С 2011 года в Тамбовской области реализуются государственная и областная программы "Доступная среда" 2011 - 2015 г., обеспечивающие системный подход к созданию условий для развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
В настоящее время сеть базовых общеобразовательных организаций, обеспечивающих совместное обучение детей с инвалидностью и детей, не имеющих нарушений развития, расширена до 50 (48%).
Образовательные организации выбираются с учетом наличия детей с инвалидностью и ОВЗ по территориальному принципу (таким образом, чтобы в результате реализации программы во всех муниципальных образованиях области были доступные образовательные организации).
Работа ведется по нескольким направлениям:
- создание нормативно-правовой базы для развития инклюзивного образования;
- повышение архитектурной доступности;
- обеспечение коррекционно-реабилитационным оборудованием;
- развитие кадрового потенциала;
- информационное сопровождение;
- формирование толерантных отношений.
Ежегодно работа с базовыми школами, которые станут участниками программы в этом году, начинается с проведения совещания и круглого стола. На эти мероприятия и приглашаются как новые участники программы, так и организации, имеющие положительный опыт организации инклюзивного образования.
Следующий шаг - это выездной мониторинг рабочей группой <5> организаций, ставших участниками программы. Цель мониторинга - оказание методической помощи по реализации мероприятий программы. В рамках мониторинга уточняются возможности организации по проведению адаптации архитектурной среды, потребности в закупке коррекционно-реабилитационного оборудования, даются рекомендации по планированию мероприятий. Поэтому, к моменту поступлению бюджетных средств, в организациях уже изданы необходимые приказы и утверждены локальные акты, определен список оборудования, продуманы работы по адаптации зданий.
--------------------------------
<5> Инженеры, специалисты по социализации, представители местных органов исполнительной власти.
В настоящий момент в 50 образовательных организациях проведены работы по адаптации зданий для различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов:
- оборудованы пандусом подъемы на площадку крыльца;
- расширены дверные проемы в здания и помещения, которыми могут пользоваться дети-инвалиды, до 0,9 м;
- оборудованы зоны переодевания учащихся-инвалидов в гардеробе;
- установлены поручни по всему периметру;
- для обучающихся слабослышащих и слабовидящих сделана дополнительная аудио- и визуальная информация;
- в учебных кабинетах оборудованы места для детей-инвалидов;
- оборудованы в школьных туалетах специализированные туалетные кабинки.
А также проведен ряд других работ, обеспечивающих доступность, в соответствии с архитектурными особенностями зданий.
Для организации коррекционно-реабилитационного процесса в базовые школы поставлено следующее компьютерное и специализированное оборудование:
- аппаратно-программные комплексы для слабовидящих детей;
- аппаратно-программные комплексы для детей с нарушениями в развитии опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
- комплекты звукоусиливающего оборудования для слабослышащих детей;
- специализированное сантехническое оборудование;
- столики для детей с нарушениями ОДА;
- коррекционно-развивающие программные комплексы для проведения индивидуальных и фронтальных занятий по развитию, коррекции слуха и речи;
- кабинеты педагога-психолога, и/или сенсорные комнаты, и/или кабинеты логопеда;
- цифровые модульные системы для работы с текстом и универсальные цифровые устройства многоцелевого назначения с синтезом речи для записи и воспроизведения звуковой информации.
Регулярно проводятся мониторинги реализации мероприятий по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, обеспечивающих совместное обучение детей с инвалидностью и не имеющих нарушений развития.
В образовательных организациях предусмотрены различные варианты включения ребенка в образовательный процесс и возможность выбора для каждого ученика возможного и полезного для его развития варианта включения:
- обучение ребенка по общеобразовательной или по индивидуальной программе в классе совместно с другими обучающимися и получение им специальной коррекционно-педагогической помощи;
- основное школьное время ребенок обучается в отдельном классе по адаптированной программе (язык, чтение, математика), другую часть времени он занимается по общеобразовательной учебной программе (ИЗО, технология, физкультура, музыка) совместно с другими обучающимися своего возраста;
- ребенок посещает только отдельный класс и учится там по адаптированной общеобразовательной программе, но при этом он принимает непосредственное участие в жизни школы: совместные завтраки, совместные посещения воспитательных мероприятий и досуга, участие в спортивных соревнованиях и других мероприятиях.
Одним из важнейших условий эффективной социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов является максимально раннее начало коррекционно-развивающей работы, желательно еще до поступления ребенка в школу. Поэтому в области развивается коррекционное обучение детей дошкольного возраста. В настоящее время услугами дошкольного образования охвачено 85% детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. дети-инвалиды.
Для обеспечения доступности дошкольного образования для детей с ОВЗ во всех строящихся детских садах создаются условия, обеспечивающие архитектурную доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. На территории области в дошкольных образовательных организациях функционируют:
- 63 группы компенсирующего обучения;
С целью коррекции речевого развития на базе дошкольных образовательных организаций организована работа 128 логопедических пунктов, квалифицированную помощь в которых получают дети с речевыми нарушениями дошкольного возраста.
Квалифицированную помощь и коррекцию дети дошкольного возраста также получают в группах кратковременного пребывания, консультативных пунктах, дошкольных мини-центрах.
С целью оказания психолого-педагогической помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется социальный проект "Компетентный родитель Тамбовщины". В рамках проекта создана сеть консультативных пунктов для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в том числе для родителей детей-инвалидов. В целом по области организована работа 161 консультативного пункта.
Для организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими нарушения слуха, в 2014 году приобретена специальная электроакустическая аппаратура коллективного пользования с вибростолами в МДОУ детский сад N 71 "Незабудка" (г. Тамбов); детский сад "Лучик" (г. Мичуринск).
Кадровое обеспечение коррекционного и инклюзивного образования реализует Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина по направлениям:
- Психолого-педагогическое образование;
- Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура);
- Специальное (дефектологическое) образование.
Для развития кадрового потенциала, обеспечивающего инклюзивное образование детей на территории области, ТОГО АУ ДПО "Институт повышения квалификации работников образования" проводятся курсы повышения квалификации по программам:
- "Современные технологии коррекции речи (дошкольного, младшего школьного возраста)";
- "Современные технологии инклюзивного образования детей";
- "Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха";
- "Организация и содержание коррекционно-развивающей работы в образовательных организациях, имеющих в своем составе детей с нарушением интеллектуального развития (дошкольного, школьного возраста)";
- "Проектирование здоровьесберегающей среды в условиях дошкольной образовательной организации" (144 часа).
- курсы профессиональной переподготовки:
- "Организация и содержание деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС" (504 часа).
В 2014 году курсы "Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях", проведенные совместно ГБОУ ВПО МГПУ и ТОИПКРО (очный модуль), прошли 60 человек.
Всего по этой программе с 2011 года обучено 150 руководящих и педагогических работников области из 50 образовательных организаций.
Аналогичные курсы проводит областной институт повышения квалификации. В 2013 году курсы прошел 921 специалист (из них 848 - по проекту) - все специалисты, работающие с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, в 2014 году - 105 специалистов.
По программе повышения квалификации "Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения" было обучено 25 педагогов из городов: Уварово, Моршанск, Котовск, Тамбов и Тамбовского района.
В 2015 году в дополнение к традиционным курсам запланировано проведение курсов профессиональной переподготовки по программе "Олигофренопедагогика".
Обязательным условием успешной инклюзии является обеспечение психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса тьюторами и специальными педагогами: логопедами, тифлопедагогами, сурдопедагогами, олигофренопедагогами. Однако не все общеобразовательные учреждения имеют возможность ввести эти ставки. Поэтому предусмотрено внутриведомственное и межведомственное взаимодействие при организации сопровождения образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
С развитием инклюзивного образования изменилась миссия организаций, реализующих адаптированную образовательную программу.
Благодаря новым созданным структурам, они стали предоставлять специальные образовательные услуги не только постоянному детскому контингенту, но и детям, обучающимся в общеобразовательных школах, их родителям, специалистам общеобразовательных организаций.
За последние 3 года на базе специальных (коррекционных) учреждений созданы и функционируют:
Два Ресурсных центра психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Они оказывают психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и их родителям, методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, где обучаются дети с особыми образовательными потребностями;
В Ресурсных центрах организованы группы предшкольной подготовки детей с ОВЗ. Занятия с дошкольниками проходят в специальных кабинетах предшкольной подготовки.
Проводится комплексная диагностика и специальные (коррекционные) занятия для детей с ОВЗ школьного возраста, которые обучаются в массовых общеобразовательных школах. Имеются специальные диагностические комплексы, в том числе и компьютерная диагностика. С детьми проводятся занятия по развитию речи, памяти, внимания и др. Использование специальных методов и приемов обучения позволяет детям более успешно осваивать школьные предметы.
Ресурсные центры предлагают детям, учителям и родителям услуги следующих специалистов: учителя-дефектолога, учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей, имеющих большой опыт коррекционной работы, социального педагога, медицинских работников.
Для педагогов общеобразовательных организаций, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, проводятся обучающие семинары, консультации. Консультирование происходит в Ресурсных центрах, по телефону, по электронной почте, с применением Скайпа. Организуются выездные консультативные пункты.
Многофункциональный центр оказания комплекса услуг семьям и детям (далее - МФЦ), одним из направлений деятельности которого является оказание психолого-педагогической и медико-социальной поддержки детям с ОВЗ, в том числе детям-инвалидам, а также консультативной помощи общеобразовательным организациям, семьям, воспитывающим детей данной категории, обучение родителей методам реабилитации.
Создание МФЦ позволяет реализовывать комплекс мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации детей с ОВЗ; проводить просветительскую, лечебно-коррекционную и социо-реабилитационную работу с семьей.
Деятельность МФЦ - это функционирование целостной системы, в которой все этапы работы по оказанию услуг взаимосвязаны и являются компонентами единой цепи: комплексное обследование, коррекционно-реабилитационная работа с детьми, консультационно-реабилитационная работа с семьей, аналитико-информационная деятельность, в случае необходимости направление к внешним партнерам.
В МФЦ работают педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, медицинские работники, инструкторы ЛФК, педагоги дополнительного образования.
В кабинете первичной диагностики специалисты выявляют причины обращения, осуществляют сбор данных о ребенке и семье, вносят информацию в электронную базу данных. Родителям выдаются направления к специалистам и маршрутные книжки.
Специалистами проводятся диагностические обследования: речевых нарушений, познавательной и эмоционально-волевой сфер, сформированности учебных навыков. Заполняется карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка (анамнестическая, социальная часть развития; представления специалистов; лист индивидуальной коррекционно-развивающей работы; динамика развития).
Следующим этапом работы является составление перспективного и индивидуального плана работы с ребенком, который составляется в зависимости от тяжести нарушений (от 4 месяцев до 1 года).
Основным этапом помощи является системная коррекционно-развивающая работа, ориентированная на решение конкретных проблем в развитии ребенка.
Коррекционно-развивающий процесс реализуется на разных уровнях и ступенях через различные формы организации (групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия; комплексное консультирование и диагностика; функционирование родительского клуба, "Школы для родителей").
Ресурсный центр развития слуха и речи осуществляет поддержку и психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемами слуха и речи, обучающихся в общеобразовательных школах; оказывает методическую и консультативную помощь специалистам, работающим с данной категорией детей; проводит коррекционно-реабилитационную работу с детьми с кохлеарными имплантами.
Центр сопровождения интегрированного образования "Семицветик" выполняет функцию сопровождения деятельности инклюзивных школ и детских садов, осуществляет поддержку семей, поместивших детей с ограниченными возможностями здоровья в эти учреждения.
Специалисты Центра осуществляют психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в процессе инклюзивного образования; оказывают систематическую методическую помощь специалистам, работающим с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами; развивают творческие способности детей с ОВЗ и детей-инвалидов; повышают компетентность родителей по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Повышение компетентности родителей и специалистов осуществляется через организацию лекториев, теоретических и практических семинаров, тренинговых занятий, индивидуальных и групповых консультаций по запросу родителей (законных представителей), заочного консультирования по письменному обращению, телефонному звонку, через интернет-консультирование.
Центр развития и коррекции также осуществляет комплексную диагностику особенностей психофизического развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ; оказывает им систематическую коррекционную, развивающую психолого-педагогическую помощь, оказывает квалифицированную социальную, психологическую и педагогическую помощь детям с ОВЗ, создает условия для проведения эффективной социальной реабилитации детей с ОВЗ; осуществляет комплексное сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ и детей-инвалидов; оказывает методическую поддержку специалистов, работающих с данной категорией детей.
Кроме того, в регионе созданы и функционируют 2 инновационных учреждения - Центры по оказанию психолого-педагогических услуг, одним из направлений деятельности которых является психолого-педагогическая поддержка детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей данной категории. Данная помощь оказывается как на базе Центров, так и на базе общеобразовательных организаций, а также по месту жительства детей.
С 2009 года реализуется проект "Организация дистанционного образования детей-инвалидов в Тамбовской области".
В сентябре 2014 года количество детей-инвалидов, участвующих в проекте, составило 190 человек. Образовательный процесс осуществляет 161 сетевой педагог.
Это позволяет обеспечить предоставление равных возможностей в получении качественного образования всеми обучающимися, независимо от ограничений их здоровья. Анализ итогов за 2013 - 2014 учебный год показал 100% уровня обученности по всем предметам и увеличение качества знаний в среднем на 4% по предмету.
Включение детей-инвалидов в проект способствует созданию условий для их дальнейшей успешной социализации.
С 2012 - 2013 учебного года дети-инвалиды, участники проекта, получили возможность на старшей ступени обучения осваивать предметы на профильном уровне по своему выбору.
Методическое обеспечение инклюзивного образованию осуществляет ТОГО АУ ДПО "Институт повышения квалификации работников образования". Институтом регулярно издаются методические пособия, учебно-методические комплексы в поддержку курсов повышения квалификации по вопросам инклюзивного образования.
В 2011 - 2014 годах разработаны и направлены во все органы местного самоуправления области, осуществляющие управление в сфере образования, методические рекомендации по вопросам создания безбарьерной среды и организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
В 2011 - 2014 годах на базе МБОУ СОШ N 5 имени Ю.А. Гагарина и ТОГАОУ СПО "Техникум отраслевых технологий" работали федеральные стажировочные площадки по распространению современных моделей социализации детей с ОВЗ данному направлению, в которых стажировку проходили руководящие и педагогические работники как нашей области, так и других субъектов РФ.
Кроме того, с 2014 года по результатам конкурсного отбора на 2014 - 2015 годы региональных программ развития образования Тамбовская область признана победителем. Федеральная инновационная площадка по апробации проекта федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития открыта на базе ТОГАОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат г. Котовска".
Цель: обеспечение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) для детей с ОВЗ.
За время работы в школе произведен необходимый ремонт, закуплено развивающее и коррекционное оборудование, проанализирован проект федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития, рекомендации по корректировке проекта направлены в Министерство образования, разработан комплект методических рекомендаций по образованию детей с задержкой психического развития.
Данная школа в 2015 году станет стажировочной площадкой для повышения квалификации педагогов общеобразовательных организаций, имеющих в своем составе детей с ОВЗ.
Так, передовой опыт инклюзивных практик можно отметить в Мичуринской общеобразовательной школе N 7, с недавних пор являющейся не только лабораторией педагогической поддержки, но и областной экспериментальной площадкой по тьюторскому сопровождению инклюзивного обучения. В школе обучаются двадцать два ученика, имеющих ограниченные возможности здоровья, из них девятнадцать инвалидов. Четыре ребенка в инклюзивном классе - таково требование областного норматива. Это, кстати, одна из сложностей проблем, связанных с расширением внедрения инклюзивного образования: общероссийского норматива нет, в каждом регионе вводят свой. Где-то для того, чтобы можно было вести речь об инклюзивном обучении, достаточно двух детей "с особенностями" на класс, где-то больше.
Методическое обеспечение работы учителя в инклюзивном классе Мичуринской школы N 7 имеет первоочередное значение. В классе инклюзивного обучения уроки ведут опытные педагоги с большим стажем, прошедшие повышение квалификации по вопросам инклюзии. Педагог строит урок так, чтобы он был понятен и интересен не только большинству учеников, но и меньшинству, а именно аутистам, детям с ДЦП и ученикам с задержкой психического развития. Задача непростая.
Информационное сопровождение, формирование толерантных отношений.
Для формирования положительного отношения к инклюзивному образованию в средствах массовой информации активно освещаются мероприятия по реализации программы "Доступная среда", вот только некоторые из них:
- на телевидении: Реализация программы "Доступная среда". Гость в студии: Чичканова Е.Л., доцент кафедры ПИП ТОГОАУ ДПО "ИПКРО" (ТК "Новый век"), Право на образование. Инклюзивное образование". Гости: Директор Центра лечебной педагогики Рязанова Н.В., зав. кафедрой ПИП ТОГОАУ ДПО "ИПКРО" Кожевникова И.В. (ТК "Новый век"), О реализации гос. программы "Доступная среда" (В студии Е.Л. Чичканова, ТК "ВДВ") и т.д.,
"Пандус не ради пандуса", "Учиться на равных", "Безграничные возможности (Аппарель)", "За безбарьерную среду", "В одном коллективе, со всеми вместе" (Доступная среда, СОШ N 5) (газета "Тамбовская жизнь"), "Доступная среда для детей-инвалидов", "18 миллионов на образование", "Образование без барьеров", "Равные возможности для всех?", "Доступная среда для всех" (газета "Тамбовский курьер"), "Неограниченное образование", "Социум: проблем много" (газета "Аргументы и факты - Тамбов"), и т.д.
В рамках информационного сопровождения на сайте Института работает страница "Учимся жить вместе" (Государственная программа "Доступная среда"), работает профессиональное сообщество педагогов "Равные возможности", одно из направлений работы "Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья". В рамках работы данного направления педагоги обмениваются опытом, размещают методические разработки, программы коррекционной работы.
В каждой образовательной организации, участвующей в программе "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, есть вкладки, посвященные инклюзивному образованию.
Эффект реализации Государственной программы "Доступная среда" очевиден: в 2014 году в школах области обучаются 1009 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, из них впервые пришли в школу 384 ребенка. Ранее в школы ежегодно приходили не более 15 - 20 детей данной категории.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей