2.1. Москва

Подготовка педагогов общеобразовательных учреждений и учителей-дефектологов к работе в новых условиях интегрированного обучения:

В рамках городского научно-практического семинара на тему: "Технологии инклюзивного образования на начальной ступени общего образования", организатор: Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ, г. Москва, время проведения: 27 октября 2014 года, место проведения: ГБОУ СОШ N 1447 им. Н.А. Островского были организованы консультации по следующим темам:

- Перспективы развития инклюзивного образования о проектах Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ (докладчик Алехина Светлана Владимировна, проректор по инклюзивному образованию МГППУ, директор ИПИО МГППУ)

- Технологии инклюзивного образования на начальной ступени общего образования (докладчик Самсонова Елена Валентиновна, руководитель ГРЦ ИПИО МГППУ)

- Технологии работы с детьми с синдромом Дауна в условиях инклюзивного класса (докладчик Шашина Наталья Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ N 1447)

- Технологии работы с детьми с РАС в общеобразовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего образования (докладчик Беспалова Александра Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ N 1447)

- Технологии организации совместной деятельности детей на уроках английского языка (докладчик Сатретдинова Лия Ваизовна, учитель английского языка ГБОУ СОШ N 1447)

- Технологии ведения Бинарного урока (докладчик Кинаш Анастасия Валерьевна, логопед ГБОУ СОШ N 1447)

- Технологии формирования социальной компетенции у обучающихся по образовательным программам начального общего образования инклюзивного класса (докладчик Кардашина Ольга Викторовна, педагог-психолог ОЦПМСС) <8>.

--------------------------------

<8> Данная информация доступна на сайтах WWW.INCLUSIVE-EDU.RU и WWW.EDU-OPEN.RU.

Презентации выступлений доступны по ссылке:

http://www.inclusive-edu.ru/life_news/1/598/?PHPSESSID=e1087b45a1e6a6b102481dd3cee6e1ba.

Повышение эффективности кадрового и информационно-методического обеспечения деятельности по организации обучения инвалидов в обычных образовательных учреждениях:

В настоящее время в городе сложилась определенная система методической поддержки организаций инклюзивного образования. Она включает территориальный (городской) ресурсный центр развития интегрированного (инклюзивного) образования, окружные ресурсные центры, службы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования. Ресурсными, как правило, во всех округах столицы выступают центры психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (ППМС-центры). Только в двух учебных округах (Центральном и Северо-Восточном) привлекаются для поддержки инклюзивного обучения специальные (коррекционные) общеобразовательные организации VIII вида N 359, 532, 29 и 418, тогда как в Москве функционируют 63 специальных коррекционных образовательных организации (СКОУ) I - VIII видов, которые обладают большими ресурсами для обеспечения поддержки инклюзивных процессов в общеобразовательных организациях.

Научным коллективом Института специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВПО МГПУ было проведено мониторинговое исследование процесса сопровождения ресурсными центрами образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику, и содержания их деятельности в целях оценки полноты предоставляемой ими помощи. В исследовании приняли участие 42 респондента, из них 8 ППМС-центров и 34 СКОУ I - VIII видов г. Москвы, респондента, из них 8 ППМС-центров и 34 СКОУ I - VIII видов г. Москвы. Анализ полученных данных позволяет констатировать, что ресурсные центры пытаются установить партнерские отношения с образовательными организациями, реализующими инклюзивную практику. Сотрудники ресурсных центров считают своей основной задачей передачу педагогам общеобразовательных организаций технологий обучения и воспитания детей с ОВЗ. Так, все ресурсные центры определяют свою позицию как активное действие по распространению опыта обучения детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с нормально развивающимися учениками. Сотрудники ресурсных центров единодушно считают, что важным видом деятельности службы сопровождения ресурсного центра является консультирование специалистов общеобразовательных организаций; 83,3% респондентов отметили как направление деятельности определение необходимых условий для обучения детей с ОВЗ, консультирование родителей, имеющих детей с ОВЗ, 66,7% - коррекционно-педагогическую помощь детям с ОВЗ; 16,7% - разработку индивидуальных учебных планов для детей с ОВЗ, комплектование организаций, реализующих инклюзивную практику. Помимо перечисленных ресурсные центры выполняют и другие функции, такие как: разработка и составление индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения; консультирование администрации образовательной организации; анализ и экспертиза предметно-развивающей среды; методическая поддержка.

Подготовка педагогов общеобразовательных учреждений и учителей-дефектологов к работе в новых условиях инклюзивного обучения:

Выделен ряд проблем, с которыми сталкиваются ресурсные центры. Они связаны с неготовностью администрации и педагогического коллектива общеобразовательных организаций к осуществлению инклюзивного обучения (75%), с отсутствием материального стимулирования учителей, реализующих инклюзивное обучение обучающихся с ОВЗ, и специалистов различных общеобразовательных организаций, оказывающих им поддержку.

Запросы в ресурсные центры поступают от администрации ОУ (часто в случаях, когда ситуация обучения ребенка с ОВЗ становится критической) (43,2%), от учителей общеобразовательных организаций (27%), от родителей (29,7%). Среди самых распространенных следующие: проведение психолого-педагогического консилиума в целях диагностики уровня и состояния обученности ребенка; оказание коррекционно-развивающей помощи детям в условиях общеобразовательной организации; оказание консультативной помощи специалистам образовательной организации; проведение консультаций для педагогов и родителей по вопросам методического сопровождения процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ.

В ходе исследования были опрошены педагоги образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику. Выяснилось, что 46,6% из них не могут назвать ресурсный центр своего округа. Среди них были и те, кто реализует инклюзивное образование уже в течение ряда лет. Этот факт свидетельствует о том, что педагоги плохо информированы о ресурсных центрах, а образовательные организации не получают от них методическую поддержку.

По данным исследования, большинство педагогов, участвующих в инклюзивном образовании, "принимают" детей с ОВЗ, однако они не владеют методами и приемами обучения таких детей, многие из них имеют ошибочные представления о детях с ОВЗ, относя к данной группе только детей с плохим здоровьем; 70% учителей испытывают значительные трудности при обучении обучающихся с ОВЗ, считают необходимым сопровождение их тьютором, специальным педагогом.

Родители детей с ОВЗ оценивают качество обучения своих детей в инклюзивных организациях положительно, но вместе с тем указывают на трудности педагога в оценивании достижений ребенка, установлении контакта с ним, налаживании межличностных отношений ребенка со сверстниками. Примерно половина родителей, участвующих в анкетировании, считают, что их ребенку необходимо сопровождение тьютора.

Таким образом, результаты исследования позволяют утверждать, что ретрансляция опыта инклюзивного обучения детей с ОВЗ проходит на уровне города хаотично, неравномерно, без необходимого планирования. Отмечены недостаточная информация о ресурсных центрах, низкое качество оформления их сайтов (содержательной, технологической и коммуникативной составляющих), трудности оказания учебно-методической помощи педагогам инклюзивного образования. Отсутствует система сетевого взаимодействия инклюзивных образовательных организаций и ресурсных центров.

Ресурсные центры, как показало проведенное исследование, не могут охватить все образовательные организации, реализующие инклюзивную практику, и в полной мере удовлетворить их запросы. Практика их деятельности показывает, что отсутствие собственной хорошо оснащенной коррекционно-образовательной базы, которую имеют СКОУ, постоянного и профессионального подготовленного контингента практикующих учителей-дефектологов, недостаточность методических ресурсов не позволяют центрам обеспечивать весь спектр потребностей, которые возникают у инклюзивных образовательных организаций. Возникает естественная потребность в расширении и совершенствовании сети ресурсных центров через создание на базе лучших специальных (коррекционных) образовательных организаций ресурсных центров инклюзивного обучения, которые в условиях сетевого взаимодействия с окружными ресурсными центрами (ОРЦ) и образовательными организациями общего назначения, реализующими инклюзивное обучение, могли бы существенно улучшить сопровождение инклюзивного обучения в Москве.

Ресурсный центр, созданный на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной организации, может стать ведущим звеном в организации деятельности всего педагогического сообщества, нацеленной на единую стратегическую задачу - модернизацию системы образования Москвы как целостной, единой, качественной для всех детей <9>.

--------------------------------

<9> Источник информации: Назарова Н.М., Яковлева И.М., Афанасьева Ю.А., Браткова М.В., Титова О.В. СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) УЧРЕЖДЕНИЕ КАК РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. N 3 (29). С. 86 - 93.

Разработка универсального дизайна помещений для занятий с учетом инклюзивного образования (архитектурная доступность):

К началу 2014 учебного года благотворительный фонд "Детям о детях" составил список московских общеобразовательных организаций, оборудованных пандусами, лифтами, поручнями и другими приспособлениями для детей с ограниченными возможностями здоровья. На данный момент в базе более 1300 общеобразовательных организаций. Из них большинство - 61% - доступны для детей с ограничениями слуха. Инвалиды-колясочники могут учиться в 66 общеобразовательных организациях, слабовидящие и незрячие - в девяти, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата - в семи общеобразовательных организациях <10>.

--------------------------------

<10> Информация доступна на сайте благотворительного фонда "Детям о детях" http://kidz2kidz.ru/adult/school-base.