6. Республика Татарстан

Мероприятия в рамках реализации программы "Доступная среда" в 2012 году проводились в 35 образовательных организациях, в 2013 году - в 15 образовательных организациях. В 2014 году в программу включены 104 образовательных организации из 42 муниципальных образований РТ, в том числе 89 средних общеобразовательных школ и 15 специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов. Общий лимит финансирования программы в 2014 году - 271,9 млн. руб. (из них РФ - 113,5 млн. руб., РТ - 158,4 млн. руб.).

В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан в программу "Доступная среда" на 2015 год включены 73 муниципальных общеобразовательных организации и 12 специальных (коррекционных) школ с объемом финансирования на общую сумму 149972,2 тыс. рублей.

В настоящее время в Татарстане применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

- дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) организациях;

- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных организациях;

- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

В муниципальных образованиях Республики определены базовые школы по реализации инклюзивного образования с учетом территориальной доступности, создания безбарьерной среды. Осуществляются организационные мероприятия по созданию на базе специальных (коррекционных) образовательных организаций учебно-методических ресурсных центров для осуществления сетевого взаимодействия.

В 2012 году построена новая школа МБОУ "СОШ N 3" Мамадышского муниципального района, в которой организовано инклюзивное образование. По проекту создана доступная среда, построены пандусы, имеется специальная установка для подъема учащихся - колясочников, оборудование для санузлов для детей с ограниченными возможностями. Министерство образования и науки РТ выделило специальный автобус для подвоза детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В школе на данный момент обучается 1 ребенок с ОВЗ - колясочник: ученик 9 класса Мухаметшин Айнур.

Все члены администрации и 2 учителя (классный руководитель и учитель физической культуры) прошли обучение (профессиональную переподготовку и курсы повышения квалификации) по данному направлению.

В 2012 году в рамках реализации Федеральной целевой программы "Доступная среда" специалистами ГАОУ ДПО ИРО РТ организована и проведена профессиональная переподготовка 125 учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан по специальностям: "Олигофренопедагогика" (50 чел.), "Тифлопедагогика" (50 чел.), "Сурдопедагогика" (25 чел).

Распределение слушателей по направлениям обучения осуществлялось на основе свободного выбора слушателями направления переподготовки.

Составлены договоры на обучение по специальности "Олигофренопедагогика" на сумму 2150653 рублей, по специальности "Сурдопедагогика" на сумму 1025987 рублей, по специальности "Тифлопедагогика" на сумму 1919360 рублей. Всего на реализацию данного мероприятия израсходовано 5096000 рублей.

В мае 2013 г. проведен электронный мониторинг эффективности переподготовки педагогических работников по направлениям специальностям "Олигофренопедагогика", "Тифлопедагогика", "Сурдопедагогика", опрос руководителей, учеников, родителей, коллег педагогических работников выпускников факультета. В августе 2013 г. - мониторинг программ реализации инклюзивного образования в ОУ РТ.

В августе - октябре 2014 года проведено обучение на курсах повышения квалификации 310 чел. из числа руководителей образовательных организаций, педагогов и специалистов сопровождения общеобразовательных организаций (учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, тьюторов).

Очное обучение в объеме 36 ч осуществлялось тьюторами (лекторами) АОУ ДПО "Институт развития образования Республики Татарстан", ГАУО ВПО "Казанский (Приволжский) федеральный университет".

За период с 2009 по 2012 год в рамках мероприятия ПНПО "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" на 2009 - 2012 годы в Республике Татарстан созданы условия для дистанционного обучения 728 детей-инвалидов; оборудовано 653 рабочих мест педагогических работников для дистанционного обучения детей-инвалидов. Обучены 881 учитель и более 1200 родителей детей-инвалидов. Также было организовано дистанционное обучение детей, находящихся на лечении в онкогематологическом отделении Республиканской детской клинической больницы.

В 2013/2014 учебном году 366 детей-инвалидов из числа обеспеченных специализированным компьютерным оборудованием обучались с применением ресурсов системы дистанционного обучения "Телешкола". В обучении 352 детей-инвалидов использовались электронные образовательные ресурсы информационной системы "Электронное образование в РТ", "КМ-Школа", а также сервис Skype и электронные пособия, включенные в состав программно-технического комплекса для ребенка-инвалида.

Издано распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.09.2012 N 1593-р о передаче компьютерного оборудования в безвозмездное пользование детям-инвалидам, завершившим обучение по образовательным программам общего образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий и поступившим в образовательные учреждения профессионального образования, при наличии документов, подтверждающих поступление в соответствующее образовательное учреждение, по заявлению ребенка-инвалида или родителей (законных представителей).

В 2013 году из муниципальных отделов образования и от родителей детей-инвалидов, обучающихся на дому, поступило более новых 150 заявок на получение компьютерного оборудования. В связи с этим за счет федерального и республиканского бюджета было приобретено 62 комплекта оборудования для обеспечения детей-инвалидов и 19 комплектов для замены вышедшего из строя оборудования. Общее количество детей-инвалидов, которым созданы условия для дистанционного обучения, составило 790 человек.

В 2014 году производится закупка еще 55 комплектов специализированного компьютерного оборудования для детей-инвалидов.

Модель инклюзивного образования МБОУ "СОШ N 78" Приволжского района г. Казани (далее - Школа) основана на организации социального партнерства школы и сетевых форм взаимодействия с другими организациями: городским реабилитационным центром детей-инвалидов "Солнечный" (далее - ГРЦДИ), детской музыкальной школой N 14 Приволжского района г. Казани, Центром детского творчества "Олимп", детской поликлиникой N 10, городской ПМПК, муниципальными органами социальной защиты. Комплексное взаимодействие всех вышеперечисленных организаций позволяет создать единую систему медико-педагогического и социально-реабилитационного сопровождения более 130 детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся в средней общеобразовательной школе с численностью 1176 учащихся.

Наиболее эффективным и системообразующим звеном в данном сетевом проекте является социальное партнерство Школы и ГРЦДИ на основе договоров о сотрудничестве и безвозмездном пользовании Школой помещениями ГРЦДИ, зарегистрированным в Минземимущества РТ. Школа имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности:

- по двум юридическим адресам в зданиях, находящихся в шаговой доступности друг от друга, что обеспечивает тесное взаимодействие организационных структур и мобильность участников образовательной деятельности;

- по общеобразовательным программам начального общего образования (срок обучения 4 года), основного общего (срок обучения 5 лет) и среднего общего образования (срок обучения 2 года);

- а также по программам начального общего образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся (срок обучения 4 - 5 лет), основного общего образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся (срок обучения 6 лет) и среднего общего образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся (срок обучения 2 года).

В Школе функционируют:

- 41 общеобразовательный класс, из них - 9 инклюзивных классов, где осуществляется совместное обучение;

- 10 коррекционных классов (по программам 6 вида).

Виды инклюзии, сформированные в Школе:

1. Внеурочная инклюзия - учащиеся коррекционных классов (121 чел.) вовлечены во внеурочные мероприятия Школы и обеспечены реабилитацией;

2. Частичная инклюзия - дети-инвалиды (30 чел.) обучаются по индивидуальным учебным планам, сочетают дистанционное и очное обучение и обеспечены реабилитацией;

3. Полная инклюзия - дети-инвалиды (12 чел.) обучаются совместно со сверстниками в общем потоке и обеспечены реабилитацией.

Эффективность подобной модели взаимодействия по реализации идей инклюзивного образования обеспечена созданием комплекса условий, среди которых основными выступают:

- готовность педагогов к реализации инклюзивного педагогического процесса (включает все виды готовности: личностной, профессиональной, психологической и др.);

- формирование гуманистической системы воспитания, включающей обеспечение нравственно-психологического климата внутри коллективов детей, родителей и учителей;

- организацию коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения развития и социализации детей;

- создание гибкой и вариативной организационно-методической системы, адекватной образовательным потребностям детей с различными возможностями и комплексным сопровождением его участников посредством сетевого взаимодействия.

С целью создания условий для инклюзивного образования и реализации сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательных организаций, реализующих инклюзивное образование, в Республике определены базовые площадки, имеющие большой опыт работы в области инклюзии:

- ЧОУ ВПО "Институт экономики, управления и права (г. Казань)" по реализации направления: "Создание и развитие преемственной системы инклюзивного образования в Республике Татарстан";

- НОУ ВПО "Университет управления "ТИСБИ" по реализации направления: "Разработка и внедрение механизмов и технологий инклюзивного образования с учетом кластерного подхода в среднем и высшем профессиональном образовании в Республике Татарстан".

Университет управления "ТИСБИ" является негосударственной образовательной организацией высшего образования, которая решает чрезвычайно важную социальную задачу в создании современной системы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья в области доступности профессионального образования в Республике Татарстан.

Инклюзивная политика Университета управления "ТИСБИ" системно охватывает деятельность вуза по всем направлениям, т.к. это многоуровневый процесс, как на всех уровнях человеческих взаимоотношений, так и в целях, содержании, формах и технологиях профессиональной подготовки студента с ОВЗ.

Обучением лиц с ОВЗ Университет управления "ТИСБИ" начал целенаправленно заниматься с 1997 года по программам среднего профессионального образования.

Анализ известного на тот момент лучшего опыта отечественных и зарубежных образовательных проектов привел Университет к необходимости создания уникальной в РФ системы дистанционного асинхронного обучения "ДАО ТИСБИ".

Созданный программный комплекс позволил организовать процесс получения знаний, умений и навыков с помощью интерактивной специализированной информационной образовательной среды, основанной на использовании модульных программ обучения и новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии, и реализующей систему сопровождения и администрирования учебного процесса. Это позволило лицам с ограниченными возможностями здоровья с тяжелой формой нозологии получать профобразование, не выезжая из дома.

Разработки Университета управления "ТИСБИ" запатентованы, а программные комплексы Университета рекомендованы Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки к внедрению в образовательных учреждениях РФ.

С 2001 года Университет управления "ТИСБИ" осуществляет профессиональную подготовку в рамках региональной модели образования лиц с ограниченными возможностями здоровья по многим категориям: с нарушениями двигательных функций, слуха, зрения и других заболеваний, как по дневной форме обучения, так и в заочной форме, в т.ч. с использованием дистанционных технологий.

Министерство образования и науки Российской Федерации, ознакомившись с опытом реализующейся в вузе модели "школа - среднее профессиональное образование - высшее профессиональное образование" определило Университет управления "ТИСБИ" в 2002 году в качестве "Федеральной экспериментальной площадки по развитию образования и социальной поддержки детей с особыми нуждами, выравниванию доступа к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья" (Приказ МО РФ N 1823 от 20.05.2002).

Университет наработал значительный опыт обучения лиц с ОВЗ, выполняя государственный заказ Министерства труда и социального обеспечения Российской Федерации по проекту "Внедрение в Приволжском федеральном округе учебно-методического обеспечения профессионального обучения безработных граждан на основе INTERNET-технологий и модульных программ обучения и ее апробация для дистанционного обучения безработных граждан". По итогам реализации программы и на основании конкурса по отбору федеральных головных и окружных учебно-методических центров по обучению людей с инвалидностью среди образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, в 2004 г. на базе Университета управления "ТИСБИ" открыт Окружной учебно-методический центр Приволжского федерального округа по обучению инвалидов (Приказ МО РФ N 2356 от 24.05.2004).

Во исполнение Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 гг., на базе Университета сформирован научно-образовательный кластер, утвержденными целями которого являются повышение качества образования, эффективность использования трудовых ресурсов путем совершенствования форм и методов обучения кадров в соответствии с потребностями работодателей, а также обеспечения доступности получения профессионального образования для людей с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Инициативы вуза, накопленный опыт по обучению лиц с ОВЗ были поддержаны первым Президентом Республики Татарстан М.Ш. Шаймиевым и сегодня поддерживаются Правительством Республики Татарстан <7>.

--------------------------------

<7> Университет управления "ТИСБИ". Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tisbi.ru/home/about/ (Дата обращения 28.04.2015).

Совместное партнерство вуза и вечерней общеобразовательной школы для глухих и слабослышащих N 34 г. Казань 17 лет назад позволило сформировать первую дневную группу студентов с нарушениями слуха из 17 чел., обучающуюся по программе среднего профессионального образования на базе колледжа Университета.

Абитуриенты с особыми потребностями (нарушения слуха, речи, опорно-двигательного аппарата) при поступлении в колледж имеют возможность одновременно получить несколько специальностей:

- переплетчик-брошюровщик;

- реставратор строительный по специальности лепщик архитектурных деталей;

- хлебопек-кондитер;

- логист;

- менеджер;

- оператор компьютера на профессиональной основе.

Обучение бесплатное и сопровождается квалифицированным сурдопереводом.

Студенты колледжа включены в активную жизнь Университета: спортивные, интеллектуальные и творческие мероприятия, научно-исследовательскую и волонтерскую деятельность.

В целом, на факультете среднего профессионального образования (ФСПО) Университета прошли обучение более 250 студентов с ОВЗ.

В рамках подписанного соглашения о деятельности Российской организации послешкольного образования глухих "PEN-Russia" Университет управления "ТИСБИ" с 2005 года открыл дневное отделение для глухих и слабослышащих студентов. Особенностью образовательного процесса детей-инвалидов по слуху является то, что обучение этой категории студентов начинается с довузовской подготовки.

Специальная система довузовской подготовки глухих и слабослышащих студентов, разработанная в вузе, включает в себя дневное подготовительное отделение, а также организацию совместной деятельности по довузовской подготовке в специальных общеобразовательных учреждениях г. Казани и РТ. Главная цель подготовительного отделения - повысить уровень общеобразовательной подготовки и мотивации к обучению школьников с ОВЗ, создать условия для успешной сдачи вступительных испытаний в профессиональные учебные заведения.

С 2012 г. Университет ведет системную профориентационную работу в специальных школах Поволжья, которая благодаря грантовому проекту Фонда образования "МЕТА" (в рамках программы "УРАЛСИБ" ЗА РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ") вышла на новый качественный уровень, объединив деятельность вузов-партнеров по "PEN-Russia".

Данный проект решил задачу объединения интеллектуальных и материально-технических ресурсов трех вузов, имеющих значительный опыт обучения студентов с ОВЗ, в том числе с помощью дистанционных технологий. Создание сетевого взаимодействия вузов позволит решить важнейшую проблему обеспечения доступного профессионального образования учащихся с ОВЗ на всех уровнях (техникум, колледж, вуз).

Важным результатом коалиции вузов в направлении довузовской подготовки будут усиление прямого сотрудничества вузов и школ, реализация непрерывности инклюзивной практики, обеспечение профессиональных учебных заведений программно-методическими и учебными материалами для эффективной работы с обучающимися с ОВЗ, развитие тьюторских компетенций преподавателей для поддержки этой категории обучающихся.

Модель профессиональной подготовки лиц с ОВЗ, разработанная в Университете управления "ТИСБИ", ориентирована на включение студентов с ОВЗ в разнообразные виды социальной деятельности, что позволяет целенаправленно развивать базовые и профессиональные компетенции специалиста. Приобретение компетенций, в большинстве своем, возможно в ситуациях, возникающих в процессе групповых (интерактивных и профессиональных) видов деятельности.

В Университете разработан комплекс мероприятий расширения социальной жизни студентов с ОВЗ посредством их активного участия в:

- Совете студенческого самоуправления, профильных инклюзивных сменах летнего лагеря;

- СНИР (самостоятельной научно-исследовательской работе);

- Школе развития лидерства, психологических тренингах, профориентационной работе в школах-интернатах, колледжах г. Казани и РТ;

- деятельности в общественных организациях (ВОГ, ТРО ВОИ и др.), волонтерском движении, шефстве над школой-интернатом для глухих детей;

- внеучебной творческой деятельности (пантомима, конкурсы жестового пения, студвесна, мультфильмы с сурдопереводом, образовательные передачи);

- социальном проектировании (участие в проектах, конкурсах и грантах), бизнес-инкубаторе и студенческом кадровом агентстве.

Воспитательные структуры вуза ориентированы на самоценность личности студента, независимо от особенностей его развития и уровня здоровья, на развитие у студентов с ОВЗ потребности в самореализации через активное поведение, расширение круга досуговых интересов, занятие творчеством.

Международная деятельность Университета проводится под эгидой кафедры ЮНЕСКО "Подготовка и переподготовка специалистов в условиях рыночной экономики". Приоритетным направлением работы кафедры является организация системы непрерывного образования лиц с ОВЗ, их социальной адаптации в современное общество и включение в экономическое пространство как полноценных субъектов труда.

Университет управления "ТИСБИ" проводит активную профориентационную работу со школьниками общеобразовательных и коррекционных школ. Во время встреч сотрудники проводят анкетирование, выявляя склонности школьников, рассказывают о возможностях получения образования, проводятся мастер-классы по речевой и жестовой подготовке для глухих и слабослышащих абитуриентов. На подготовительном отделении проводятся мастер-классы по декоративно-прикладному искусству, выставки творческих работ с целью максимальной реализации способностей абитуриента.

В 2014 году стартовал проект Университет совместно с Торгово-промышленной палатой РТ по взаимодействию с работодателями в части прохождения практики студентами с ОВЗ на базе крупных предприятий и возможностями их дальнейшего трудоустройства.

Сегодня Университет предоставляет широкий спектр образовательных услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья по большинству нозологии на различных уровнях профессионального образования: колледж, ВУЗ по очной и заочной (с использованием дистанционных технологий) формам обучения, дополнительное профессиональное образование (ИНО, международная кафедра ЮНЕСКО). За 22-летний период работы с данной категорией в Университете получило образование более 500 лиц с ОВЗ.

В рамках реализации долгосрочной целевой программы Республики Татарстан "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы в 2012 году были адаптированы 6 школ города Казани. С целью включения данных школ в инклюзивное образование Университет совместно с Городским центром образования взрослых, Ассоциацией педагогов и преподавателей инклюзивного образования проводит подготовку руководителей и учителей средних общеобразовательных школ к особенностям инклюзивного образования.

Организованы курсы повышения квалификации по следующим направлениям:

- "Современные адаптивные технологии инклюзивного образования" для преподавателей ССУЗов, ПТУ, входящих в кластер "ТИСБИ";

- "Современные технологии инклюзивного образования" для учителей СОШ и педагогов УДОД г. Казани;

- "Организация тьюторского сопровождения детей-инвалидов специалистами комплексных центров социального обслуживания населения и центров реабилитации инвалидов;

- "Жестовая речь для работников социальной сферы" для тьюторов и сурдопереводчиков по программе "Доступная среда" (за период 2012 - 2013 гг. подготовлено более 200 специалистов).

В 2013 г. на базе Университета создан Республиканский Межвузовский центр по работе с лицами с ОВЗ для организации взаимодействия, объединения ресурсов, координации усилий вузов РТ, направленных на профобучение и трудоустройство студентов с ОВЗ. Межвузовский центр включает в себя административную группу специалистов и ученых из 18 вузов РТ.

В настоящее время Министерством образования и науки Республики Татарстан определены ресурсными методическими центрами по сопровождению инклюзивного образования в образовательных организациях Республики ГАОУ ДПО "Институт развития образования Республики Татарстан", ЧОУ ВПО "Институт экономики, управления и права (г. Казань)", НОУ ВПО "Университет управления "ТИСБИ".

Стоит отметить проект Благотворительного фонда "Милосердие в образовании" - "Школа для всех". Этот проект - победитель в республиканском конкурсе социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения субсидий из бюджета Республики Татарстан в 2011 году. Проект направлен на продвижение идей и принципов инклюзивного образования в Республике Татарстан: подготовку детей, родителей и педагогов к принятию идей инклюзивного образования, пониманию его задач, способности реализовать в своей деятельности основные принципы инклюзии. Проект "Школа для всех" реализуется на базе НОУ "Городской центр образования взрослых", который имеет необходимую материально-техническую базу, высококвалифицированный состав специалистов, а также большой опыт в реализации проектов, направленных на развитие инклюзивного образования в Республике Татарстан.

Так, например, для родителей детей, обучающихся в русско-татарской средней общеобразовательной школе N 111 в г. Казани, организован Родительский университет с целью формирования толерантных установок по отношению к детям-инвалидам у родителей обучающихся. По вечерам родители детей, не имеющих нарушений в развитии, и детей-инвалидов, педагоги абсолютно бесплатно посещают психологические тренинги и индивидуальные консультации юристов. Основная цель программы - формировать позитивное отношение к инвалидности в обществе, помочь детям с ограниченными возможностями здоровья и здоровым ребятам лучше узнать и понять друг друга, найти общие интересы.