Заключение

Таким образом, можно заключить, что в рамках Государственной программы "Доступная среда" в 2011 - 2014 гг. многим регионам РФ удалость достичь ощутимых результатов. Можно выделить регионы-лидеры, можно дифференцировать регионы, которые осуществляют на пути обеспечения доступной среды для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья лишь первые шаги. Пособие содержит информацию о наиболее эффективных и перспективно развивающихся практиках инклюзивного образования, описание реализуемых в субъектах РФ условий для интеграции людей с ОВЗ в активную жизнь общества. Накопленный в регионах опыт организации инклюзивного образования в общеобразовательных организациях, проведение консультаций по проблемам инклюзивного образования, организация мониторинга внедрения инклюзивной практики в общеобразовательные организации необходимо транслировать в субъекты РФ с учетом региональной специфики. Но стоит отметить, что даже внутри одного региона идеи обеспечения доступной среды для людей с инвалидностью понимаются по-разному, неравномерно реализуются различные индикаторы и показатели этой доступности (где-то лучше развита архитектурная доступность, где-то акцент делается на развитие ресурсов сетевого взаимодействия, где-то - на повышение квалификации и просвещение). В данном пособии описаны эффективные способы создания в общеобразовательных организациях различных регионов РФ специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, а также безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности, использования специальных учебных и дидактических пособий. Отмечаются наиболее передовые методы и технологии проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, условия предоставления услуг ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь при освоении обучающимися с особыми потребностями общеобразовательных программ.

В целом, по большинству регионов можно констатировать развитие инклюзивных практик для людей с инвалидностью, обеспечение оптимальных условий для организации доступной среды, а именно:

- оснащение оборудованием и организация мест оказания коррекционной помощи детям-инвалидам в обычных образовательных учреждениях;

- повышение эффективности кадрового и информационно-методического обеспечения деятельности по организации обучения инвалидов в обычных образовательных учреждениях;

- обеспечение детям-инвалидам внутри системы общего образования требуемой поддержки для реализации их эффективного обучения;

- обеспечение для детей-инвалидов равного с другими детьми доступа к участию в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;

- разработка универсального дизайна помещений для занятий с учетом инклюзивного образования (архитектурная доступность);

- сочетание процесса получения образования с мероприятиями медико-социальной реабилитации детей-инвалидов;

- подготовка педагогов общеобразовательных учреждений и учителей-дефектологов к работе в новых условиях инклюзивного обучения и др.

При наблюдаемой позитивной динамике в реализации Государственной Программы "Доступная Среда", стоит обозначить некоторые зоны дальнейшего роста:

- Решение проблем архитектурной доступности общеобразовательных организаций, реализующих инклюзивные практики. Необходимо совершенствовать материально-техническую базу образовательных организаций, позволяющую: оптимально организовать пространство, в котором обучается ребенок с ОВЗ; организовать режим обучения ребенка с особыми образовательными потребностями; организовать рабочее место в классе, где учится ребенок с ОВЗ. Образовательная организация должна быть оснащена техническими средствами обучения для различных категорий детей с ОВЗ, а также снабжена ассистирующими средствами и технологиями (пандусами, специальное оборудование для людей, имеющих ограниченные возможности здоровья).

- Дальнейшей разработки требуют организационные и содержательные технологии, обеспечивающие максимальную эффективность образования и воспитания детей, в соответствии с их особенностями и возможностями в условиях единой образовательной среды. Необходимо развивать технологии моделирования командного взаимодействия специалистов в инклюзивном образовательном пространстве; технологии организации предметно-развивающей среды в образовательной организации; технологии психолого-педагогического сопровождения семьи особого ребенка в образовательной организации. Необходимо разрабатывать модели психолого-педагогического сопровождения учащихся экспериментальных классов, осуществляющих инклюзивную практику; технологии адаптации некоторых разделов учебного материала для задач разноуровневого обучения; технологии интеграции детей с разными возможностями в рамках средового подхода; технологии построения индивидуальной программы развития ребенка-инвалида в условиях интеграции; алгоритм деятельности специалиста сопровождения (тьютора) в инклюзивном классе; технологии работы с различными участниками образовательного процесса в школе.

- Анализ опыта регионов показал, что эффективно мероприятия по обеспечению доступности среды организуются в тех регионах, где есть ресурсные центры в качестве методического и координирующего звена. Ресурсный центр должен обеспечивать организацию и содержание деятельности инклюзивной службы ранней помощи, деятельность психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) для определения образовательного маршрута, необходимых условий для интеграции особого ребенка. Опыт регионов РФ доказывает, что ресурсным центром может стать как специальная (коррекционная) образовательная организация, так и общеобразовательная организация.

- Необходимо развивать организационные и кадровые условия формирования доступной среды, инклюзивного образования в регионах РФ: сотрудничество образовательных организаций с ресурсным центром по инклюзивному образованию в регионе, в том числе с ПМПК; взаимодействие с другими специальными (коррекционными) образовательными организациями (детские сады, школы, техникумы и т.д.). Важно обеспечить взаимный обмен технологиями, материалами, информацией и документами. Важным шагом для совершенствования инклюзивной практики будет обеспечение преемственности в работе образовательных организаций разных ступеней инклюзивной вертикали, а также преемственность в работе различных образовательных организаций разного типа и вида.

- Существует необходимость приобретения новых компетенций педагогов в вопросах взаимодействия с детьми, имеющими различные ограничения здоровья, а также овладения ими знаниями об особенностях онтогенеза этих детей. Это предполагает повсеместную организацию курсов повышения квалификации в различных регионах, а также обеспечение информационно-методическими материалами всех общеобразовательных организаций. Необходимо способствовать подготовке, повышению квалификации и переподготовке специалистов системы образования.

- В регионах необходимо продолжать разработку адаптированных образовательных программ для обучения детей в соответствии с их возможностями (на этапах дошкольного, начального и среднего общего образования). Подобные программы должны позволить проводить фронтальное обучение детей на разных уровнях глубины овладения материалом, что повысит вероятность доступности для ребенка обучения в массовой школе. Необходимо разработать не менее пяти уровней сложности адаптированных образовательных программ, учитывающих особенности детей с ОВЗ, как это выстроено в системах интегрированного образования за рубежом. Необходимо также разработать дифференцированные программы для задач профильного (профессионального) обучения и развития трудовых навыков детей старшей школы в соответствии с их интеллектуальными и физическими возможностями. Внутри разноуровневых образовательных программ важно предусмотреть наличие разнообразных типовых индивидуализированных планов обучения и воспитания детей с разными образовательными потребностями.

- Дети с ОВЗ, интегрированные в общеобразовательные организации, должны оставаться постоянным объектом мониторинга на предмет их адаптивной устойчивости и успешности, т.е. они должны оставаться в системе особого сопровождения.

- Огромную роль в реализации Государственной Программы "Доступная среда" и инклюзивных практик в регионах РФ играет специальная работа по реализации технологий, направленных на формирование установок на толерантное отношение к детям с ОВЗ и развитии культуры инклюзии внутри всего общества. Формированию и развитию инклюзивной культуры могут способствовать выступления специалистов по сопровождению и тьюторов на педагогических советах и родительских собраниях, участие этих специалистов в классных часах. Толерантные установки к детям с особыми потребностями должны формироваться с участием психологов и тьюторов в процессе индивидуального и группового консультирования, во время семинаров, круглых столов для детей, родителей и педагогов.

- Необходимо создать перечень универсальных критериев, с помощью которых возможно было бы оценивать эффективность реализации инклюзивной практики той или иной образовательной организацией, критерии эффективности системы интеграции детей с ОВЗ в том или ином субъекте РФ, четкие критерии доступности среды для людей с различными видами нарушения здоровья и развития. Эти критерии должны отражать доступность образовательной среды для детей с ОВЗ; показатели интегрированности самих обучающихся; позицию родителей детей с ОВЗ и родителей детей, посещающих инклюзивные классы; уровень компетентности и мотивированности педагогов и специалистов сопровождения (тьютеров); компетентность в вопросах осуществления инклюзивной практики руководителей и представителей администрации образовательных организаций, а также степень активности координаторов по инклюзивному образованию в региональном управлении образования, ресурсном центре, методическом центре, ППМС-центрах.

- Нами отмечено, что создание безбарьерной среды, развитие инклюзивного образования в регионах эффективнее осуществлять в партнерстве государственных структур и неправительственных организаций. Успешной практике развития и продвижения Государственной программы "Доступная среда" будет способствовать создание и совместная деятельность ассоциаций и коалиций общественных организаций, в которые вовлекаются родительские группы и объединения, организации лиц с ограниченными возможностями здоровья.