2. ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПМПК

Общие правила работы специалистов ПМПК - соблюдение в своей деятельности требований командного взаимодействия:

- принимать общую цель (предоставление компетентного и ответственного заключения),

- нести персональную ответственность за собственные диагностические выводы,

- принимать участие в обсуждении и приходить к коллегиальному заключению,

- заботиться о сохранении имиджа ПМПК, корректно взаимодействуя с родителями и доступно отвечая на возникающие у них вопросы.

Перечень документов, необходимых для деятельности ПМПК, приводится в приложении 2.

Диагностико-консультативный процесс осуществляется в ПМПК в соответствии с действующим Положением Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 N 1082. Родитель (законный представитель) предъявляет на ПМПК в соответствии с п. 15 документ, удостоверяющий его личность, а также документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка; заполняет согласие на обработку персональных данных своих и обследуемого ребенка (Приложение 2.16 и 2.17) при первом обращении в Комиссию, а также заявление об обследовании (Приложение 2.3). Если родитель взаимодействует с ПМПК в режиме удаленного доступа, все документы могут представляться одновременно.

Родителю (законному представителю) предъявляется список необходимых документов:

направление ребенка территориальной комиссией на центральную комиссию (при наличии) (Приложение 2.2);

копия паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);

направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);

подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей из медицинской организации по месту жительства (регистрации); заключения врачей-специалистов, наблюдающих ребенка (при наличии) (Приложение 2.5)

характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (Приложение 2.6);

рабочие тетради и результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка за текущий учебный год (Приложения 2.7 и 2.8);

предыдущие заключения специалистов (при наличии) (Приложение 2.9).

Обследование проводится индивидуально каждым специалистом или несколькими специалистами одновременно, что определяется психолого-медико-педагогическими показаниями, исключающими возникновение психотравмирующих и неэтичных ситуаций. По результатам обследования каждый специалист составляет собственное заключение, краткое содержание которого представлено в Приложении 2.14.

На основании заключений специалистов составляется итоговое заключение ПМПК, которое является документом, подтверждающим право ребенка на обеспечение специальных условий для получения им образования (Приложение 2.15).

Заключение представляет собой обоснованные выводы о наличии (отсутствии) у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии, отклонений в поведении, так и необходимость (отсутствие необходимости) в организации специальных образовательных условий. Поэтому каждый специалист должен обращать внимание на те особенности физического и психического состояния ребенка, которые в итоге позволяют профессионально и адекватно определить образовательную программу и потребности в коррекционной работе.

В заключении отражается:

1. Определение образовательной программы. При отсутствии клинически значимых особенностей в физическом и (или) психическом развитии ребенку рекомендуется основная образовательная программа дошкольного (ДОО), начального (НОО), основного общего (ООО) или среднего общего образования. При выводе о наличии особенностей развития, квалифицируемых как ОВЗ, ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, учитывающей его трудности, "приспособленной" к наличию особых образовательных потребностей, говоря по-другому - адаптированной. Такая адаптированная основная общеобразовательная программа далее будет обозначаться как АООП определенного вида, основой определения которой является клиническая сущность имеющихся у ребенка нарушений.

Если в ПМПК обратились родители ребенка, уже приступившего к обучению (т.е. не попадающего под действие обозначенных приказов), но не справляющегося с ООП НОО (ООО), следует рекомендовать "обучение по адаптированной образовательной программе, разработанной с ориентировкой на содержание (указывается код ПрАООП) с учетом специальных условий получения образования".

Вид АООП определяется в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ (для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами).

Для уровня НОО выделены варианты, отражающие сложность рекомендуемой образовательной программы.

Обучение по первому варианту свидетельствует о том, что ребенок обучается по общему с детьми без ОВЗ учебному плану. Его особые образовательные потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы. Суть потребностей и, соответственно, необходимого сопровождения, обозначена в соответствующем приложении ФГОС НОО ОВЗ и ПрАООП. Конкретное содержание сопровождения устанавливается консилиумом образовательной организации (ПМПк ОО), ПМПК обозначает лишь основные его направления.

Обучение по второму варианту свидетельствует о том, что уровень сложности образовательной программы ниже, в учебный план включены курсы коррекционно-развивающей области, обозначенные во ФГОС и АООП. Наряду с академическими достижениями внимание обращено и к формированию сферы жизненной компетенции. Рабочая группа образовательной организации, созданная локальным актом, вносит необходимые дополнения в ПрАООП, касающиеся оценки достижений в области жизненной компетенции и содержания программы коррекционной работы.

Обучение по третьему варианту ФГОС НОО ОВЗ означает, что у ребенка при ведущем нарушении, обозначенном в стандарте (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра), имеется умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) в легкой степени выраженности (F 70 в соответствии с МКБ-10). Академический компонент образовательной программы в этом случае не имеет первоочередного значения, особое внимание уделяется развитию сферы жизненной компетенции.

Обучение по четвертому варианту ФГОС НОО ОВЗ означает, что основному нарушению (из перечисленных выше) сопутствует умственная отсталость в умеренной или более тяжелой степени (F71, F72 в соответствии с МКБ-10). Ребенок обучается по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), содержание которой устанавливается исходя из его актуальных возможностей.

Во всех этих случаях рекомендованная образовательная программа "шифруется" обозначенным для нарушения кодом и указанием после точки варианта АООП.

Если у ребенка нет перечисленных нарушений, а его ограниченные возможности здоровья обусловлены умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), он получает образование в соответствии с ФГОС О УО (ИН). Рекомендованная образовательная программа "шифруется" как "Пр.1599" и далее, в зависимости от тяжести умственной отсталости, определяемой в соответствии с критериями МКБ-10. Вариант 1 означает, что ребенок будет получать образование, которое доступно обучающимся с легкой умственной отсталостью. Вариант 2 - специальная индивидуальная образовательная программа (СИПР).

Вариант АООП рекомендуется коллегиально на основании всех диагностических материалов, представленных специалистами, анализа анамнестических сведений, психолого-педагогической характеристики, общей оценки социальной ситуации развития. Требования обоих ФГОС по организации образования обучающихся с различными ОВЗ приведены в Приложении 3. В этом же пункте заключения ПМПК оговаривается образование на основе индивидуального учебного плана в рамках определенного варианта АООП.

Таким образом, коды для заключений ПМПК выглядят следующим образом:

Категория детей с ОВЗ

Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС О УО

глухие

1.1, 1.2, 1.3, 1.4

слабослышащие

2.1, 2.2, 2.3

слепые

3.1, 3.2, 3.3, 3.4

слабовидящие

4.1, 4.2, 4.3

с тяжелыми нарушениями речи

5.1, 5.2

с нарушениями ОДА

6.1, 6.2, 6.3, 6.4

с задержкой психического развития

7.1, 7.2

с расстройствами аутистического спектра

8.1, 8.2, 8.3, 8.4

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Пр. N 1599, вар. 1

Пр. N 1599, вар. 2

Форма обучения (очное, очно-заочное, заочное) определяется с учетом пожеланий и с согласия родителей (законных представителей), состояния здоровья ребенка и других актуальных жизненных обстоятельств. Предпочтительной является очная форма, однако в случае ТМНР, при наличии устойчивых нарушений поведения, психических заболеваний может быть рекомендована иная форма обучения. Обучение на дому рекомендует врачебная комиссия, руководствующаяся своими нормативными актами. ПМПК же определяет вариант АООП, по которой будет реализовываться образование.

Рекомендуемый режим обучения устанавливается, исходя из актуального состояния ребенка (в первую очередь, его возможности соблюдать правила социализированного поведения, а также готовности к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию со сверстниками) и медицинских рекомендаций. Соответственно, рекомендованный режим может предполагать ограниченное время пребывания ребенка в образовательной организации, дополнительный выходной день и пр. Например, для обучающихся с ограничениями зрения режим зрительной нагрузки при работе с техническими средствами комфортного доступа и техническими средствам обучения регламентируется нормами, предъявляемыми к непрерывной зрительной нагрузке слабовидящих: первый, второй классы - от 7 до 10 минут; третий, четвертый, пятый классы - от 10 до 15 минут;

Форма получения образования - в образовательной организации или вне образовательной организации, с использованием дистанционных технологий; или в их сочетании (в том числе и с разными формами обучения).

Обеспечение архитектурной доступности - описываются архитектурные условия, необходимые для беспрепятственного получения образования в образовательной организации.

Получение услуг ассистента (помощника)

Ассистент (помощник) - это работник, который осуществляет помощь в уходе, передвижении, питании и других необходимых действиях с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Ассистент (помощник) не является педагогическим работником, к его уровню образования не предъявляются требования по наличию высшего или среднего профессионального образования. Роль ассистента (помощника) могут выполнять родители ребенка (может быть рекомендовано и при отсутствии инвалидности, но наличии поведенческих нарушений, низкой степени психосоциальной адаптированности - отсутствии необходимых санитарно-гигиенических, бытовых, коммуникативных умений), что также отмечается в заключении.

Получение услуг тьютора.

Тьютор является педагогическим работником, обеспечивает индивидуализацию учебного процесса для обучающегося с ОВЗ, участвует в реализации АООП, обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимся уровней образования (образовательных цензов), осуществляет взаимодействие с участниками образовательного процесса.

В настоящее время разрабатываются: профессиональный стандарт тьютора (как одна из дисциплин, включенных в профессиональный стандарт "Специалист в области воспитания"), профессиональный стандарт "Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья".

Специальные технические средства обучения рекомендуются в соответствии со спецификой имеющихся у ребенка нарушений. Преимущественно они предусматриваются для обучающихся с сенсорной и двигательной патологией и описаны во ФГОС НОО ОВЗ, а также в Приказе Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 (ред. от 17.07.2015) и в Приказе Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309.

Специальные учебники и дидактические пособия.

Содержание этого пункта также зависит от рекомендованного варианта АООП. Обучающийся, получающий образование в условиях полной инклюзии (ФГОС НОО ОВЗ, вариант 1), не нуждается в специальных учебниках и пособиях. Для обучающихся по ФГОС НОО вариант 2 имеется перечень рекомендованных учебников. В частности, широкий перечень учебников разработан и на протяжении многих лет использовался в учебном процессе школ глухих, слабослышащих, отдельные учебники были разработаны для обучающихся с нарушениями речи. В процессе обучения слепых необходимо использовать специальные учебники, созданные на основе учебников для детей, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слепых (изданные рельефно-точечным шрифтом; содержащие иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом или рельефом и цветом) и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный к особенностям познавательной деятельности слепых обучающихся; "озвученные" учебники, фонические материалы, аудио учебники, записанные на цифровые носители. Для слабовидящих рекомендуются специальные учебники, отпечатанные увеличенным шрифтом и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный под их зрительные возможности.

Для обучающихся по пр. 1599, вар. 1 рекомендуются учебники, разработанные для СКОУ VIII вида. Они же адаптированы к нуждам обучающихся с НОДА (6.3). Для обучающихся по СИПР также преимущественно обозначаются учебники, рекомендованные для обучения в СКОУ VIII вида.

Вместе с тем, в настоящее время осуществляется работа по разработке учебников и учебно-методических пособий соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО (ИН).

Другие специальные условия. Соблюдения медицинских рекомендаций (необходимость медицинского контроля за состоянием здоровья и психическим состоянием ребенка), в том числе относительно расположения рабочего места ребенка в классе; аспекты взаимодействия педагогов с ребенком. В большинстве случаев целесообразно указание на необходимость соблюдения охранительного педагогического режима, предполагающего соблюдение режима дня, дозированные нагрузки, профилактику стрессовых ситуаций. В этом же разделе могут указываться условия, относящиеся к техническому обеспечению и организационным условиям в соответствии с ПрАООП для определенного вида ОВЗ, но не оговоренные в действующем приказе N 1015 как обязательные.

Особые условия прохождения государственной итоговой аттестации предполагаются для всех категорий детей, обучающихся по вариантам 1 и 2 ФГОС НОО ОВЗ. Они подробно представлены в некоторых ПрАООП (обозначенные для обучающихся с ЗПР) и могут экстраполироваться на другие категории. Перечень имеющихся в АООП рекомендаций подобного рода содержится в Приложении 6.

Рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов.

Шаблонные формулировки, перечисляющие все возможные направления работы, нельзя признать корректными, так же как и несоотнесенность рекомендаций с требованиями ФГОС и актуальным уровнем развития ребенка.

При формулировке направлений коррекционно-развивающей работы для обучающихся, которым рекомендовано обучение по 1 варианту соответствующей АООП, следует ориентироваться на перечень особых образовательных потребностей, обозначенных для каждой категории во ФГОС НОО ОВЗ и в соответствующей ПрАООП с учетом наименований содержания, обозначенного в курсах коррекционно-развивающей области с указанием на реализацию рекомендаций во внеурочной деятельности.

Если ребенок получает образование в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ или ФГОС О УО (ИН), то основное содержание коррекционно-развивающей работы обозначено в описании коррекционно-развивающей области, соответствующей АООП, что и указывается в заключении ПМПК при выборе образования по вариантам 2, 3, 4 ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО (ИН).

Поскольку программа коррекционной работы реализуется для вариантов 2, 3, 4 и во внеурочной деятельности, содержание которой определяется консилиумом образовательной организации, оно может быть расширено за счет указания на необходимость коррекции отмеченных специалистами ПМПК потенциально дезадаптирующих ребенка особенностей моторики, речи, коммуникации, а также патологических привычек.

Если наличие ОВЗ признается у ребенка-дошкольника, рекомендации по содержанию, в целом, должны соответствовать разделам коррекционно-развивающей области, имеющимся во ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО, однако учитывать возрастные возможности и ограничения.

Программа коррекционной работы с подростком предполагает оказание ему психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи силами специалистов, имеющихся в образовательной организации или же включенных в сетевое взаимодействие. Каждый специалист ПМПК, обследующий ребенка, обязан ставить перед собой вопрос о том, какие коррекционно-развивающие и (или) психокоррекционные занятия для него необходимы. В обсуждаемом разделе рекомендаций коллективу ПМПК целесообразно обеспечивать методическую помощь образовательным организациям по реализации рекомендаций и учитывать возможности сетевого взаимодействия.

Срок повторного обследования в ПМПК зависит от возраста ребенка на момент первичного обследования и характера имеющегося у него нарушения. В случае РАС обучение по определенному варианту АООП (например, в так называемом "ресурсном" классе) нецелесообразно продолжать более года. Изменения варианта АООП высоко вероятны для имплантированных обучающихся (как в сторону усложнения образовательной программы, так и в сторону упрощения), а также для получивших рекомендацию для обучения по варианту 1 по всем АООП, разработанным в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ. В этих случаях целесообразно использовать гибкую формулировку "При устойчивых трудностях овладения рекомендованным вариантом АООП - в течение следующего учебного года".

Для обучающихся с ТНР и ЗПР, у которых ПМПК допускает возможность не овладеть АООП по варианту 2, следует использовать формулировку "При устойчивой неуспеваемости по нескольким предметам и сопутствующих трудностях психосоциальной адаптации - не позже, чем через год после начала освоения АООП".

Подобная формулировка может быть дана для обучающихся с сенсорной и двигательной патологией, получивших рекомендацию обучения по варианту 2.

Если обучающийся по ФГОС О УО (Пр. N 1599, вар. 1) не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) он может быть переведен на обучение по СИПР.

Для получивших рекомендацию обучения по варианту 2 ФГОС НОО ОВЗ срок повторного обследования должен совпадать с окончанием обучения в начальной школе, вместе с тем, при необходимости, могут быть назначены дополнительные сроки обследования на ПМПК.

Для подростков, особые образовательные потребности которых установлены ПМПК, повторное обследование рекомендуется перед завершением обучения по ФГОС ООО (не позже, чем в январе-феврале, поскольку рекомендация об особых условиях прохождения ГИА должна быть дана своевременно), аналогично для обучающихся по ФГОС среднего общего образования.

Для обучающихся по ФГОС О УО - повторное обследование по желанию родителей (законных представителей) может быть организовано перед завершением образования (максимальный срок - 13 лет обучения), а также при необходимости для определения динамики обучения или при несогласии с рекомендованными специальными условиями - в любое время по факту обращения.

Для обучающихся, особые образовательные потребности которых были определены ПМПК до 2016 года, при отсутствии взаимных претензий со стороны образовательной организации и родителей дополнительное (повторное) обследование НЕ ТРЕБУЕТСЯ.

Для детей дошкольного возраста повторное обследование в ПМПК необходимо перед началом обучения на уровне начального общего образования. В случае наличия в ДОО групп компенсирующей направленности целесообразен выезд территориальной ПМПК для вывода о степени компенсации имеющихся нарушений, наличия ОВЗ в начале школьного обучения, а также вывода о варианте АООП.

Если у ребенка, посещавшего логопедическую или иную компенсирующую группу, а также не обращавшегося ранее за консультацией, по заключению специалистов ПМПк ОО или независимых экспертов имеются проявления нарушения развития, которые позволяют говорить о наличии ОВЗ и необходимости специальных условий, следует рекомендовать вариант АООП до начала школьного обучения (в случае незначительных отклонений - вариант 1). Только в этом случае ОО сможет составить учебный план, в соответствии с которым первый год обучения пролонгируется на двухлетний срок, позволяя сформировать у ребенка более надежные предпосылки дальнейшего успешного обучения и таким образом избежать последующего "срыва адаптации". Отсутствие подобной рекомендации (что наиболее вероятно для выпускников логопедических групп ДОО, где нередко получают помощь и дошкольники с негрубой ЗПР) нарушит положение о непрерывности коррекционной помощи.

В соответствии с действующим Положением о деятельности ПМПК, любой специалист может иметь особое мнение по поводу имеющихся у ребенка ОВЗ и рекомендуемого ему варианта АООП, которое фиксируется в протоколе комиссии. Оно должно быть указано в заключении комиссии. Копия заключения комиссии передается родителям сразу же или же она должна быть подготовлена в течение 5 рабочих дней, может быть направлена родителям по почте (с уведомлением о вручении).

Организация деятельности ПМПК. Независимо от того, как проводится обследование (индивидуально каждым специалистом или одновременно), каждый член ПМПК в процессе своего обследования или наблюдения за работой коллег должен вести собственный краткий протокол, желательно с фиксацией используемых методических средств.

Подобный протокол позволяет не только описать, пусть и в краткой форме, результаты собственного обследования, но и зарегистрировать важные с профессиональной точки зрения данные, получаемые в процессе работы с ребенком и разговора других специалистов с его родителями. Все эти данные позволяют более точно построить диагностическую гипотезу для собственного обследования, а при составлении коллегиального заключения - обеспечить профессионально подкрепленные доводы собственной позиции в отношении всех перечисленных пунктов заключения.

Диагностическая гипотеза должна опираться не только на объективные жалобы, предъявляемые к ребенку взрослым или его собственные проблемы, но, в первую очередь, должна исходить из знания типичных и специфичных для различных вариантов дизонтогенеза особенностей психомоторного, когнитивного и социоэмоционального развития. В этом случае сведения о предыдущих этапах развития ребенка, полученные в ходе анализа анамнестических данных, играют чрезвычайно важную роль в выборе конкретных приемов его обследования (в т.ч. подборе адекватных диагностических методик) каждым специалистом ПМПК. Однако нередко первичная гипотеза может измениться, например, если специалисты видят, что ребенок не понимает инструкций или не удерживает их. Значительная роль в корректировке диагностической гипотезы принадлежит наблюдению за особенностями внешнего вида ребенка, его поведения до обследования, непосредственно в процессе работы, в ходе взаимодействия с разными людьми.

Общие требования, касающиеся обследования детей разных возрастных групп. Ранняя помощь (дети в возрасте от 0 до 3 лет) является приоритетным направлением отечественной системы образования. Развитие системы ранней помощи, создание общей базы детей, имеющих ОВЗ, поможет прогнозировать потребность в специальных условиях, которая станет актуальной через какое-то время.

Для правильного диагностического вывода приоритетное значение имеют два метода - наблюдение и анализ медицинской документации. Значим также опрос родителей. Помимо сбора подробного анамнеза целесообразно использовать некоторые скрининговые методики и диагностические приемы, представленные в различных шкалах развития <3>. Необходимо учитывать физиологически нормативное некоторое отставание в сроках психомоторного развития у недоношенных детей.

--------------------------------

<3> Для применения в диагностике не рекомендуются зарубежные неадаптированные шкалы, в т.ч. шкала Бейли.

На втором и третьем году жизни первоочередное значение для оценки нормативности развития имеет понимание инструкции, в том числе побуждением ребенка подражать действиям взрослого. Одним из важнейших диагностических маркеров отставания является отсутствие возможности (стремления) подражать, а также низкие способности к концентрации внимания на объекте, недостаточность реагирования на обращенную речь, неспособность выполнить простейшие задания типа:

- подать экспериментатору знакомый ребенку предмет;

- соотнести реальный предмет с его изображением;

- произвести соотносящие действия - закрыть коробки подходящими по размеру крышками, надеть кольца на стержень пирамидки и т.п.;

- сложить разрезную картинку из двух частей (придвинуть их друг к другу);

- показать части тела на кукле, на себе;

- действовать карандашом (фломастером);

- действовать с мячом (удержать, бросить, катить);

- подражать движениям взрослого (ладушки, сорока-ворона и выполнять их по просьбе);

- совершать предметные действия (кормление игрушки ложкой);

- рассматривать вместе с взрослым (можно с матерью) книжку с крупными картинками и т.п.

В раннем возрасте к целевым ориентирам образования относятся:

- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками,

- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),

- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов,

- рассматривание картинок,

- двигательная активность.

В заключениях специалистов настоятельно рекомендуется указывать "на момент обследования" (то, что касается обследования соответствующего специалиста) и затем (при необходимости) обозначать, как это согласуется с данными анамнеза (экспертной оценки родителей при заполнении необходимых шкал).

Использование нормативных показателей оценки психического развития младенца и ребенка раннего возраста является обязательным. Поскольку развитие ребенка в обсуждаемые возрастные периоды во многом детерминировано генетической программой, год разработки шкалы не имеет первоочередного значения.

Обобщенные нормативные показатели были представлены еще в 30-е годы XX века Н.М. Щеловановым и Н.М. Аксариной, затем в 80-е годы Л.Т. Журба и Е.М. Мастюковой (только для 1 года жизни), в этот же период Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт - для детей раннего возраста. Несколько позже Г.В. Козловской, А.В. Горюновой и др. был предложен график нервно-психического обследования младенцев - ГНОМ (1997). Критерии оценки и диагностические пробы, которые можно использовать при обследовании испытуемых в обсуждаемом возрастном диапазоне, представлены в руководстве "Дети-сироты: консультирование и диагностика развития" под ред. Е.А. Стребелевой (1998), в пособии Ю.А. Разенковой "Игры с детьми младенческого возраста", методических рекомендациях "Критерии нормального развития" Е.Л. Инденбаум и др. Перечень рекомендуемых методик приведен в Приложениях 7.1 и 9.

Отставание от нормативных показателей на один эпикризный срок диагностически мало значимо, на два эпикризных срока - является безусловным основанием для включения ребенка в группу риска, на три эпикризных срока - свидетельствует в пользу наличия ОВЗ. На первом году жизни эпикризный срок составляет месяц, на втором году жизни - три месяца, на третьем году жизни - полгода, после трех лет - год. Оценка проводится по всем линиям развития. В итоге может быть выявлена тотальная или неравномерная задержка развития, дающая основание для диагностического вывода.

В этом случае заключение учителя-дефектолога будет включать в себя:

- имеющиеся ЗУН (соответствуют, не полностью соответствуют, отстают, выражено отстают, грубо отстают) от возрастной нормы;

- обучаемость (по параметрам принятия помощи): сохранена, ухудшена (ребенок не принял помощь не более чем один-два раза), снижена (ребенок не принял помощь приблизительно в половине случаев), низка (ребенок не принял помощь более, чем в половине случаев), не определяется (ребенок вообще не принимает помощь).

Заключение учителя-логопеда:

- речевое развитие соответствует (не соответствует) норме возраста.

- При несоответствии: экспрессивная речь (незначительно отстает, отстает, существенно отстает от возрастной нормы, не сформирована), импрессивная речь: не нарушена, понимание ухудшено (требуется сопровождение жестом), понимание недостаточно (даже в жестовом сопровождении понимает не все), понимание обращенной речи отсутствует.

При наличии дефектов артикуляционного аппарата или подозрении на нарушение иннервации данная информация также должна быть указана в заключении.

Заключение педагога-психолога:

- психическое развитие (соответствует, незначительно отстает, отстает, существенно отстает, грубо отстает) от возрастной нормы либо "характеризуется неравномерностью".

Основанием для вывода о степени отставания являются:

- характеристики предметной деятельности (орудийные и соотносящие действия с предметами доступны, доступны по подражанию, затруднены из-за моторной недостаточности, недостаточно адекватны, недоступны);

- сформированность познавательной деятельности (перцептивное действие идентификации - по цвету, перцептивный анализ - вкладыши разной формы, перцептивный синтез - разрезная картинка, ориентировка в схеме тела, концентрация внимания на объекте и т.п.): - в соответствии с возрастом, отстает, не сформирована; социально-эмоциональное развитие (привязанность к матери, дифференциация чужих, эмоциональное заражение, ориентировочная реакция - интерес к новому) - в соответствии с возрастом, недостаточно, искажено.

Общим для всех специалистов следует считать оценку больших моторных функций. Система классификации больших моторных функций (Gross Motor Function Classification System - GMFCS) была разработана сотрудниками Канадского университета МакМастер (McMaster University), переведена на многие языки мира и в данное время является общепринятым мировым стандартом (R. Palisano et al, 1997, Клочкова, Куренков и др., 2013). Несмотря на то, что она преимущественно применяется для оценки уровня моторных нарушений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, базируясь на их функциональных возможностях, потребности во вспомогательных устройствах и возможностях передвижения, она может быть использована для оценки двигательной особенностей любых категорий детей. Однако отсутствие у специалистов ПМПК этой системы не является препятствием для оценки моторных функций другими способами.

Диагностический вывод всех специалистов по отношению к ребенку раннего возраста редко может быть сформулирован иначе, как в терминах задержки:

- задержка речевого развития,

- задержка психоречевого развития,

- задержка моторного (психомоторного) развития,

- специфическая задержка развития (при нарушениях слуха или (и) зрения).

Может быть определена также тотальная задержка психического развития (сочетание отставания моторики, познавательной деятельности, речи, социально-эмоционального развития). К указанным формулировкам может определяться также тяжесть имеющегося отставания: в терминах "выраженная" (отставание на три эпикризных срока), "грубая" (отставание более, чем на три эпикризных срока). В редких случаях определяется асинхрония развития (нормативное или опережающее развитие одной из сфер в сравнении с отстающими другими). Такую задержку следует обозначать как "асинхронная".

При обследовании ребенка раннего возраста не всегда можно дифференцировать, носит задержка психоречевого развития вторичный характер, или является составной частью общего нарушения (как известно, у ребенка с сенсорными, двигательными нарушениями могут наблюдаться оба варианта), поэтому указания подобного типа в заключении ПМПК можно полагать излишними.

Если ребенок, у которого диагностирована задержка психического развития, уже имеет установленную инвалидность и ИПРА, следует соотносить пункт 11 заключения ПМПК с указанными там рекомендациями. Рекомендации ПМПК, если наличие ОВЗ устанавливается, зависят от возраста и тяжести состояния ребенка. Если у него сформированы навыки самостоятельного передвижения и элементарного самообслуживания (еды), а поведение носит управляемый извне характер (ребенок адекватно реагирует, если не на смысл обращенной речи, то, хотя бы на интонацию), ему можно рекомендовать посещение группы комбинированного или компенсирующего вида (возможно, с указанием на достижение определенного возраста). В случае если навыки не сформированы, следует рекомендовать помощь ассистента (помощника).

Кроме того, могут быть даны рекомендации о получении помощи на базе центров дополнительного образования, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, других образовательных организаций, имеющихся в муниципалитете или регионе, где проживает обследуемый.

Целесообразны следующие формулировки (п. 11 заключения ПМПК): "Коррекционно-развивающая работа с учителем-дефектологом или педагогом-психологом над восполнением недостатков предшествующего развития, начиная с заданий, соответствующих по уровню сложности предлагаемым для детей (указать какого) возраста с одновременной ориентацией на требования к ребенку (возраст испытуемого) в соответствии с программами ранней помощи".

Естественно, что специалисты ПМПК должны сами отчетливо представлять и то, и другое и предоставлять родителям памятки-ориентиры. Формулировки подобного типа более адекватны для детей, у которых в соответствии с классификацией В.В. Лебединского имеет место недостаточное развитие (умственная отсталость), хотя в раннем возрасте определять тип нарушенного развития весьма сложно. Так, например, и при сенсорной или сенсомоторной алалии, и при умственной отсталости, и при РАС будет отсутствовать не только речь. Существенное отставание будет зафиксировано учителем-дефектологом, специальным педагогом-психологом. Поэтому лучше избежать "жесткого" вывода (сам В.В. Лебединский, даже говоря о более старших возрастах, указывал на сочетание патопсихологических синдромов дизонтогенеза), чем допускать потенциальную диагностическую ошибку.

Обращение в ПМПК с детьми раннего возраста не носит систематического характера, скорее может последовать в случае серьезной патологии, в т.ч. обусловленной хромосомной аномалией. Известно, что симптоматика, например, при синдроме ломкой X-хромосомы, будет сложной, включающей сочетание признаков умственной отсталости, аутистических черт и т.п. ПМПК, конечно, заинтересована в правильных диагнозах, однако ее задача - установление образовательных потребностей и специальных условий, а не "подведение" под ту или иную теоретическую модель, хотя пользование общепринятой и однозначно трактуемой (но не клинической) терминологией не исключается.

Если отмечается определенная асинхрония в становлении различных сфер (какая-то из них относительно сохранна), то рекомендации следует конкретизировать: "с приоритетным вниманием к...". Например, если обращение последовало от родителей ребенка с подозрением на моторную алалию, то отставание в становлении познавательной деятельности не будет выражено так же существенно, как в активной речи и, соответственно, последует конкретизация "расширению понимания речи, стимуляции собственной речевой активности".

При дефицитарном развитии (нарушениях слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) принцип ранней помощи является первоочередным и содержание этой помощи уже подробно проработано ведущими специалистами в конкретных областях.

Нарушения слуховой функции в первую очередь требуют решения вопроса о возможности операции, улучшающей слухоречевые возможности, однако это к функционалу ПМПК напрямую не относится.

К числу первоочередных рекомендаций относятся занятия с сурдопедагогом для развития возможности альтернативной коммуникации (а для ребенка после кохлеарной имплантации - для "запускающего" этапа речи). Наличие имплантированных детей требует подготовки адекватных для удовлетворения их образовательных потребностей специалистов (подобную специализацию может получить и учитель-логопед, однако "обычная" логопедическая подготовка не сделает его работу эффективной). Огромное значение имеет формирование у имплантированного ребенка возможностей адекватного эмоционального отклика на обращение, нивелирующее типичное и недостаточно социально адекватное реагирование глухого.

При нарушениях зрения на первый план выходит развитие мобильности (помощь в овладении пространством), профилактика вторичной аутизации, вербализма, развитие компенсаторных функций, позволяющих осуществлять познание.

При наличии НОДА у ребенка раннего возраста приоритетную роль следует уделять стимуляции интереса к окружающему, развитию произвольного внимания, способности к удержанию предметов (во взаимодействии с взрослым), слуховому восприятию, формированию представлений о цвете, форме, величине, расширению пассивного словаря, улучшению артикуляционной моторики.

Особую область составляют дети с предполагаемыми РАС. В настоящее время с одной стороны, количество детей, обнаруживающих аутистическую симптоматику, увеличивается. С другой стороны, она может существенно варьировать и при некотором внешнем сходстве быть следствием разных состояний: и составляющей ТМНР, и симптомом дегенеративного заболевания ЦНС, и собственно психозом, и проявлением серьезной органической неполноценности ЦНС и т.д. Постановка соответствующего клинического диагноза во многом определяется позицией врача-психиатра. Кроме того, даже в классической работе К.С. Лебединской показано, что в раннем возрастем детей с РАС большинство жалоб и симптомов нельзя назвать специфичными. Однако наличие аутистических черт даже в раннем возрасте требует строго дозированного расширения сферы социальных контактов ребенка, попыток формирования "совместно разделенного переживания" (Е.Р. Баенская), что создает основу для повышения социальной чувствительности и выносливости в контактах.

Для ребенка с РАС первоочередное значение имеет формирование возможности действовать по подражанию, овладение доступными социально-бытовыми навыками. Вместе с тем, не исключается использование АВА-терапии, сенсорной интеграции и других инновационных технологий обучения детей с РАС.

В случае наличия у ребенка двигательных, сенсорных нарушений, органической патологии артикуляционного аппарата (при отсутствии заключения МСЭ к моменту диагностики в ПМПК) следует, в первую очередь, указывать на необходимость медицинского обследования для решения вопросов о возможности улучшения состояния поврежденного органа (системы).

В случае если у специалистов ПМПК, несмотря на представленность медицинской документации, все же возникает подозрение на недиагносцированную к моменту обследования хромосомную, генетическую, неврологическую патологию, это также должно указываться в рекомендациях.

Относительно же содержания рекомендаций - специалистам ПМПК следует регулярно следить за публикациями на сайтах ИКП РАО, РГПУ им. Герцена, МГППУ, МПГУ, в журналах "Дефектология", "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития". Это позволит удерживать "культурную норму" формулировок. Естественно, что сказанное относится не только к раннему возрасту, но и ко всем другим возрастным группам.

Специалистам необходимо учитывать список шкал, используемых для обследования детей раннего возраста:

- KID<R> (Чистович, Рейтер, Шапиро, 2000)

- RCDI (Шапиро, Чистович, 2000) - русская версия шкалы Child Development Inventory (CDI) (Ireton, 1992).

- Русская версия американского опросника для родителей The MacArthur Communicative Development Inventory (MacArthur CDI).

- Денверский скрининг-тест развития (DDST).

- Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста (The Modified Checklist for Autism in Toddlers (M-CHAT); Robins, Fein, & Barton, 1999).

- Рейтинговая шкала аутизма у детей C.A.R.S. Schopler E, Reichler RJ, DeVellis RF, Daly К (1980).

- Шкалы развития младенца Bayley. Тест Бэйли.

- Шкала ментального развития R. Griffiths.

- Скриниг, направленный на выявление детей с подозрением на снижение слуха.

- Тест "ГНОМ" и т.д.

Обследование несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет имеет особое значение, т.к. возраст уголовной ответственности определен законодателем с 14 лет, и, соответственно, заключение и рекомендации ПМПК могут играть важную роль в процессе решения трудных жизненных или юридически значимых ситуаций с участием несовершеннолетних (на досудебном, судебном и постсудебном этапе как в уголовном, так и гражданском процессах).

Следует отметить, что ПМПК, относясь к ведомству системы образования, также входит в государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, деятельность которой регламентируется Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 04.06.2014) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Таким образом, проведение квалифицированного обследования и составление развернутого заключения ПМПК имеет существенное значение не только для организации обучения и воспитания несовершеннолетних с девиантным поведением, т.к. должно содержать в себе в т.ч. и рекомендательную часть, но и для профилактики правонарушений в широком смысле.

При обследовании несовершеннолетних с девиантным поведением, прежде всего, важно проанализировать их способность к произвольной регуляции деятельности и поведения. В качестве значимых индикаторов выступают особенности:

- целостного рисунка поведения в процессе обследования;

- познавательной деятельности (способности использовать искусственные средства при организации запоминания, в т.ч. схемы при решении учебных задач, удерживать сложную словесную инструкцию, рассуждать, вербализовать способ решения познавательной задачи, выделять правила и алгоритмы решения, оценивать его правильность и т.п., а также принимать помощь и "переносить" усвоенный способ деятельности на сходное задание);

- общей осведомленности, в том числе в житейских вопросах, способности делать адекватный перенос и ориентироваться в различных социальных ситуациях;

- эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер;

- ценностно-смысловой сферы и правосознания.

Диагностический инструментарий должен давать качественную оценку следующих особенностей:

- особенности мотивационной направленности несовершеннолетнего в процессе обследования (старательность, пассивная старательность, пассивность), понимания контекста ситуации обследования;

- особенности поведения, установления контакта и взаимодействия с несовершеннолетним в процессе работы;

- качество и особенности выполнения заданий, особенности деятельности в целом;

- особенности и содержание корректирующей помощи, предъявляемой специалистом несовершеннолетнему в процессе обследования, необходимой для выполнения заданий.

Важное значение имеют факты из истории жизни несовершеннолетнего (например, состоит ли на внутришкольном учете, в КДН и ЗП, ПДН; как характеризуется с места учебы и др.). Для этой цели в соответствии с п. 11 Положения о ПМПК, где обозначено право комиссии "запрашивать у органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своей деятельности" рекомендуется заблаговременно получить необходимую и достоверную информацию. Запрос посылается на бланке комиссии (Приложение 2.10).

В обследовании этой категории обследуемых основная роль принадлежит педагогу-психологу, который строит свой вывод, основываясь на требованиях к диагностической ситуации экспертизы, сформулированных А.Г. Шмелевым. Используемые методы должны носить взаимодополняющий и взаимопроверяющий характер. Так обычно сопоставляются данные наблюдения, беседы, заполнения отдельных опросников, адаптированных для возраста, и результатов выполнения проективных методик, смысл которых неочевиден для испытуемого.

Перечень рекомендуемых методик приведен в приложениях 6.4, 7.5, 8.4. Курсивом выделены те, которые в большей вероятности могут быть использованы при обследовании в центре ППМС-помощи, чем в ПМПК. Вместе с тем рекомендуемый перечень поможет педагогу-психологу ПМПк ОО или психологу-эксперту правильно сориентироваться в диапазоне применимых методик. В связи с этим, важна система взаимодействия ПМПК и центра ППМС-помощи при решении диагностических задач.

Состояние познавательной сферы может оцениваться с помощью общеизвестных "взрослых" патопсихологических методик, приведенных в руководстве С.Я. Рубинштейн или В.М. Блейхера, И.М. Крук. Нередко требуется стандартная оценка интеллекта, которая в возрасте до 16 лет проводится по WISC, а позже - по WAIS (модификации теста Д. Векслера, ИМАТОН). Стандартный показатель вербального, невербального и общего интеллекта можно получить только с его помощью. Не исключается использование Прогрессивных или (предпочтительней) продвинутых матриц Равена (однако отечественная стандартизация не проводилось, поэтому в качестве ориентира могут использоваться Руководства, изданные ООО "Когито-центр"). Разработчиками не предусматривалось определение стандартного показателя интеллекта, результат по тесту соотносится с процентильной шкалой. Можно рекомендовать использовать критериально-ориентированный школьный тест умственного развития (ШТУР), но, как и любой критериально ориентированный тест, он предполагает лишь условные ориентиры - минимально "нормативный" результат, свидетельствующий как об уровне обученности, так и об овладении умственными операциями.

То же самое касается заполнения личностных опросников (например, ПДО - патохарактерологический диагностический опросник) или выполнения проективных методик: они достаточно объемны, требуют времени не только для выполнения, но и для интерпретации педагогом-психологом, поскольку правильный диагностический вывод может быть сделан только на основе всей совокупности имеющихся диагностических материалов.

Поэтому именно для подростков представляется необходимым рекомендовать предварительное психологическое обследование с соответствующим экспертным заключением компетентного педагога-психолога, что также реализует право комиссии, обозначенное в п. 11 Положения о ПМПК. Обследование должно осуществляться с согласия родителей (законных представителей), которое дается вместе с заполнением заявления. В этом случае педагогу-психологу и другим специалистам ПМПК будет легче сориентироваться в диагностическом выводе.

Запрос к педагогу-психологу должен формулироваться комиссией на основании изучения представленных документов, в т.ч. результатов запросов, сделанных в инстанции, фиксирующие девиантное или делинквентное поведение, передаваться по закрытому каналу информации. В этом случае желательно заранее согласовать с предполагаемым экспертом формулировки запроса, поэтому для него предлагается иная форма (Приложение 2.10).

Не исключается возможность рассмотрения в ПМПК заключения специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда), занимающихся консультативной деятельностью соответствующего профиля, привлекаемых к диагностике по инициативе родителей и для детей других возрастных групп. Однако в этом случае подпись специалиста должна быть заверена печатью организации, в которой он работает (или его личной печатью). Эксперт должен быть знаком с перечнем методик, рекомендованных для обследования, и, соответственно, использовать их в диагностике, отражая их перечень в своем заключении. Передача в ПМПК заключений такого типа может осуществляться самими родителями в запечатанных конвертах.