4. Москва

В Москве сформирована и функционирует система оказания качественных и доступных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам.

В образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, обучается 20524 детей-инвалидов, из них осваивают программы:

- дошкольного образования - 5148 детей-инвалидов,

- общего образования, в том числе по адаптированным программам 13498 детей-инвалидов;

- среднего профессионального образования - 1878 детей-инвалидов.

Детям с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей, дошкольное образование предоставляется в группах компенсирующей или комбинированной направленности, в службах ранней помощи и лекотеках.

В столице все дети-инвалиды и дети, родители которых являются инвалидами, обеспечены местами в дошкольных отделениях образовательных организаций.

Детям-инвалидам предоставляется право на первоочередное зачисление в дошкольное отделение школы или в детский сад.

Количество групп компенсирующей направленности в ОО - 2318.

Количество групп комбинированной направленности, в которых успешно реализуются инклюзивные практики, совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, в ОО - 724.

Для поступления с 1 сентября 2015 года и последующие годы зарегистрированы более 2 тыс. детей-инвалидов:

С учетом психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья дети-инвалиды школьного возраста могут обучаться как в специальных (коррекционных), так и в обычных образовательных организациях.

В системе московского образования 316 образовательных организаций реализуют инклюзивные практики, специальное (коррекционное) образование реализует 51 образовательное учреждение, в том числе в составе многопрофильных образовательных комплексов.

Для обеспечения равных возможностей и доступности получения качественной образовательной услуги для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в рамках межрайонных советов директоров образовательных организаций определены базовые школы.

Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями осуществляется по:

- основным общеобразовательным программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования;

- адаптированным общеобразовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ, с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей, обучающихся с нарушениями;

- адаптированным образовательным программам начального общего образования и основного общего образования с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей обучающихся.

В соответствии с действующим законодательством родители (законные представители) имеют право выбирать формы получения образования с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся.

В связи обучением по индивидуальным образовательным планам и необходимостью увеличения времени для освоения Стандарта ограничений по возрасту для детей-инвалидов нет и услуги по получению общего образования финансируются в полном объеме. 3751 обучающихся старше 18 лет получают образование, из них в учреждениях, подведомственных Департаменту образования города Москвы - 2352.

Государственная итоговая аттестация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организована как в форме единого государственного экзамена, так и в форме государственного выпускного экзамена. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют право выбора формы прохождения государственной (итоговой) аттестации:

Для обеспечения потребностей таких участников при организации и проведении ЕГЭ и ГИА, а также реализации их права на образование, на территории города Москвы функционировали 38 пунктов проведения экзамена на дому для выпускников 11-х классов и 87 пунктов проведения экзамена для обучающихся 9-х классов.

Для лиц, находящихся на длительном лечении в стационарных учреждениях системы здравоохранения, были созданы пункты проведения экзамена.

Особое внимание уделялось организационным условиям проведения экзамена:

- создание средового пространства, оптимального для нужд детей-инвалидов и участников, имеющих ограниченные возможности здоровья;

- обеспечение техническими устройствами, необходимыми для обеспечения комфортного пребывания и перемещения в пункте проведения экзамена;

- предоставление экзаменационных материалов, учитывающих индивидуальные особенности участников-инвалидов (для категории слабовидящих, слепых, глухих лиц; участников с нарушением опорно-двигательного аппарата);

- наличие ассистентов, оказывающих необходимую техническую помощь участникам-инвалидам и участникам с ограниченными возможностями здоровья.

Все сотрудники, заявленные в качестве ассистентов на государственной итоговой аттестации, прошли соответствующее обучение для повышения необходимых профессиональных навыков, а также обеспечению психологического комфорта участников экзамена.

Департамент образования города Москвы, как орган исполнительной власти города Москвы, обеспечивает создание специальных условий обучения.

В образовательных организациях города Москвы в соответствии с приказом от 30.08.2013 N 1015 Министерства образования и науки Российской Федерации созданы условия для осуществления деятельности по адаптированным программам и коррекционной работы с учетом особенностей обучающихся:

- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

- специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

- специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Создание безбарьерной образовательной среды для всех категорий обучающихся для получения качественной образовательной услуги в шаговой доступности - одна из приоритетных задач Департамента образования города Москвы.

В настоящее время в системе образования города Москвы приспособлено для инвалидов-колясочников 60% зданий, для инвалидов-опорников - 89%, инвалидов по слуху - 91% и инвалидов по зрению - 89%. Образовательные организации обеспечены оборудованием для реализации адаптированных программ: зрительные ориентиры, оборудованные игровые зоны, "бегущая строка", тактильная дорожка в коридоре, подъемники, лифты, пандусы, ридеры, наушники, специальные канцелярские принадлежности для детей с ДЦП, таблички с названиями кабинетов по Брайлю, подъемники, вертикализаторы.

Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания для реализации адаптированных программ для детей, не имеющих статуса "ребенок-инвалид", является заключение центральной психолого-медико-педагогической комиссии (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии").

Создание центральной психолого-медико-педагогической комиссии - это стандартизация услуги; единство требований к процедуре обследования, оформлению документов; оказание адресной психолого-педагогической помощи.

Специалисты психолого-медико-педагогической комиссии разрабатывают образовательный маршрут ребенка, определяют адаптированную образовательную программу и прописывают рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в соответствии с медицинским Заключением о состоянии здоровья и рекомендаций по организации образовательного процесса (Приказ Департамента здравоохранения N 297 от 01.04.2013 "О совершенствовании порядка выдачи медицинским организациями государственной системы здравоохранения города Москвы медицинских заключений о состоянии здоровья и рекомендации по организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья").

В Департаменте образования города Москвы разработана модель оказания адресной психолого-педагогической помощи родителям и детям с особыми образовательными потребностями как на базе образовательной организации, так и на базе центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

Оказываемая на базе центра психолого-педагогическая, социальная помощь различается как по объему, так и по интенсивности, длительности оказываемой помощи в зависимости от категории потребителей государственной услуги, а именно, дети, имеющие проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации; обучающиеся, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации; дети/обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, нуждающиеся в адаптированной образовательной программе; инвалиды, нуждающиеся в индивидуальной программе реабилитации.

Для работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями и детьми-инвалидами предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей, в том числе ассистентов (помощников).

Состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения адаптированной программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей.

В образовательных организациях города Москвы психолого-педагогическое сопровождение воспитанников и обучающихся осуществляют 10,5 тыс. специалистов:

- педагоги-психологи - 4925 чел.,

- учителя-логопеды - 4445 чел.,

- учителя-дефектологи - 1104 чел.

Количество педагогических работников, занятых в профессиональном образовании лиц с инвалидностью, составляет 1276 человек, из них: преподавателей 862, мастеров производственного обучения 219, педагогов-психологов 96, социальных педагогов 88, учителей-дефектологов 11.

Количество педагогических работников, имеющих специальное образование для работы с детьми-инвалидами в СПО - 279.

Ежегодно педагоги, работающие с детьми-инвалидами, проходят курсы повышения квалификации.

На базе Московских педагогических ВУЗов (МИОО, НИУ ВШЭ, МГППУ, МГПУ) открыто:

- 8 программ повышения квалификации;

- 5 магистерских программы (МГППУ, МГПУ);

- 3 программы стажировки;

- открыты программы бакалавриата по подготовке специалистов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями (МГППУ, МГПУ).

В 2013 - 2014 учебном году 49% педагогов прошли курсы повышения квалификации по программам инклюзивного образования.

На базе МГППУ проведены курсы повышения квалификации педагогов-психологов образовательных организаций по программе "Психологическая профилактика социальных рисков" в дистанционной форме.

МГППУ разработаны персонифицированные модели повышения квалификации для педагогов и специалистов служб сопровождения, реализующих инклюзивные практики.

В сентябре 2014 года на базе МГПУ 600 педагогов, руководителей образовательных организаций прошли повышение квалификации по программам инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями в образовательных организациях.

В целях обеспечения образовательного процесса детей-инвалидов все нормативы финансового обеспечения государственных гарантий, утвержденные постановлениями Правительства Москвы от 31.08.2011 N 407-ПП "О мерах по развитию дошкольного образования в городе Москве", от 22.03.2011 N 86-ПП "О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве", рассчитываются с корректирующими коэффициентами:

- 2 для детей-инвалидов, за исключением детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих детей-инвалидов;

- 3 для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих детей-инвалидов.

Ведомственным перечнем государственных услуг (работ), оказываемых государственными (выполняемых) организациями, находящимися в ведении Департамента образования города Москвы, утвержденным приказом Департамента образования города Москвы от 9 декабря 2013 г. N 823, в рамках государственного задания предусмотрены услуги:

- "предоставление специальных условий образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья",

- "предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации".

Государственные работы:

- "предоставление психолого-педагогического сопровождения и методической помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность для обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ";

- "проведение психолого-педагогического консультирования обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников".

В рамках организации работы по внедрению эффективных мер стимулирования повышения качества образования и поддержке в городе Москве образовательных организаций, стабильно обеспечивающих высокие результаты образовательной и воспитательной деятельности в городе Москве с 2011 года, вручается 50 грантов Мэра Москвы в сфере образования за лучшие достижения в создании развивающей среды для обучающихся, обеспечивающей возможности их социализации и творческого развития, по итогам по 2 млн. каждый, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 28.05.2013 N 329-ПП "О грантах Мэра Москвы в сфере образования".

В рамках процедуры отбора лауреатов грантов Мэра Москвы учитывались результаты работы образовательных организаций по созданию условий для получения качественного образования особой категорий детей - детей-инвалидов.

Экспертным советом по Государственной программе города Москвы на среднесрочный период (2012 - 2018 гг.) "Развитие образования города Москвы" ("Столичное образование"), в состав которого входят ведущие специалисты в образовании федерального и московского уровня, представители общественных организаций и родительских объединений, на заседании 14 августа 2014 г. были утверждены новые подходы в формировании рейтинга образовательных организаций города Москвы, показавшие высокие образовательные результаты.

В рамках межведомственного Соглашения, департаменты образования и социальной защиты населения города Москвы осуществляют комплексную работу по созданию единого адаптированного пространства, позволяющего создать каждому ребенку территорию успеха.

Работает межведомственная рабочая группа (департаменты образования, здравоохранения, социальной защиты населения города Москвы) по разработке условий специальных условий обучения и воспитания детей-инвалидов.

В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации открылась школа инклюзивного образования "Ковчег" (N 1321), которая является одной из первых государственных школ в России, целенаправленно осуществляющая процесс интеграции детей с особенностями развития в среду здоровых сверстников в рамках общеобразовательного процесса.

В 2004 году стартовал проект "СТРИЖИ" (СТРемление к Инклюзивной ЖИзни"). К Проекту присоединилась школа N 142, (ЦО N 1447), куда перешли дети из детского сада N 1465 и Центра "Тверской". Таким образом, сложилась первая инклюзивная образовательная вертикаль "Детский Сад - Школа - Центр". К 2010 году в проекте участвовало 57 образовательных учреждений ЦАО г. Москвы, среди них Центральное окружное Управление образования, Окружной методический центр, психолого-педагогические центры, дошкольные образовательные учреждения, средние общеобразовательные школы и коррекционные учреждения <6>.

--------------------------------

<6> РООИ "Перспектива". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://perspektiva-inva.ru/userfiles/education/publication/Otchet_2011-2012_Aspekty-razvitiia-IO-v-deiatelnosti-natcionalnoi-koalitcii.pdf (дата обращения 29.05.2015).