2.17. Ставропольский край

Повышение эффективности кадрового и информационно-методического обеспечения деятельности по организации обучения инвалидов в обычных образовательных учреждениях:

В рамках работы на краевой инновационной площадке "Комплексное сопровождение субъектов инклюзивного образовательного процесса" в МБОУ СОШ N 12 г. Новоалександровск была создана междисциплинарная команда, обеспечивающая организацию сопровождения получения инклюзивного образования обучающимися.

В процессе реализации плана мероприятий по инклюзивному образованию в 2013 - 2014 учебном году было сделано следующее:

- Сформированы банки данных о членах междисциплинарной команды и о педагогах, осуществляющих образовательный процесс детей-инвалидов, в том числе обучающихся на дому (1 - 4 кл.).

- Созданы информационные стенды по инклюзивному обучению.

- Создан волонтерский отряд из обучающихся 7 - 10 классов, члены которого провели благотворительную акцию "Спешите делать добро"; подготовили и приняли активное участие в Фестивале "Мы вместе!".

- Проведено совещание совместно с учителями начальных классов по теме "Регламентирование основных процедур эксперимента".

- Проведен обучающий семинар (совместно с ГУСО "Новоалександровский комплексный центр социального обслуживания населения") по теме "Образовательное учреждение в режиме эксперимента: проблемы, перспективы".

- Организовано участие педагогов образовательной организации во Всероссийской научно-практической конференции "Мир без границ" (г. Ставрополь).

- Проведена Неделя социальных проектов "В мире добра". В рамках Недели проведена научно-практическая конференция с участием учителей начальных классов и членов междисциплинарной команды "Мир без границ".

- Оказывается консультативная помощь родителям (законным представителям) детей с ЗПР и ОВЗ.

- Педагогом-психологом проведена психологическая диагностика детей с ОВЗ.

- Педагоги проходят курсы повышения квалификации по темам "Организация образовательного процесса в инклюзивной школе", "Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образовательного процесса" в объеме 144 часов.

- В рамках программы "Этические диалоги" проводятся классные часы по темам: "Уроки доброты и милосердия", "Мы такие разные...", "Учимся думать о себе и о других", "Добру и пониманию открытый путь!", "Мы - разные, но мы вместе!".

МБОУ СОШ N 12, согласно плану опытно-экспериментальной работы по теме "Комплексное сопровождение субъектов инклюзивного образовательного процесса", в 2013 - 2014 учебном году общеобразовательная организация участвовала в качестве экспериментальной площадки по внедрению инклюзивного образования в общеобразовательные организации. В общеобразовательной организации создана междисциплинарная команда.

Членами междисциплинарной команды было сделано следующее:

- Проведено совещание совместно с учителями начальных классов по теме "Регламентирование основных процедур эксперимента".

- Проведен обучающий семинар совместно с директором ГУСО "Новоалександровский комплексный центр социального обслуживания населения" О.В. Шестаковой по теме "Образовательное учреждение в режиме эксперимента: проблемы, перспективы".

- Посетили центр социального обслуживания населения. На второе полугодие наметили проведение совместных мероприятий.

- Куратор опытно-экспериментальной работы Зубарева Т.М. и руководитель междисциплинарной команды Соловьева Е.И. Представили свой опыт работы на Всероссийской научно-практической конференции "Мир без границ", которая проходила в г. Ставрополе.

В рамках реализации плана мероприятий по инклюзивному образованию, который был составлен в сентябре на 2013 - 2014 учебный год, выполнено следующее:

- Сформированы: банк данных о членах междисциплинарной команды; банк данных о педагогах, осуществляющих образовательный процесс детей-инвалидов, в том числе обучающихся на дому (1 - 4 кл.).

- Созданы информационные стенды по инклюзивному обучению.

- Создан волонтерский отряд из обучающихся в 7 - 10 классах. Ребята вместе с наставниками провели благотворительную акцию "Спешите делать добро"; подготовили и приняли активное участие в Фестивале "Мы вместе!".

- Проведена Неделя социальных проектов "В мире добра". В рамках которой учителя начальных классов показали открытые мероприятия, где представили свои социальные проекты: "Помоги птицам зимой" и "Дорогою добра". Старшая вожатая провела КТД "Знай наших, или вторая жизнь предмета". Завершили Неделю научно-практической конференцией учителей начальных классов и членов междисциплинарной команды "Мир без границ". На конференции были затронуты вопросы о леворуких детях, об аутизме, о нарушениях эмоционально-волевой сферы обучающихся, о медлительных и гиперактивных детях.

- Оказывается консультативная помощь родителям (законным представителям) обучающихся с ОВЗ.

- Педагогом-психологом проводится психологическая диагностика детей с ОВЗ.

- Организованы курсы повышения квалификации: первая сессия по теме "Организация образовательного процесса в инклюзивной школе", вторая сессия по теме: "Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образовательного процесса" в объеме 144 часов.

- Проведена Всероссийская неделя инклюзивного образования. В рамках программы "Этические диалоги" включены в план воспитательной работы классные часы по темам: "Уроки доброты и милосердия", "Мы такие разные...", "Учимся думать о себе и о других", "Добру и пониманию открытый путь!", "Мы - разные, но мы вместе!" <48>.

--------------------------------

<48> Информация доступна на сайте МОУ СОШ N 12 г. Новоалександровск, http://shkola12.ucoz.com/index/inklyuzivnoe_obrazovanie/0-119.

В Ставропольском крае в 2013 г. проведен обучающий семинар (МБОУ СОШ N 12 совместно с ГУСО "Новоалександровский комплексный центр социального обслуживания населения") по теме "Образовательное учреждение в режиме эксперимента: проблемы, перспективы" <49>.

--------------------------------

<49> Источник информации: http://cl.rushkolnik.ru/docs/13038/index-91282.html.

Обеспечение детям-инвалидам внутри системы общего образования требуемой поддержки для реализации их эффективного обучения:

Большая работа в рамках собственной программы "Построение системы инклюзивного образования в условиях современного общеобразовательного учреждения", рассчитанной на реализацию в период - 2012 - 2016, проводится в общеобразовательной организации N 21 города Ставрополя. В контексте этой программы на базе общеобразовательной организации реализуется инновационная образовательная модель инклюзивного обучения, которая нацелена на:

- создание в общеобразовательной организации адаптивной образовательной среды;

- психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- изменение методов и организационных форм обучения;

- научно-методическую поддержку педагогов через повышение квалификации на рабочем месте;

- формирование инклюзивной культуры у детей, родителей, педагогов;

- разработку этапов включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную организацию: комплексная двухуровневая диагностика, диагностическое обучение с целью уточнения диагноза и составления индивидуальной образовательной программы, развитие и коррекция нарушений речевого, интеллектуального, сенсорного развития через сеть образовательных услуг;

- обоснование содержания психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации: индивидуальная образовательная программа, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий со специалистами, организация взросло-детской и детской совместной учебно-познавательной деятельности <50>.

--------------------------------

<50> Информация доступна на сайте МБОУ N 21 г. Ставрополя: http://www.shkola21-stavropol.ru/index.php/component/content/article/2-uncategorised/92-inklyuzivnoe-obuchenie.

В 2013 году на конкурсе "Образование для всех" ставропольская общеобразовательная организация N 21 была признана лучшей инклюзивной школой Российской Федерации <51>.

--------------------------------

<51> Информация доступна на сайте РООИ "Перспектива": http://perspektiva-inva.ru/anonce/vw-1023/.