ШКАЛА ОЦЕНКИ СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПИРОВАННОСТИ

(школьный возраст, дети-сироты) <9>

(Е.Л. Инденбаум, М.Ю. Вандышева)

--------------------------------

<9> Составлена на основе Л.М. Шипицина. Необучаемый ребенок в семье и обществе. СПб.: Дидактика-плюс, 2002.

1. Уровень бытовых навыков: Условный балл __ (от 1 до 10).

В младшем школьном возрасте:

1 - 2 балла - совершенно несамостоятелен, все делает только с помощью и под контролем педагога.

3 - 4 балла - владеет элементарными санитарно-гигиеническими навыками, но умывается, переодевается, причесывается только под контролем воспитателя, не умеет застилать постель, во время еды неправильно держит ложку, ест неаккуратно (крошит хлеб, проливает суп на себя и на стол, не вытирает рот), выбирая одежду недостаточно учитывает ее назначение (выходная или повседневная), не отслеживает ее состояние (мятая, без пуговиц и т.п.), не убирает на место, не следит за чистотой обуви и т.п. Во время дежурства неаккуратно вытирает стол, подметая, оставляет мусор.

5 - 6 баллов - необходимо напоминать о выполнении санитарно-гигиенических требований (умыться, почистить зубы, причесаться и т.п.), но после напоминания справляется самостоятельно, постель застилает неаккуратно, во время еды недостаточно опрятен, недостаточно следит за своим внешним видом (одежда не подобрана по цветовой гамме, назначению, недостаточно опрятна - не обращает внимания на пятна и т.п.), лучше справляется с обязанностями дежурного, однако требует контроля.

7 - 8 баллов - санитарно-гигиенические навыки сформированы, владеет всеми необходимыми умениями дежурного (подмести, вытереть пыль, стереть со стола, полить цветы), но затрудняется в самостоятельном планировании последовательности выполняемых действий, самостоятельно обращается с просьбой о замене грязной одежды, следит за чистотой обуви, внешний вид преимущественно опрятный.

9 - 10 - исключительно опрятный внешний вид, без напоминаний качественно выполняет обязанности дежурного.

Для подростков:

1 - 2 балла - владеет элементарными санитарно-гигиеническими навыками, но умывается, переодевается, причесывается только под контролем воспитателя, кое-как застилает постель, нелепо одевается, выглядит крайне неопрятным, с обязанностями дежурного не справляется.

3 - 4 балла - недостаточно аккуратен в одежде, прическе, самостоятельно не посещает комнату личной гигиены, не умеет хорошо стереть пыль, подмести пол, полить цветы, без напоминания убрать за собой одежду, личные вещи, в тумбочке беспорядок, самостоятельно не стирает нижнее белье, носки. Слабо усваивают программу СБО. Не овладевают элементарными навыками ремонта одежды (пришить пуговицу, заштопать и т.п.).

5 - 6 баллов - санитарно-гигиенические навыки сформированы, владеет всеми необходимыми умениями дежурного (подмести, вытереть пыль, вытереть со стола, полить цветы), но затрудняется в самостоятельном планировании последовательности выполняемых действий, самостоятельно обращается с просьбой о замене грязной одежды, следит за чистотой обуви, носков, нижнего белья, внешний вид в целом опрятный, но может надевать вещи, не соответствующие ситуации. Усвоение программы СБО неравномерное.

7 - 8 баллов - бытовые навыки сформированы: опрятен, самостоятельно справляется с бытовыми поручениями, может правильно планировать последовательность бытовых действий.

9 - 10 баллов - очень хорошие бытовые навыки, овладел разнообразными умениями, превышающими требования.

2. Социально-бытовая ориентировка: Условный балл __ (от 1 до 10).

1 - 2 - не знает частей тела, что растет в огороде, как называются продукты питания, зачем нужны конкретные домашние животные и т.п., а также элементарных правил поведения и безопасности.

3 - 4 - знает кое-что из вышеперечисленного, адрес, названия дней недели, на улице различает тротуар и проезжую часть, понимает светофор, остановку, соблюдает элементарные правила поведения (поздороваться, попрощаться, сказать "спасибо" и "пожалуйста"), понимает, что надо обо всем предупреждать воспитателя. Самостоятельно оценить ситуацию (уместности вопроса, своего присутствия и т.п.) не может, не всегда правильно правильно ведет себя в общественных местах. Не осознает угрозы своему здоровью (может ходить с мокрыми ногами, одеваться не по погоде и т.д.).

5 - 6 - знает многое из вышеперечисленного, понимает месяцы, числа, некоторые дорожные знаки, понимает, что нельзя разговаривать и уходить с незнакомыми взрослыми, соблюдает более сложные правила поведения (спросить, можно ли войти, что-то взять, выйти из-за стола, обращаться на "Вы" и по имени отчеству, но иногда недостаточно ориентируется в ситуации, например, некстати обращается с вопросом). Начинает прислушиваться к разговорам, обращенным не к нему и понимать их смысл, адекватно ведет себя в общественных местах. Приобретает некоторые полезные навыки и привычки.

7 - 8 - знает назначение различных учреждений (почта, вокзал, больница, поликлиника, библиотека и т.п.), хорошо ориентируется в бытовых вопросах (знает, что надо для стирки, уборки, приготовления пищи), отличает сорняки от посевов, знает, как ухаживать за домашними животными, понимает время на часах, отличает "опасных" людей - пьяных, наркоманов, бомжей, в определенной мере понимает информацию из СМИ, может справиться с неожиданной ситуацией, знает о вреде вредных привычек.

9 - 10 - ориентируется в профессиях и своих возможностях, наличии реальной опасности здоровью и жизни, понимает, как передаются болезни, понимает, с каким человеком имеет дело, соблюдает правила ЗОЖ, социально-бытовое ориентирование на уровне взрослого, дееспособного человека.

3. Взаимодействие со сверстниками: Условный балл __ (от 1 до 10).

1 - 2 - общение быстро разрушается из-за агрессивного поведения.

3 - 4 - постоянно конфликтует со сверстниками или устойчиво пытается избегать общения.

5 - 6 - общение преимущественно ситуативно, стабильно предпочитаемых сверстников не имеет, ярко проявляются конкурентные отношения.

7 - 8 - не провоцирует ссоры, идет на уступки, появляются стабильно предпочитаемые сверстники.

9 - 10 - имеет постоянных друзей своего возраста, понимает правила дружбы, умеет "поставить себя", есть избирательность в контактах.

4. Взаимодействие с взрослыми (учителями): Условный балл __ (от 1 до 10).

1 - 2 - не соблюдает дистанции при взаимодействии с любым взрослым.

3 - 4 - соблюдает правила поведения избирательно, только с эмоционально предпочитаемыми или наиболее авторитетными взрослыми, при отсутствии этого способен на откровенную грубость.

5 - 6 - общается в целом адекватно, но может дать аффективную вспышку или "завредничать". Откровенной грубости не допускает.

7 - 8 - соблюдает правила взаимодействия с учителями.

9 - 10 - общается со всеми взрослыми вежливо, при этом обнаруживает эмоциональную избирательность - относится к любимому учителю как к наиболее авторитетному человеку.

5. Умение вести себя в здании школы и на групповых мероприятиях: Условный балл __ (от 1 до 10).

1 - 2 - нуждается в постоянном контроле взрослого, но и при его наличии допускает неадекватные выходки.

3 - 4 - неадекватного поведения нет, но нуждается в постоянном контроле из-за недостатков саморегуляции.

5 - 6 - поведение зависит от настроения, складывающейся ситуации и степени "интересности", в некоторых случаях может быть вполне упорядоченным, в некоторых - "растормаживается".

7 - 8 - поведение в школе в целом соответствует требованиям, но отдельные замечания приходится делать каждый раз.

9 - 10 - поведение практически без замечаний.

6. Усвоение учебного материала: Условный балл __ (от 1 до 10).

7. Отношение к учебе: Условный балл __ (1 - 10).

1 - 2 - полное нежелание ходить в школу и учиться, негативистическое поведение.

3 - 4 - отрицательное отношение к школе, преподавателям и учению, но открыто этого не проявляет.

5 - 6 - отношение равнодушное, воспринимает учебу как необходимость.

7 - 8 - отношение скорее позитивное, но неравномерное (есть предпочитаемые предметы).

9 - 10 - отношение позитивное, причем к большинству предметов.

8. Трудовые умения и навыки: Условный балл __ (1 - 10).

1 - 3 - с программой по ручному труду не справляется.

3 - 4 - с программой по труду справляется удовлетворительно.

5 - 6 - программу по труду усваивает неравномерно.

7 - 8 - программу по труду усваивает хорошо.

9 - 10 - трудовые навыки позволяют получить профессиональный разряд.

9. Отношение к труду: Условный балл __ (1 - 10).

1 - 2 - нежелание ребенка трудиться, крайняя леность при любых просьбах.

3 - 4 - прохладное отношение к трудовой деятельности, желание при первой же возможности "улизнуть" от выполнения задания, не получает удовольствия от процесса труда, делает все кое-как.

5 - 6 - отношение к труду зависит от настроения, при его наличии может что-то сделать хорошо.

7 - 8 - отношение к труду в целом позитивное, но есть вещи, которые никак не хочет делать.

9 - 10 - любит трудиться и испытывает радость от процесса труда, проявляет инициативу, сам ищет, что бы сделать.

10. Речевая коммуникация: Условный балл __ (1 - 10).

1 - 2 - мало пользуется речью как средством общения.

3 - 4 - владеет определенным набором речевых оборотов, принятых при коммуникации, в нерегламентированной ситуации практически не может выразить свою мысль.

5 - 6 - выражает мысль недостаточно связно, высказывание не всегда грамматически правильное, большое количество стереотипных слов.

7 - 8 - в коммуникативной ситуации возможен монолог, однако он имеет недостатки с точки зрения литературного оформления речи.

9 - 10 - возможности речевой коммуникации сформированы полностью (в любой ситуации может грамматически правильно и лексически полноценно выразить свою мысль).