Усилия Правительства Санкт-Петербурга сосредоточены на том, чтобы создать в образовательных организациях среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех учащихся, независимо от состояния их здоровья. Проведена целенаправленная работа по совершенствованию специальных условий для получения детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья качественного образования.
В системе образования Санкт-Петербурга накоплен опыт работы в сфере инклюзивного образования. Первые шаги по развитию инклюзивного образования в Санкт-Петербурге были осуществлены дошкольными образовательными организациями. С 1997 года в детском саду N 41 Центрального района каждый год учатся вместе жить, играть и заниматься 10 - 12 детей со сложной структурой дефекта, синдромом Дауна и их 60 нормально развивающихся сверстников. Первым выпускникам групп совместного образования сейчас уже 19 - 20 лет. Эти дети все остались в семьях, получили образование в соответствии со своими образовательными потребностями. Они социализированы и адаптированы к жизни.
В детском саду N 83 Фрунзенского района инклюзивное образование получают дети с синдромом Дауна. В дошкольных образовательных организациях Выборгского, Петроградского, Невского, Центрального районов города обучаются дети с нарушением слуха, в том числе после кохлеарной имплантации.
В ряде общеобразовательных школ совместно со здоровыми сверстниками учатся дети с детским церебральным параличом, нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе самостоятельно не передвигающиеся, дети с нарушением слуха, в том числе после кохлеарной имплантации.
В целях совершенствование системы образования детей с ОВЗ, в том числе инклюзивного, в Санкт-Петербурге проводятся следующие мероприятия:
Создание безбарьерной среды, позволяющей обеспечить обучение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в общеобразовательных организациях, а также оснащение общеобразовательных организаций современным учебным оборудованием в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
С 2012 года Санкт-Петербург принимает участие в реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы". С 2012 по 2014 годы в реализации программы приняли участие 55 общеобразовательных школ.
На обеспечение условий для беспрепятственного доступа людей с инвалидностью и других маломобильных групп населения в объекты образования израсходованы средства в сумме 65637,2 тыс. руб., в том числе:
- в 2012 году в сумме 9524,0 тыс. руб., в том числе 6857,3 тыс. руб. за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и 2666,7 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета;
- в 2013 году в сумме 14995,9 тыс. руб., в том числе 12550,0 тыс. руб. за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и 2445,9 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета;
- в 2014 году в сумме 41117,3 тыс. руб., в том числе 29386,9 тыс. руб. за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и 11730,4 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета.
Образовательными организациями в соответствии с их планами развития было приобретено специальное оборудование (спортивное оборудование для занятий по адаптивной и лечебной физкультуре, массажные комплексы, оборудование для сенсорных комнат, инвалидные коляски, специальное оборудование для слабовидящих и слабослышащих детей, интерактивное оборудование и интерактивные учебные пособия). Проведены работы по созданию доступной среды, предусматривающей свободное перемещение детей с ОВЗ в здании школы (расширены дверные проемы, установлены поручни, пандусы, оборудованы туалетные комнаты для людей с инвалидностью, закуплены телескопические пандусы для инвалидных колясок, подъемники для бассейна и другое).
Учитывая, что требование беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в образовательные организации является обязательным условием при их строительстве, реконструкции и капитальном ремонте, в Санкт-Петербурге объекты, введенные после строительства, реконструкции и капитального ремонта, соответствуют нормам и требованиям их доступности для людей с инвалидностью и других маломобильных групп населения. Так за период 2006 - 2014 годы 30 школ, построенных и введенных в эксплуатацию, доступны для образования детей-инвалидов.
С 2013 года в Санкт-Петербурге реализуется Программа "Создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге" на 2013 - 2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2013 N 52-рп (далее - Региональная программа), в которой предусмотрены мероприятия по обеспечению условий для беспрепятственного доступа людей с инвалидностью в образовательные организации, а также мероприятия по совершенствованию организации обучения детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития.
Комитетом по образованию совместно с администрациями районов был проведен анализ имеющихся в образовательных учреждениях ресурсов, в том числе кадровых, для организации в школах условий для обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которые проживают в семьях. В результате проделанной работы был сформирован план мероприятий по совершенствованию обучения детей указанной категории, который включен в Программу "Создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге" на 2013 - 2015 годы.
Комитетом по образованию перед администрациями районов города, руководителями специальных (коррекционных) школ поставлена задача о создании условий для обучения детей с тяжелыми и множественными заболеваниями в образовательных учреждениях, максимально приближенных к месту жительства семей.
Разработаны нормативные правовые документы:
- Закон об образовании в Санкт-Петербурге, которым регламентируется обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в форме совместного (инклюзивного) образования.
Внесены дополнения в Закон Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" (детям с ограниченными возможностями здоровья предусматривается дополнительная мера социальной поддержки в виде предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь во время образовательного процесса).
- Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга.
Обязательным условием обучения ребенка с ОВЗ в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, является психолого-педагогическое сопровождение ребенка, направленное на формирование полноценной жизненной компетенции и поддержку в освоении основной образовательной программы. Для этого Комитетом по образованию разработан и утвержден:
Отраслевой перечень государственных услуг (работ), оказываемых государственными учреждениями в сфере образования по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении (21 услуга для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся совместно с детьми без особенностей развития).
В рамках оказания государственной услуги "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих или позднооглохших с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха) при освоении ими образовательной программы начального общего образования в условиях инклюзивного образования" школа обязана создать условия для проведения:
- индивидуальных занятий по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи - 2 занятия в неделю;
- занятий по коррекции и развитию речи - 2 занятия в неделю;
- занятия с психологом - 2 занятия в неделю.
Сопровождение оказывают: учитель-дефектолог (сурдопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог.
В рамках оказания государственной услуги "Психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящих или поздноослепших) при освоении ими образовательной программы основного общего образования в условиях инклюзивного образования":
- занятия по ориентировке в пространстве - 3 занятия в неделю;
- занятия по коррекции и развитию речи - 2 занятия в неделю;
- занятия с психологом - 2 занятия в неделю.
Сопровождение оказывают: учитель-дефектолог (тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог.
Услуги по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в рамках государственного задания могут быть оказаны:
- самостоятельно общеобразовательной школой, в которой учится ребенок с ОВЗ;
- общеобразовательной школой, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, или специалистами ППМС центра в рамках сетевого взаимодействия.
Для расчета норматива финансовых затрат на оказание данных услуг разработаны и утверждены технологические регламенты.
В целях организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной организации (введение дополнительных ставок педагога-психолога, учителя-дефектолога, сурдопедагога или тифлопедагога) Комитетом по образованию в настоящее время вносятся соответствующие изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2007 N 255 "О методике определения штатной численности работников государственных образовательных учреждений, непосредственно подчиненных Комитету по образованию, и государственных образовательных учреждений, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга".
В целях предоставлении детям с ОВЗ услуг тьютора, ассистента помощника, требуется внесение соответствующих дополнений в федеральные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения в сфере образования:
- Методические рекомендации по разработке учебных планов общеобразовательными учреждениями, реализующими адаптированные основные общеобразовательные программы;
- Методические рекомендации по организации вариативных форм психолого-педагогической и (или) коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ в системе дошкольного образования. Разработан и утвержден перечень государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями в сфере образования по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста (службы ранней помощи, центры сопровождения, логопедические пункты).
Совершенствование системы образования детей с ОВЗ
В Санкт-Петербурге сохранена и востребована сеть специализированных школ, непосредственно предназначенных для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Она включает в себя 56 специальных (коррекционных) образовательных организаций, и том числе 40 школ, 16 школ-интернатов:
Специальные (коррекционные) образовательные организации созданы для детей с ОВЗ, имеющими различные отклонения в развитии:
- для глухих детей - 1 организация;
- для слабослышащих и позднооглохших детей 1 организация;
- для слепых детей 1 организация;
- для слабовидящих детей - 1 организация;
- для детей с тяжелыми нарушениями речи - 5 организаций;
- детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 5 организаций;
- для детей с задержкой психического развития 13 организаций;
- для детей с умственной отсталостью - 14 организаций.
Образовательный процесс детей с ОВЗ оснащен современным учебным оборудованием в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. В образовательных организациях созданы кабинеты учителей-логопедов, педагогов-психологов, релаксационные и сенсорные комнаты, спортивные залы, оснащенные для проведения адаптивной физкультуры, трудовые мастерские. Медицинские кабинеты образовательных организаций оснащены специальным оборудованием для проведения коррекции и реабилитации нарушений развития (кабинеты коррекции зрения, слуха, кабинеты лечебной физкультуры, массажа).
Развивается новое направление в системе образования детей с ОВЗ: инклюзия детей-инвалидов и детей с ОВЗ в более сложно организованной социальной среде в условиях образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы.
Например, в специальной (коррекционной) школе реализовывается несколько адаптированных образовательных программ: для детей с нарушением речи, умственной отсталостью и другие. Дети обучаются по адаптированным образовательным программам, рекомендованным им психолого-медико-педагогической комиссией. При этом мероприятия внеурочной деятельности, кружки, режимные моменты организуются совместно для всех детей независимо от ограничений в развитии.
Кроме того, осуществляется постепенная, индивидуально дозированная и специально поддержанная инклюзия ребенка с ОВЗ в классе детей с меньшей выраженностью проблем в развитии, возможности которых на данном этапе оцениваются как сопоставимые с его собственной способностью к обучению.
В настоящее время в Санкт-Петербурге функционирует 16 школ смешанного типа:
- для детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью - 11 образовательных организаций;
- для детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушением речи - 2 образовательных организации, причем одно из них (школа N 13), принимает детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- для глухих детей, слабослышащих детей, детей с нарушением речи 1 образовательная организация;
- для слабослышащих детей, детей с нарушением речи - 2 образовательных организации.
Кроме того, в городе функционирует Центр образования, осуществляющий обучение поздноослепших детей, подростков и взрослых людей.
Количество обучающихся специальных (коррекционных) школ составляет 12254 человек.
В общеобразовательных школах Санкт-Петербурга функционируют 228 специальных (коррекционных) классов, которые посещают слабовидящие дети (классы "Охраны зрения"), дети с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью.
Открытие в общеобразовательных и коррекционных школах классов, реализующих адаптированные образовательные программы, помогает гибко решать проблемы территориального расположения образовательного учреждения от места проживания семьи, инклюзия детей с ОВЗ в образовательной среде.
Принятие решения об открытии классов для детей с ОВЗ в общеобразовательных и коррекционных школах зависит от потребности населения, а также от имеющихся в школе ресурсов (например, доступной среды или архитектурных возможностей для ее создания).
Обеспечение специальных условий в образовательных учреждениях для организации обучения детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития.
Специальные (коррекционные) школы Санкт-Петербурга обучают всех без исключения детей, несмотря на тяжесть их заболеваний.
В специальных (коррекционных) школах города функционируют классы для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В школы принимаются дети с глубокой умственной отсталостью.
Развивается система организации обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, как правило, самостоятельно не передвигающихся и требующих постоянной помощи взрослых, которые проживают в семьях.
С 2012 года Комитетом по образованию Санкт-Петербурга организовано обучение всех детей-инвалидов школьного возраста, проживающих в ДДИ. Все воспитанники школьного возраста зачислены в пять специальных (коррекционных) школ Санкт-Петербурга. Воспитанники дошкольного возраста получают социально-педагогические услуги в условиях ДДИ.
В настоящее время обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которые проживают в семьях, осуществляется в семи специальных (коррекционных) школах:
- ГС(К)ОУ специальной (коррекционной) школе N 616 Адмиралтейского района "Центр реабилитации с индивидуальными формами обучения "Динамика";
- ГС(К)ОУ специальной (коррекционной) школе N 584 Выборгского района "Озерки";
- ГС(К)ОУ специальной (коррекционной) школе N 25 Петроградского района;
- ГС(К)ОУ специальной (коррекционной) школе N 13 Приморского района;
- ГС(К)ОУ специальной (коррекционной) школе-интернате N 9 Калининского района;
- ГС(К)ОУ специальной (коррекционной) школе-интернате N 16 Пушкинского района;
- ГС(К)ОУ специальной (коррекционной) школе N 627 Невского района.
Для обучения детей указанной категории Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования разработана общеобразовательная программа коррекционно-развивающей направленности. Основополагающим принципом организации учебного процесса с детьми является гибкость учебного плана, который разрабатывается индивидуально для каждого обучающегося в соответствии с психофизическими особенностями ребенка и рекомендациями Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Санкт-Петербурга.
Результаты педагогического обследования детей за 2012/2013 и 2013/2014 учебные годы свидетельствуют о наличии стабильных результатов коррекции их развития. Диагностические данные показывают наличие положительной динамики в сфере представления обучающихся о себе и окружающем мире, развития навыков самообслуживания, речи. В процессе обучения у большинства детей наблюдаются позитивные изменения в мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфере.
Все педагоги, работающие с детьми, прошли обучение на курсах повышения квалификации в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
Кроме того, с 1 сентября 2013 года в рамках работы ресурсного центра специальная (коррекционная) общеобразовательная школа N 25 (VIII вида) Петроградского района Санкт-Петербурга предлагает профессиональному сообществу города сформированную и апробированную модель сопровождения ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития в различных организационно-педагогических условиях. Актуальность содержательного направления работы школы обусловлена необходимостью повышения квалификации у педагогов специальных (коррекционных) школ, подготовкой волонтеров и тьютеров для включения в образовательное пространство детей указанной категории.
Комитетом по образованию совместно с администрациями районов был проведен анализ имеющихся в образовательных учреждениях ресурсов, в том числе кадровых, для организации в школах условий для обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которые проживают в семьях. В результате проделанной работы был сформирован план мероприятий по совершенствованию обучения детей указанной категории, который включен в Программу "Создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге" на 2013 - 2015 годы.
Комитетом по образованию перед администрациями районов города, руководителями специальных (коррекционных) школ поставлена задача о создании условий для обучения детей с тяжелыми и множественными заболеваниями в образовательных учреждениях, максимально приближенных к месту жительства семей.
Повышение квалификации педагогических кадров
В целях повышения профессиональной компетенции в 2014 году в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования более 800 педагогов прошли повышение квалификации.
Курсы повышения квалификации рассчитаны как на педагогов общеобразовательных учреждений для детей с ОВЗ, так и для педагогов, работающих или планирующих работать в условиях инклюзивного образования.
Основная тематика курсов повышения квалификации:
- основы специальной педагогики и психологии;
- инновационные технологии в обучении лиц с ОВЗ;
- коррекция сложных речевых нарушений: дизартрия, алалия, заикание;
- актуальные проблемы современного образования: комплексное сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):
- здоровьесберегающие технологии в системе коррекционного образования;
- комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;
- современные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе (индивидуальная стажировка);
- коррекционная направленность образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС;
- современные подходы к организации педагогического процесса в группах раннего развития;
- коррекционно-развивающая работа воспитателя групп для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Сегодня образовательные организации Санкт-Петербурга для детей с ограниченными возможностями здоровья становятся ресурсными образовательными центрами. С 1 сентября 2013 года две специальные (коррекционные) школы Санкт-Петербурга переведены в режим работы ресурсных центров общего образования:
1. ГБОУ начальная школа-детский сад N 687 "Центр реабилитации ребенка" Центрального района Санкт-Петербурга по теме "Практико-ориентированные технологии обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом в условиях совместного образования".
В рамках работы ресурсного центра школа - детский сад N 687 предлагает профессиональному сообществу города:
- сформированную и апробированную модель совместного образования детей, не имеющих нарушений развития, и детей с ограниченными возможностями здоровья (аутизмом и различными его сочетаниями с другими формами дизонтогенеза);
- сформированную и апробированную модель комплексной реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра;
- сформированную и апробированную модель развития творческого потенциала детей с аутизмом в условиях совместного обучения;
- отработанную систему нормативных и локальных документов, обеспечивающих реабилитацию вышеуказанных моделей, методические рекомендации по внедрению моделей в условиях образовательных учреждений различных типов и видов;
- образовательную программу и технологии ее реализации.
2. ГБС(К)ОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа N 25 Петроградского района Санкт-Петербурга по теме "Разноуровневая подготовка специалистов для сопровождения ребенка с множественными нарушениями развития в различных организационно-педагогических условиях".
Актуальность содержательного направления работы школы N 25 обусловлена необходимостью повышения квалификации у педагогов специальных (коррекционных) школ, подготовкой волонтеров и тьютеров для включения в образовательное пространство детей с множественными нарушениями.
3. ГБДОУ детский сад N 41 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга "Центр интегративного воспитания" по теме "Организация непрерывного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей от рождения до 7-ми лет в системе дошкольного образования".
С 1 января 2014 года ГБДОУ детский сад N 41 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга "Центр интегративного воспитания" (далее - детский сад N 41) переведен в статус ресурсного центра общего образования по распространению опыта организации непрерывного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей от рождения до 7-ми лет в системе дошкольного образования.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников системы дошкольного образования направлена на подготовку педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и их семьями в различных моделях совместного образования в течение всего периода дошкольного детства.
Данный инновационный продукт - результат деятельности детского сада N 41 в статусе федеральной стажировочной площадки в течение 2011 и 2012 гг.
Категория слушателей курсов ресурсных центров - педагоги общеобразовательных учреждений для детей с ОВЗ, педагоги, работающие или планирующие работать в условиях инклюзивного образования.
С 2013 года в режиме опытно-экспериментальных площадок работает ряд общеобразовательных учреждений, в которых обучаются дети с ОВЗ:
- государственное бюджетное специальное (коррекционные) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 1 имени К.К. Грота Красногвардейского района Санкт-Петербурга по теме "Создание вариативной модели внедрения ФГОС основного общего образования (в условиях коррекционной школы-интерната)";
- государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 5 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга по теме "Организация совместного образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в группах различной направленности государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования";
- государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 593 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга по теме "Разработка и апробация программ социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях петербургской школы";
- государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 93 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга по теме "Организация совместного образования детей, не имеющих нарушений развития, и детей с ограниченными возможностями здоровья в группах различной направленности образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования";
- государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 232 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга по теме "Создание модели совместного образования детей, не имеющих нарушений развития, и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы".
Выбор тем ресурсных центров и опытно-экспериментальных площадок для исследования определен векторами развития системы образования Санкт-Петербурга.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей