общеобразовательных организаций функционирует 41 специальный класс для 523 (13,1%) учащихся с особыми потребностями в гг. Джанкое, Евпатории, Керчи, Красноперекопске, Ялте, Белогорском и Красногвардейском районах.

В г. Симферополе для 458 учащихся с особыми потребностями открыто 2 учебно-реабилитационных центра и один в г. Джанкое для 14 учащихся. В Красногвардейском и Бахчисарайском районах открыты реабилитационные центры для коррекции и реабилитации детей с особыми потребностями, а обучение организовано в общеобразовательных организациях.

В общеобразовательных организациях обучается 2098 (52,2%) учащихся с особыми образовательными потребностями, из них на индивидуальном обучении находится 1146 учащихся (28,5% от общего количества детей с особыми потребностями) и 17 учащихся по медицинским показаниям обучаются в форме экстерната. Индивидуальное обучение организовано для:

- 41,5% учащихся по общеобразовательным программам;

- 24,2% учащихся по программе вспомогательной школы;

- 24,5% учащихся по программе для детей с задержкой психического развития;

- 9,8% по адаптированным образовательным программам.

2058 учащихся с наиболее тяжелыми формами нарушения здоровья и трудно обучаемые получают образование, проходят коррекцию и реабилитацию в 7 республиканских специальных общеобразовательных школах-интернатах МОНМС АРК. В 5 республиканских санаторных общеобразовательных школах-интернатах МОНМС АРК обучаются и восстанавливают свое здоровье 1024 учащихся.

Не охвачено обучением всего 165 учащихся с ОВЗ (4%).

Анализ образовательных потребностей родителей детей с особыми потребностями в Крыму, показал, что они с 2012/2013 учебного года планируют обучать своих детей следующим образом:

- 52% в общеобразовательных организациях;

- 12,5% в дошкольных образовательных организациях;

- 12% в специальных (коррекционных) образовательных организациях;

- 16,8% дома на индивидуальном обучении;

- 6,7% еще не определились.

Формы обучения детей с особыми образовательными потребностями показывают, что уже используется полная модель инклюзии - специальные классы в общеобразовательных организациях. Также прослеживается комбинированная модель инклюзии - наличие 1 - 2 учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных классах.

Обеспечение детям-инвалидам внутри системы общего образования требуемой поддержки для реализации их эффективного обучения:

В Красноперекопском учебно-воспитательном комплексе "школе-УПК" N 1 7 ноября 2013 года состоялся семинар для педагогов инклюзивных классов по теме: "Организация образовательного процесса в контексте развития толерантного отношения социума к проблемам детей с особыми образовательными потребностями".

В процессе проведения семинара рассматривался вопрос о толерантном отношении к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (методист Лебедева С.А.).

О командном подходе в составлении индивидуальной программы развития для учащихся с особыми образовательными потребностями рассказала в своем выступлении заместитель директора по УВР Лушпай Н.В.

Презентацию о компетентностном подходе при обучении детей с особыми образовательными потребностями в начальной школе показала учитель начальных классов Голубева А.С.

Практический психолог КУВК N 1 Грелюк Т.И. презентовала психофизические особенности детей с различными нозологиями <33>.

--------------------------------

<33> Информация доступна на сайте Управления образованием Красноперекопского городского совета: http://krasnoperekopsk.krimedu.com/ru/site/inkliuzivnoe-obrazovanie-l.html.

Повышение эффективности кадрового и информационно-методического обеспечения деятельности по организации обучения инвалидов в обычных образовательных учреждениях:

В Красноперекопском учебно-воспитательном комплексе "школе-УПК" N 1 созданы специальные условия для обучающихся с особыми образовательными потребностями (53 обучающихся, из них 8 инвалидов). Три человека обучается в инклюзивных классах в сопровождении учителя ассистента.

Для успешной адаптации обучающихся с особыми потребностями к условиям общеобразовательной организации с ними проводят занятия психолог, социальный педагог, логопед, а также проводятся индивидуальные учебные занятия.

В КУВК N 1 осуществляется следующий комплекс методических мероприятий в области инклюзивного образования:

- проводятся инструктивно-методические совещания с педагогическими работниками;

- организуются тренинги и родительские лектории;

- налажено комплексное индивидуально ориентированное психолого-медико-педагогическое сопровождение в условиях образовательного процесса детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

В КУВК N 1 внедрена должность ассистента учителя, ответственного за сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в учебном процессе. Вместе с учителем класса ассистент выполняет учебные, воспитательные, социально-адаптивные мероприятия, оказывает помощь в выполнении учебных заданий, привлекает обучающегося к разным видам учебной деятельности, в составе группы специалистов принимает участие в разработке и выполнении индивидуальной программы развития ребенка, адаптирует учебные материалы с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности ребенка с ООП.

В части организационной деятельности ассистент осуществляет следующие задачи:

- оказывает помощь в организации учебно-воспитательного процесса в классе с инклюзивным обучением, а также в организации рабочего места для ребенка с особыми образовательными потребностями;

- проводит наблюдение за ребенком с целью изучения ее индивидуальных особенностей, склонностей, интересов и потребностей;

- помогает концентрации внимания, содействует саморегуляции обучающегося;

- сотрудничает со специалистами;

- ведет установленную педагогическую документацию <34>.

--------------------------------

<34> Информация доступна на сайте Управления образованием Красноперекопского городского совета: http://krasnoperekopsk.krimedu.com/ru/site/inkliuzivnoe-obrazovanie-1.html.