Особенности организации образовательной деятельности

Организация образовательной деятельности призвана обеспечить специальные условия реализации второго варианта АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, учитывающие индивидуальные возможности и особые образовательные потребности обучающихся.

Особенности организации образовательного процесса определяются спецификой формирования классов, групп обучающихся, календарно-тематического планирования, составления расписаний уроков/занятий, графиков работы, выбора методов, приемов обучения, проведения консилиумов, консультаций, организации комплексного сопровождения обучающихся.

В образовательной организации, реализующей ФГОС О у/о, второй вариант АООП, создаются классы с 1-го по 12-й (включая 1 дополнительный класс). Комплектация классов (ступеней) происходит с учетом возраста и особых потребностей обучающихся. Наполняемость класса для обучающихся по варианту 2 АООП не превышает пяти человек.

С учетом количества обучающихся, материально-технических и других условий образовательной организации допускается объединение классов и формирование разновозрастных ступеней обучения:

1) первая ступень - от 6,5 - 8 лет до 10 лет (1 - 3 годы обучения);

2) вторая ступень - от 11 до 13 лет (4 - 6-й годы обучения);

3) третья ступень - от 14 до 16 лет (7 - 9-й годы обучения);

4) четвертая ступень - от 17 до 19 лет (10 - 12-й годы обучения).

Перевод обучающегося в следующий класс (на ступень) осуществляется с классом, в который он поступал. Если ребенок впервые поступил в общеобразовательную организацию в возрасте, например, девяти лет, то обучаться в школе он имеет право в течение 13 лет, до 21 года.

Спектр особых образовательных потребностей обучающихся по второму варианту АООП чрезвычайно широк и определяется большим диапазоном различных психофизических нарушений и особенностей развития детей. При комплектации классов (ступеней) кроме возраста учитываются особенности психофизического развития детей и степень их потребности в уходе, присмотре и посторонней помощи. В каждом классе (на ступени) могут быть представлены дети, имеющие нарушения различной этиологии и степени тяжести. Среди обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой степенью умственной отсталости можно выделить три типологические группы <5>:

--------------------------------

<5> В каждом из трех перечисленных случаев могут присутствовать также сенсорные нарушения, эпилепсия, соматические осложнения, что вызывает необходимость обеспечения дополнительных специальных условий образования.

1) дети с тяжелыми нарушениями опорно-двигательных функций, не передвигающиеся самостоятельно (вследствие сложных форм ДЦП со спастическим тетрапарезом, гиперкинезами и т.д.), нуждающиеся в физической помощи, в уходе (в переносе, передвижении коляски, при одевании и раздевании, туалете, приеме пищи и т.д.);

2) дети с выраженными проблемами поведения, у которых может присутствовать агрессия, самоагрессия, крик, стереотипии, полевое поведение и другие проявления деструктивного характера. В связи с этим они нуждаются в постоянном присмотре и сопровождении;

3) дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью, без вышеперечисленных сопутствующих нарушений или с ними, но в менее выраженной степени, не требующие постоянной помощи и контроля со стороны персонала.

Описание условных групп обучающихся строится на анализе психолого-педагогических данных, но не предполагает разделение детей в образовательной организации на группы/классы по представленным выше характеристикам. Состав обучающихся в классе должен быть смешанным, и даже важно, чтобы в нем были представители каждой из указанных выше типологических групп.

Сбалансированная вариативная комплектация классов/ступеней, во-первых, позволяет создать условия, которые благоприятствуют тому, что дети, несмотря на их разные возможности, учатся подражать и помогать друг другу. Во-вторых, позволяет рационально распределять нагрузку персонала класса, связанную с уходом за детьми и обеспечением их безопасности.

Наполняемость класса/группы обучающихся по второму варианту АООП образования детей с интеллектуальными нарушениями, согласно требованиям СанПиН <6>, не должна превышать пяти человек. Рекомендуется следующее комплектование класса:

--------------------------------

<6> СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 10 июля 2015 г. N 26).

- до двух обучающихся из первой группы,

- один обучающийся из второй группы,

- два или три обучающихся из третьей группы.

Возможно также объединение двух классов в одном помещении, при этом вместе с увеличением числа обучающихся увеличивается количество персонала (не менее четырех взрослых на десять обучающихся). При таком распределении обучающихся расширяются возможности моделирования образовательного процесса в условиях организации. Так, например, 10 обучающихся сдвоенного класса могут быть единовременно распределены следующим образом:

- с пятью обучающимися третьей группы проводит урок учитель класса и ему ассистирует воспитатель (или помощник);

- с двумя обучающимися (второй группы) проводятся коррекционно-развивающие занятия (логопед и учитель адаптивной физкультуры);

- с двумя обучающимися (первой группы) занимается второй учитель класса (коррекционный курс);

- с одним обучающимся (первой группы) проводит занятие воспитатель (или помощник) по заданию, подготовленному специалистом.

С учетом примерно такого расклада составляется календарно-тематический план по предмету на группу обучающихся (Приложение 3) и недельное расписание класса/ступени (Приложение 4 - не приводится), в котором учитывается время и место проведения уроков/курсов с каждым ребенком в индивидуальной и групповой форме разными специалистами. Содержание календарно-тематического планирования формируется на основе содержания СИПР каждого обучающегося класса (ступени).

Форма проведения уроков и курсов/занятий может быть индивидуальная или групповая. Она выбирается специалистами с учетом специфических образовательных потребностей обучающихся и сформированности у них базовых учебных навыков. В случае отсутствия (или дефицита) последних, в соответствии с СИПР, включающей программу формирования базовых учебных действий, планируется индивидуальное расписание и режим пребывания обучающегося в образовательной организации.

Формирование базовых учебных действий происходит в форме индивидуальной работы специалиста с ребенком, с постепенным дозированным увеличением времени его пребывания в группе сверстников. По мере формирования базовых учебных действий и готовности обучающегося к нахождению и обучению с другими детьми время пребывания ребенка в образовательной организации вообще и в классе (на ступени) в частности увеличивается. Продолжительность пребывания ребенка в организации, предпочитаемая часть дня (например, утро или послеобеденное время) устанавливается ПМП консилиумом, с учетом психо-эмоционального состояния ребенка и его готовности к нахождению и обучению в среде сверстников. В качестве критерия готовности пребывания в группе сверстников можно рассматривать отсутствие постоянного крика, постоянной вокализации, повышенной двигательной активности, открытой агрессии, направленной на окружающих.

В групповой форме обучения могут принимать участие все обучающиеся класса или несколько (от двух детей). Малые группы формируются с учетом задач, поставленных в СИПР каждого обучающегося, и готовности обучающихся к освоению содержания учебного предмета.

Уроки и коррекционные курсы/занятия, проводимые специалистами организации, представлены в расписании класса в соответствии с учебным планом образовательной организации и индивидуальными учебными планами обучающихся класса. Учет проведенных индивидуальных/групповых уроков (занятий) осуществляется в журнале класса (ступени).

Методологической основой процесса обучения и воспитания является культурно-историческая школа, учение Л.С. Выготского и его последователей о роли специального обучения детей с отклонениями в умственном развитии на различных возрастных этапах, о компенсации нарушенных функций, о принципе развивающего обучения, предполагающем учет зон актуального и ближайшего развития, а также деятельностная концепция учения и личностно ориентированный подход к ребенку.

В обучении могут использоваться отечественные и адаптированные зарубежные методики и программы. В частности, рекомендуются следующие подходы: метод базальной стимуляции - А. Фрелих (Basale Stimulation); методы альтернативной (дополнительной) коммуникации; элементы проектного подхода в обучении; элементы двигательной (физической) терапии; программа MOVE - развитие двигательных возможностей через обучение (Mobility Opportunities via Education); программа TEACCH - лечение и обучение детей с аутизмом и другими сходными нарушениями коммуникации - Э. Шоплер, Г. Мессибов (Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children); программа ABA - метод прикладного анализа поведения (Applied Behavioral Analysis), эмоционально-уровневый подход - В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская и др., методы игрокоррекции - Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова и др., а также другие методики. Выбор и использование того или иного подхода зависит от особенностей развития обучающихся и образовательных задач, сформулированных в СИПР.

Психолого-медико-педагогический консилиум (Приложение 2) образовательной организации является важным инструментом психолого-педагогического сопровождения ребенка. Консилиум несет ответственность за создание необходимых условий образования ребенка, которые предписаны в заключении ПМПК, и собирается для решения следующих вопросов: организация приема обучающихся, проведение психолого-медико-педагогического обследования, анализ проблем обучения и воспитания ребенка в семье или в школе; организационно-методическая поддержка специалистов, работающих с ребенком. На консилиум приглашаются родители (законные представители ребенка).

Наиболее сложные вопросы оказания ребенку комплексной помощи выносятся на обсуждение психолого-медико-педагогического консилиума, в работе которого принимают участие специалисты, работающие с ребенком, и родители обучающегося. С целью координации медицинского и психолого-педагогического аспектов помощи детям с эпилепсией, ДЦП, РАС необходимо проведение регулярных консультаций с врачами (психиатр, невропатолог, ортопед и нейропсихолог). В ходе диалога обсуждаются вопросы возможного изменения медицинской коррекции, проведения медицинского обследования, изменения подходов психолого-педагогической работы с ребенком, введения индивидуального графика посещения ребенком образовательной организации и другие. По итогам работы ПМПк составляется протокол и, при необходимости, даются рекомендации о внесении изменений в СИПР. Заседания ПМПк проводятся не реже 1 раза в четверть.

Для мониторинга педагогического процесса 2 раза в год в СИПР отражается сформированность представлений, умений и навыков обучающихся, отмечается степень их самостоятельности. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: "выполняет действие самостоятельно", "выполняет действие по инструкции" (вербальной или невербальной), "выполняет действие по образцу", "выполняет действие с частичной физической помощью", "выполняет действие со значительной физической помощью", "действие не выполняет"; представление: "узнает объект", "не всегда узнает объект" (ситуативно), "не узнает объект".

В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий год. В целях информирования о результатах обучения детей их родителям (законным представителям) направляется информационное письмо, отражающее содержание предоставленной в течение учебного года психолого-педагогической помощи ребенку, динамику развития и оценку сотрудничества учреждения и семьи по вопросам воспитания и обучения ребенка.

Перевод обучающегося на следующую ступень осуществляется максимально приближенно к возрасту.

Четыре примера разработанных специалистами ГБОУ Псковской области "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения" СИПР приведены в Приложении 8. Примеры индивидуальных программ разработаны для четырех обучающихся, представляющих следующие типологические группы обучающихся:

1) обучающийся 1-й группы - ребенок с умеренной умственной отсталостью, с тяжелыми нарушениями опорно-двигательных функций, самостоятельно не передвигающийся;

2) обучающийся 1-й группы - ребенок с тяжелой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития, самостоятельно не передвигающийся;

3) обучающийся 2-й группы - ребенок с умеренной умственной отсталостью, с выраженными нарушениями поведения;

4) обучающийся 3-й группы - ребенок с умеренной умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра.