Обеспечение детям-инвалидам внутри системы общего образования требуемой поддержки для реализации их эффективного обучения:
С целью изучения общественного мнения в отношении инклюзивного образования детей-инвалидов, определения перспектив дальнейшего внедрения инклюзивной практики сотрудниками Байкальского государственного университета экономики и права было проведено мониторинговое исследование.
Методом исследования был выбран анкетный опрос учителей и родителей обучающихся 1 - 10-х классов трех общеобразовательных организаций г. Иркутска, в которых система инклюзивного образования пока не реализуется. Отбирая респондентов, исходили из того, что родители учащихся и учителя не безразличны к перспективе совместного образования здоровых детей и детей-инвалидов, поскольку возможно, что в классе, где учится их здоровый ребенок, появится ребенок-инвалид и конфигурация взаимоотношений в классе детей друг с другом, учителей с учениками, система неформальных связей может измениться, поскольку появятся ранее не существующие проблемы и т.д. была разработана анкета "Дети с особыми образовательными потребностями в современной системе образования". Всего опрошено 160 респондента, из них 65 учителей и 95 родителей обучающихся. Необходимо отметить, что данная тема опроса вызвала большой интерес у 84% учителей и 67% родителей. Исходя из данных опроса, 78% респондентов из числа учителей и 67% из числа родителей, считают, что при совместном обучении прежде всего дети-инвалиды лучше подготовятся к самостоятельной жизни в обществе. Ребенка-инвалида необходимо как можно раньше включать в систему общественных отношений, ведь чем больше у него будет дружеских связей со сверстниками, тем активнее будет идти процесс их социализации в дальнейшем. Это отмечают 77% учителей и 72% родителей обучающихся. Положительным моментом в совместном обучении считается также и то, что здоровые дети будут учиться дружественному отношению к инвалидам, заметили 81% опрошенных учителей и 69% опрошенных родителей.
Особое внимание обращают и учителя и родители здоровых ребят на то, что все-таки коррекционные общеобразовательные организации и интернаты для детей-инвалидов, безусловно, имеют свои сильные стороны. Однако полученные данные - показатель того, что общественное мнение не будет препятствовать развитию системы специального (инклюзивного) образования детей-инвалидов в г. Иркутске.
Своеобразным "тестом" на толерантность к детям-инвалидам был вопрос, адресованный родителям обучающихся: "Как Вы относитесь к тому, чтобы в классе, где учится Ваш ребенок, учились бы и его сверстники-инвалиды?". В целом 79% родителей не возражали бы против совместного обучения их детей с детьми-инвалидами, и только 12% респондентов ответили, что не хотели бы такого соседства в одном классе. Абсолютное большинство как родителей, так и учителей (в среднем две трети) убеждены, что с помощью инклюзивного образования дети-инвалиды лучше подготовятся к жизни в обществе, а здоровые дети за счет этого расширят знания о мире, в котором живут. Говоря о взаимообогащении детей в рамках инклюзивного образования, мы получили наибольшее совпадение позиций респондентов. Несомненно, должно продолжаться дальнейшее обсуждение этой проблемы как в педагогической, так и в родительской среде, поскольку изучение отношения населения к инклюзивному образованию является необходимым условием для его реализации и развития.
Тем не менее, практика показывает, что пока еще в Иркутской области для развития инклюзивного образования существует достаточно много препятствий, среди которых основными являются: недружелюбное, негативное отношение в образовательных организациях к детям с ограниченными возможностями здоровья со стороны других обучающихся и их родителей; отсутствие соответствующей квалификации у педагогов; уровень технической готовности образовательных организаций разного уровня к обучению детей с инвалидностью; негативное отношение педагогов и персонала образовательных организаций к введению системы инклюзивного образования; недостаточное финансирование; отсутствие системы сопровождения <58>.
--------------------------------
<58> Источник информации: Трохирова У.В., Зимина Е.В. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ//Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2014. - N 3.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей